- 12 декабря, 2019 -
на линии
В движении
Аналитика

Williams Martini Racing: время для перезагрузки

Эти последние несколько месяцев были крайне болезненными для команды Williams. Перед началом сезона они возлагали большие надежды на свое новое шасси FW41, но вместо этого опустились в самый хвост Кубка конструкторов, без особых шансов выбраться оттуда до конца года. Как же так получилось, что некогда чемпионская команда оказалась последней? И чем это для них может обернуться в итоге? Ситуация разбирает эксперт Лоуренс Баррето.


Старт во время Гран-при сразу двух автомобилей с питлейна — редкая ситуация. Когда же обе машины принадлежат одной команде — это уже нечто из ряда вон выходящее. Для команды Williams же подобный старт, да еще и на родной земле — полный провал. Что же пошло не так?

Их последняя победа в Кубке конструкторов состоялась более 20 лет тому назад, в 1997 году, но даже еще в 2015-м Williams неоднократно поднимались на подиумы, бросая вызов крупным заводским командам. В 2014 и 2015 годах они стали третьими в Кубке конструкторов, а в 2016 и 2017-м — пятыми. Теперь же они считают за счастье пройти во второй сегмент квалификации или не стать круговыми во время гонки. Кажется, что времена побед у них остались далеко в прошлом…


Клэр Уильямс не пытается приукрасить ситуацию. «Если у вас в команде все хорошо, вы не проваливаетесь внезапно с пятого места на десятое в КК. Всю зиму мы проводили довольно агрессивную политику, так как считали, что сможем соответствовать любым изменениям в Формуле 1. Но увы, сейчас это не наша ситуация. Мы допустили ряд ошибок, в том числе и по аэродинамике. Да, такое случается, к сожалению».

«Однако паниковать в подобных ситуациях — это худшая из всех ошибок, какие можно совершить. В подобной ситуации нужно просто сесть и проанализировать все слабые места. Мы это сделали, и благодаря этому обнаружили дополнительные болезненные точки. Так что это оказалось для нас полезным упражнением. Оно подвело нас к тому, чтобы начать с нуля».

С подобной патовой ситуацией Williams сталкиваются не впервые. Когда в марте 2013 года Клэр Уильямс была назначена заместителем руководителя команды, ей в наследство досталась команда, занимавшая восьмые и девятые места в КК в предыдущие сезоны. В 2013-м они тоже стали девятыми, но в тот момент это уже не имело значения: было принято решение о Перезагрузке, и все устремления команды были направлены в будущее. И именно тогда и начался процесс восстановления, которым руководил Майк О'Дрисколл, ставший в июне 2013 года генеральным директором команды.

На сезон 2014 года был подписан контракт с Mercedes на поставки двигателей, и это был удачный ход, т. к. именно этот двигатель оказался лучшим в начале эпохи гибридных V6. В 2014-м же был подписан титульный спонсор в лице Martini, из Ferrari в команду пришел опытный Фелипе Масса, а в техническую группу — Пэт Саймонд. И результат не заставил себя ждать: третье место в Кубке конструкторов.

Сейчас команде явно нужна еще одна перезагрузка.


Только на этот раз они хотят использовать другой подход. «Мы стремимся исправить ситуацию изнутри», — говорит Уильямс. — «Люди недооценивают время, которое может потребоваться для перезагрузки команды Формулы 1. Вы не просто меняете несколько человек. Вы меняете все устройство команды. Поэтому даже попытка перестроить команду изнутри — дело далеко не пары дней. Все спонтанные решения чреваты дальнейшими ошибками. Поэтому сейчас нам нужно убедиться, что мы правильно проанализировали все данные — будь то люди, ресурсы, структуры, процессы — и принять верное решение».

«Сейчас мы как раз заканчиваем этот анализ и собираем данные. Именно они помогут нам все правильно понять и рассчитать. Это медленный процесс, потому что гоночная команда — это такая огромная и неповоротливая машина, которую нужно суметь развернуть полностью в другом направлении, и сделать это методично. И если мы сейчас все сделаем правильно, то и дальше у нас будет все хорошо».

Однако здесь возникает вопрос: может ли Williams позволить себе не спешить? Мартини уходит в конце сезона и замена им еще не найдена, также команда из-за низкого результата в Кубке конструкторов недополучит призовых — вопрос финансирования стоит довольно остро. Но Клэр Уильямс не сдает позиций:

«Я бы не стала улыбаться, если бы у нас в запасе не было времени», — говорит она, однако разговор происходит еще до того, как появляются новости про Лэнса Стролла и Force India. «С финансами у нас все в порядке. Конечно, нам всегда нужны деньги. Инженеры готовы потратить столько, сколько вы им даете. Но вопроса о выживании команды перед нами не стоит».

«У нас есть хороший бюджет. В следующем году нам предстоят финансовые потери, но у нас есть несколько козырей в рукаве. Я выросла в этой среде, я выросла в этой команде, и мы бывали в гораздо более сложных ситуациях, чем сейчас. Помню, как мама и папа сидели за обеденным столом, и мама говорила: «Ради всего святого, Фрэнк, что мы будем делать в следующем году?». И папа отвечал: «Не волнуйся, что-то обязательно появится». И я переняла у него такой же подход, потому что всегда обязательно что-то появляется».

