- 16 августа, 2017 -
на линии
Новый кризис

О белорусско-украинско-азербайджанском топливном треугольнике

Сначала актуальная цитата: “По имеющимся данным, концептуально Минск уже достиг договоренностей с Баку в лице государственной нефтяной компании SOCAR о долгосрочной поставке нефти на Мозырский НПЗ, расположенный у границы с Украиной. Сейчас речь идет о трёх танкерах, или 240 тыс. т нефти в месяц, которая будет приниматься с моря и подаваться на белорусский НПЗ по системе нефтепроводов “Укртранснафты”. Пишут об этом в украинских медиа, однако не доверять автору (директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн) причин нет: в своей сфере человек разбирается.

240 тыс тонн в месяц – это без малого 2,9 млн тонн в год. Конечно не перекрывает падения поставок российской нефти в РБ в 2016 году – уменьшились на 3,65 млн тонн (до 18,1 млн тонн) – однако уже что-то. При условии, что поставки будут стабильными, конечно же.

Наладить альтернативный маршрут – транзитом через Украину – Беларусь пытается не в первый и даже не в пятый раз. Памятны поставки из Венесуэлы в начале 2010-х, да и после каждого нового спора РФ и РБ, касающегося нефти и её переработки на белорусских НПЗ, тема всплывает и активно обсуждается. Каждый раз это обсуждение идёт примерно по одному и тому же сценарию. С какой стороны ни смотри, возить морем дорого: фрахт танкеров, перевалка в порту. Дальше железной дорогой по Украине. Бензин выходит золотым. Но в этом году изменились сразу несколько обстоятельств.

1. “Укртранснафта” (оператор украинских нефтепроводов) в начале этого года выкачала из системы нефть марки Urals и начала заполнение маркой Azeri. Той самой азербайджанской. Дело в том, что Украина договорилась о её поставке и на Кременчугский НПЗ – 1,2-1,4 млн тонн в год. Иными словами совокупная прокачка по нефтепроводу может превысить 4 млн тонн в год – есть смысл заморочиться с заменой марки технологической нефти.

2. Ограничение поставок российской нефти на белорусские НПЗ бьёт в том числе по Украине, для которой белорусские нефтепродукты – лучший выбор по цене и качеству. Российские, правда, ещё дешевле, однако тут уже включается политический фактор: на днях прокачка ДТ на Украину была в очередной раз прекращена.

3. Для топливного баланса Украины все эти локальные войнушки означают примерно следующее. Если в начале 2016 года соотношение белорусских и российских НП на рынки Украины было примерно 70/30, то ближе к середине оно подтянулось к 60/40, затем сравнялось. Однако “сравнялось” не значит 50/50.

4. Как утверждает директор группы транспортных компаний PRIME Дмитрий Лёушкин, соотношение импортных нефтепродуктов на рынке Украины сегодня примерно 30/30/30 (РФ/РБ/Греция). Ещё около 10% забирают поставки из Индии. Греческие и индийские НП обходятся импортёрам дороже белорусских (тот же фрахт и перевалка), однако имеют и весьма ценный в украинских условиях плюс: они прогнозируемые.

5. Итак, что мы получаем, если вернёмся к азербайджанской нефти для Мозырского НПЗ? Украина и Беларусь оказались в любопытной симбиотической ситуации. Украине выгоднее купить белорусские НП, даже если они будут произведены из более дорогой нефти. Всё равно это дешевле, чем оплачивать поставки НП из Греции, а тем более Индии. Для Беларуси, в свою очередь, не проблема покупать для переработки дорогую нефть, если она точно будет знать, что найдёт для рынок сбыта. А пока из 6 устаревших украинских НПЗ работает только один Кременчугский, сбыт будет: как раз в начале прошлого года Украина запретила ввоз автомобилей, не соответствующих требованиям Евро-5, тогда как производил такое топливо на Украине только Шебелинский ГПЗ, и то только с сентября. В феврале текущего года к нему присоединился и Кременчугский НПЗ, однако потребности рынка они всё равно не удовлетворяют.


Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии