Уважаемые читатели! Вы, наверняка, слышали мнение о том, что современная Россия существует только благодаря промышленному наследию СССР, которое бездарно проедается, а все наши т.н. «достижения» являются эксплуатацией советских разработок. Зачастую на основании такого мнения делается вывод о том, что мы живём в «сворованной стране», недостойной своего великого предшественника. А раз так, значит, любому порядочному человеку не остаётся ничего иного, кроме как обиженно надуться и свысока наблюдать за жалкими потугами «клептократического режима».
Об истоках,
степени соответствия реальности и
последствиях такого мнения предлагается
трезво порассуждать ниже.
Для большей
наглядности начну со свежего примера
– накануне были проведены успешные
лётные испытания нового отечественного
истребителя МиГ-35. Самолёт является
прямым наследником легендарного МиГ-29,
который был разработан в конце 70-ых
годов прошлого века. Внешне он почти не
изменился, разве что слегка увеличилась
площадь крыла и на нём появилось больше
точек подвеса (для крепления дополнительного
вооружения и устройств). На этом основании
конструкторы, Министерство обороны РФ,
да и вся страна в целом была немедленно
обвинена частью комментариата
в «неумении создать ничего нового и
пиаре на наследии СССР».
Между тем,
специалисты в области авиации подчёркивают,
что, несмотря на внешнее сходство с
предшественником, МиГ-35 обладает
современной высокотехнологичной
«начинкой» и переработками, которые по
сути делают его новым самолётом. В
частности, при проектировании МиГ-35
удалось на 50% повысить внутренний запас
топлива и также в два раза увеличить
боевую нагрузку. В результате вооружение
и радиус действия МиГ-35 приблизился к
уровню тяжёлых истребителей (при
существенно более низкой стоимости
самого самолёта и его эксплуатации). В
детали других новшеств углубляться не
будем, так как все они есть в открытом
доступе для самостоятельного изучения
интересующихся. Важно другое.
Нет сомнений,
что новый МиГ использует конструкцию
планера своего предшественника и
развивает наработки советской эпохи.
Просто потому, что эта конструкция
хороша и соответствует стоящим перед
самолётом современным задачам. Однако
в оборудование МиГ-35 (поколение 4++)
включены элементы, которые соответствуют
уже следующему поколению, пятому, и
будут на нём обкатываться. Точно так же
впервые полетевший к МКС в 2016 году новый
российский пилотируемый космический
корабль Союз-МС является глубоко
модернизированной версией старого
доброго "Союза", и на нём тоже
испытываются новшества, которые найдут
применение в принципиально новом
космическом корабле «Федерация», работа
над которым идёт параллельно. И таких
примеров можно приводить много.
Мы опираемся на
советское наследие не потому, что ничего
не можем сделать сами, а потому что а) в
большинстве случаев просто не требуется
изобретать велосипед (кстати, большевики
весьма успешно продолжали и развивали
наследие царизма – от Транссиба до
оптической промышленности, изделия
которой сегодня благополучно применяются
в той же авиационной или космической
сфере) и б) фактически, мы только в
последние годы перестали «выживать» и
начали активно созидать. Посудите сами:
в 90-ые нам объективно было не до этого,
в нулевые мы только начали приходить в
себя и думать на перспективу, и только
в десятые мы приступили к реализации
проектов развития, попутно переживая
последствия экономических кризисов и
ухудшения геополитической обстановки.
Не многого ли мы требуем от страны,
исходя из непростых обстоятельств, в
которых она оказалась? Конечно, наверное,
страна могла бы инициировать ускоренную
реиндустриализацию. Но есть опасения,
что в тот исторический период большая
часть общества бы её не поддержала, а в
случае применения властью аппарата
принуждения открыто бы против этого
восстала, усугубив кризис (впрочем, это
вовсе не исключает вероятность
реиндустриализации при согласии общества
в ближайшем будущем).
В целом же сама
постановка вопроса о том, что современная
Россия должна что-то доказывать
ретро-идеалистам, кажется мне ошибочной.
Для меня, родившегося в СССР и, пережившего
вместе со страной сложные десятилетия,
нет России "до" и "после". Для
меня история Родины не прерывается вне
зависимости от того, какого цвета в
данный момент её флаг. Но, с другой
стороны, я понимаю эмоции некоторых
представителей более старшего поколения,
которые затаили обиду на нынешнюю Россию
и отказывают ей в любом праве на успех
под разными предлогами. Но ведь это
всего лишь эмоции, причём деструктивного
толка. Так можно всю оставшуюся жизнь
прообижаться. Не лучше ли как-то
поучаствовать в созидании новой
реальности, пусть она пока местами и
опирается на наследие любимой нами
эпохи? Пусть хотя бы и всего лишь морально
поддержав, скажем, тех энтузиастов из
РСК МиГ, которые, пережив глубочайший
кризис, дали стране новый самолёт. И,
уверен, дадут и ещё, если не последуют
дурному примеру и не замкнутся в своей
обиде.
P.S. "На
Линии": главным - и эмоционально
непреодолимым - аргументом против всего
сказанного выше является наличие в
России прослойки сверхбогатых граждан,
получивших свои миллиарды в период
большого хапка и по сей день чувствующих
себя отлично. Эти сверхбогатые граждане
полностью легализованы на официальном
уровне - но не
имеют легитимности, то есть признания
общества.
Стоит
признать, что эта проблема в действительности
российским государством сейчас не
решается. Однако реальность такова,
что у государства, помимо восстановления
"исторической социальной справедливости",
есть и множество других задач. И, несмотря
на всестороннее несовершенство Родины,
она всё равно совершает много заслуживающего
признания и содействия. Было бы желание
признавать и возможность содействовать. Именно расширение последней возможности и является, по сути, главным вопросом государственного строительства в России на ближайшие десятилетия.
загружаются комментарии