«Я верю, что в следующем году все будет хорошо, мы и сейчас уже понимаем, что у нас есть для этого вполне достаточный бюджет. Конечно, мы сильно огорчены тем, что Мартини покидает нас, но это было пять прекрасных совместных лет, и мы благодарны им за это. Это естественный конец нашего партнерства, и он не имеет никакого отношения к результатам этого года. Нам придется серьезно поработать, чтобы найти им замену, но варианты уже есть».


В этом сезоне Williams взяли на себя смелость посадить за руль своих машин двух молодых и недостаточно опытных пилотов — Лэнса Стролла и Сергея Сироткина. Звучали даже предположения, что неприятности команды связаны именно с этим, но Падди Лоу в корне не согласен.

«Мы не сумели предоставить им технику, на которой можно было бы сражаться за очки, что можно назвать большой неудачей, но при этом оба пилота исключительно дисциплинированны, преданны команде и трудятся не покладая рук», — говорит он. «Нас спрашивали, не стала ли эта неопытность нашей главной проблемой, но я хочу сказать, что наша основная проблема в том, что мы не несем никакой ответственности перед нашими пилотами».

По словам Падди Лоу, самая главная проблема команды — неконкурентоспособная машина. «В погоне за желанием построить формулу, которая бы имела преимущество в пару секунд перед другими машинами, мы оказались совсем не там, где рассчитывали. В итоге мы получили автомобиль, в котором не сработали некоторые из наших агрессивных решений, и вместо того, чтобы оказаться впереди, мы провалились в конец», — признает Лоу. «Кроме того, стали понятны и те области, в которых мы просто ошиблись при разработке автомобиля. И для нас это глубокое разочарование».

Команда надеялась оправиться от провального начала года к середине сезона, однако это оказалось чересчур амбициозным предположением. «Мы проделали очень хорошую работу, но как только мы начинаем сравнивать наши цифры с цифрами конкурентов, возникает впечатление, что мы топчемся на одном месте, — добавляет Лоу. «Мы не собираемся сдаваться, но если быть реалистичными, то наши намерения до конца сезона сравняться с лучшими командами второго эшелона вряд ли осуществимы. Поэтому теперь в своих планах мы нацеливаемся на следующий год».

Падди Лоу

Тем не менее в составе команды произошли определенные изменения. Дирк де Биир оставил должность руководителя подразделения аэродинамики, которую занимал чуть больше года. Это произошло после того, как по личным причинам покинул свой пост главный конструктор Эд Вуд. Теперь аэродинамическим направлением руководит главный инженер Дуг МакКирнан с 16-летним опытом работы в McLaren.

«Падди — наш технический директор, и я во всем поддерживаю его на 100%», — говорит Клэр Уильямс. «Падди трижды побеждал в Кубке конструкторов. Но в нашем лице ему досталась команда с определенным набором проблем, и его задача как технического директора эти проблемы исправить. Ожидать, что он справится с этим за короткий период, по меньшей мере наивно. Ему нужно для этого намного больше времени, и мы готовы его предоставить. Равно как и все необходимые ресурсы. В конце концов, мы все полагаемся на Падди и его команду инженеров. Это те парни, которые могут сделать машину быстрее. Надеюсь, у них получится».

Изменения происходят и в других областях. Например, специалисты по аэродинамике, которые раньше базировались в помещении с аэродинамической трубой, теперь переехали в другую часть кампуса — в главный корпус, где сейчас работают в тесном контакте с командой инженеров.

«Это уже оказывает значительное влияние на эту рабочую группу и результат их деятельности», — говорит Клэр Уильямс. «Вы можете посчитать такое решение мелочью, не влияющей в целом на процесс, но это не так. Мы стараемся работать все вместе, открыто обсуждая и решая возникающие вопросы. И именно такой совместный рабочий процесс и поможет, как я считаю, найти верное решение, которое вернет нам гордость коллективом. И сейчас мне снова очень приятно наблюдать тот особый дух, который сделал Williams великой командой».

Британская команда гордится тем, что является независимым конструктором, но тем не менее Williams не видит проблем в том, чтобы использовать детали от другого производителя. Как и в случае сотрудничества с BMW в период с 2000 по 2005 год, такой вариант рассматривается ими в будущем. «В свои ранние годы я была уверена, что мы можем справиться самостоятельно», — говорит Клэр Уильямс. «Теперь же с той Формулой 1, какой мы ее видим, нет ничего дурного в сотрудничестве с другим коллективом, это поможет нам достичь конечной цели более коротким путем».


Существует также дополнительная опция использовать детали от другого производителя. Большинство команд делает это в той или иной степени. Haas, например, использует все, что не запрещено регламентом, плюс двигатель — от Ferrari. И тот факт, что их машина сейчас занимает четвертое место в пелотоне по скорости, только доказывает успешность такого подхода. Что же касается Williams, то они сейчас ведут переговоры с Mercedes о поставках вместе с двигателем и коробки передач.

Когда Падди Лоу спросили, готовы ли в Williams продолжать работать над автомобилем исключительно собственной конструкции, он ответил: «Мы стараемся объективно оценивать происходящее в автоспорте и свое положение в нем. Формула 1 серьезно меняется. Мы видим, как все больше команд используют коробки передач чужой разработки. И я считаю, что мы тоже должны сделать это ради того, чтобы вновь почувствовать себя сильной командой. Однако даже признавая это, я считаю, что у Williams достаточно оснований, чтобы считаться независимым конструктором».

Конечно, это прагматичный подход, но, вероятно, именно он и поможет Williams сохранить свои позиции и вновь выйти на следующий, более высокий виток.

Источник: Formula1.com

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии