- 20 ноября, 2018 -
на линии

Об учебной части ВВС: будущим лётчикам не хватает учебной техники

В настоящий момент бурно обсуждается вопрос реорганизации системы военных образовательных учреждений. В частности, ведущих подготовку лётного и технического состава ВВС. Эта реорганизация уже привела к массе комментариев и публикаций, в общем тоне которых звучит вопрос: «кто будет летать?»

Напомню, что старая система училищ сводится в военно-учебный центр ВВС с размещением в Воронеже главной учебной базы и сокращением части филиалов. Объединённые ранее ВВИА им. Жуковского и ВВА им. Гагарина должны быть переведены в Воронеж – это вопрос решённый. По сути, обе академии упраздняются с переводом на новое место учебного процесса и части преподавательского состава. Однако большинство военных учёных и профессорско-преподавательского состава, как и следовало ожидать, отказались переезжать из Москвы и Монино в Воронеж. Члены учёного совета ВУНЦ ВВС обратились к своим выпускникам с просьбой защитить сохранение Академии в Подмосковье, мотивируя его сохранением научного потенциала. В открытом обращении члены научного совета выразили желание оказать поддержку КПРФ (дело было перед думскими выборами) как единственной защитнице прославленной академии.

Большинство специалистов не спорит с тем, что изменять структуру подготовки и сокращать количество учебных заведений было необходимо. Ещё в бытность министром обороны Сергея Иванова говорилось, что «нам не нужно сто, нам нужно десять, но чтоб они готовили…». Но разговор о конкретных шагах в этом направлении неизменно заходил в тупик. Например, космонавт Алексей Леонов является горячим противником ликвидации академии, бьётся за неё в Общественной палате, -- но при этом не отрицает, что количество учебных заведений избыточно и вопрос изменения качества подготовки требует структурного изменения системы училищ и центров. И действительно, когда речь идёт о закрытии любого учебного заведения со славной историей, с высоким уровнем преподавательского состава, с немалым числом прославленных выпускников – вопрос об ущербе встаёт сам собой.

Попытавшись разобраться в вопросе о том, кто же будет летать на новых самолётах и вертолётах, я обратился в Сызранский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (вертолётное). Тем более, что прошла информация сначала о получении им пяти новых вертолётов Ка-226 (в феврале), а затем о сокращении гражданского персонала и передаче базы в Краснодар. Вопрос о превращении училища в аэродром для учебных полётов стоит с 2009 года, с которого и прекращён собственный набор курсантов.

В училище мне сообщили, что вертолётное училище будет сохранено, но набор на 2012 год будет производиться в Краснодарском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА». По ещё не оглашенной директиве, общий набор составит 642 человека по четырём специальностям: лётчик (фронтовая и военно-транспортная авиация); армейская авиация (вертолётчики); штурман; офицер боевого управления (инженер по управлению воздушным движением). Количество вертолётчиков будет уточнено после выхода директивы и составит около 150 человек. Обучение в  Сызрани возможно после 2-3 лет обучения в Краснодаре по базовой программе.

Небольшой размер набора объяснили нехваткой новой техники, а именно срывом контракта на закупку 45 лёгких вертолётов (!). О срыве этого «непатриотичного» тендера, предусматривавшего закупку учебных машин за рубежом со сроком исполнения до 25 ноября 2012 г. стало известно совсем недавно. Теперь становится понятно, что неготовность отечественных производств поставить технику в столь сжатые сроки привела к попытке решения задачи за счёт иностранных производителей. Но не вышло и здесь. В результате набор в училище остался мизерным. Поставки же отечественных «Ансатов» и Ка-226 пока не могут выйти на хороший темп, поскольку доводка и опытная эксплуатация этих вертолётов только продолжается, а производственный цикл ещё не является серийным, оставаясь, по сути, штучным.

Такая же ситуация с учебными самолётами. Недавно корпорация "Иркут" объявила о возможности в связи с увеличением количества заказов на учебно-боевые самолеты (УБС) Як-130 создания второй сборочной линии на заводе в Иркутске. В настоящее время в составе учебных центров имеется не менее 11 этих машин. Борт №93 разбился 29 мая 2010 года. В прошлом году ВВС России заключили контракт на поставку ещё двух партий из 65 самолётов (55+10 отдельным контрактом). По состоянию на ноябрь 2011 года с момента начала серийного производства уже 47 самолётов прошли из цехов агрегатной сборки в цех окончательной сборки иркутского предприятия. К слову о темпах производства следует добавить, что первый Як-130 передан в ВВС России в июле 2009 г. В Борисоглебске и Липецке потихоньку идут полёты на новеньких машинах, но общее их количество явно недостаточно для увеличения количества курсантов по лётным программам. При том, что предприятия выжимают из своих мощностей что могут, выход на плановый темп производства возможен только в 2013-2014 году.

В итоге приходится констатировать, что доля справедливости в констатации малого набора по лётным специальностям имеется. Но объяснение этого положения вещей происками «злых табуреткиных», мечтающих «развалить до конца ВВС» не подтверждается. При несомненной потере высококлассных специалистов учебной и научной части (во многом по желанию самих специалистов) говорить об отсутствии самой учебной программы и программы развития ВВС – несколько преждевременно. А после стольких лет прозябания заботы об обороноспособности на задворках общественного мнения обновить Вооружённые Силы по щелчку пальцев не получается. Важно, что работа эта идёт, несмотря на стенания и плачь на всех углах и подворотнях информационной сферы.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии