- 14 декабря, 2019 -
на линии
В движении
Автоспорт

Moscow Classic GP: Два дня с гоночной командой

Говорят, что можно бесконечно долго смотреть на три вещи: как горит огонь, течет вода и работает человек. Процесс работы спортивной команды во время гоночного уикенда завораживает: выживают и побеждают лишь те, кто по-настоящему умеет работать и любит автоспорт. Не важно, что это за команда — Формулы 1 или небольшого национального соревнования, законы везде одинаковые, а разница заключается в основном в плотности графика.

Мы расскажем вам изнутри про то, как проходит гоночный уикенд в команде УГМК Моторспорт, крупнейшей команды на соревнованиях по классическим кольцевым автогонкам Moscow Classic Grand Prix, выступающей также в ралли-кроссе и РСКГ.

До соревнований

Подготовка к соревнованиям начинается за несколько дней до самого гоночного уикенда. Насколько «до» — зависит прежде всего от места проведения гонок. Если этап выездной, то к стандартному четвергу, когда жизнь на трассе уже кипит и бурлит, прибавляется несколько дней на дорогу.

Первый этап MCGP проходил на автодроме Moscow Raceway, так что ехать недалеко — всего 95 км от Москвы по отличному Новорижскому шоссе.

У директора команды есть стандартный список предметов, которые нужно погрузить в так называемые «технички» (грузовые автомобили, перевозящие все хозяйство команды к местам гонок) и отвезти на трассу. Этот список варьируется в зависимости от того, какие соревнования (дисциплина) и где происходят. Выездной этап, как ни странно, подразумевает более короткий список, «домашний» — более длинный. Причина в том, что на «домашних» этапах всегда намного больше гостей в боксах команды, и чтобы их принять, требуется больше возможностей.

На втором этапе Moscow Classic Grand Prix такой список состоял из более 100 позиций, которые включали в себя как технические составляющие гонок, так и оборудование для так называемой зоны хоспиталити — гостевой территории.

Часть «техничек» с грузом уехали на трассу еще в среду. Команда арендовала на гонку 6 боксов, так как предполагалось, что на старты выйдут 11 машин.

Классические гонки MCGP подразумевают сразу несколько классов участников — от традиционных кузовов («Москвичи», «Жигули», «Волги» и даже иномарки, которые подразделяются на зачетные группы в зависимости от объема двигателя и степени подготовки автомобиля) до классических формул («Эстония» от 21-й до 26-й).

  

У команды «УГМК Моторспорт» самый большой автопарк из всех команд, представленных в MCGP; на второй этап было заявлено четыре формулы «Эстония», пять автомобилей «Жигули», одна «Волга» и один «Москвич».

Кстати, и состав пилотов весьма интернациональный: россияне представляют разные города — помимо Москвы (Илья Кашин, Виталий Ларионов, Сергей Трофимов, Семен Чернис, Михаил Тюрин) есть также Ачинск (Денис Самсонов) и Ижевск (Наталья Гольцова). Есть и представитель Украины — Леонид Протасов, и латвийский пилот Матисс Межакс.

  

Что касается прибалтов, то обычно для пересечения границы им требуется целый ворох бумаг, и все происходит традиционным способом: автовоз, граница, много проверок, иногда долго ждем, но в итоге едем дальше. Но в этот раз все было немного иначе. И вот почему.

  

Матисс Межакс участвует в течение сезона в нескольких гоночных сериях. Так получилось, что второй этап MCGP совпал с третьим этапом Dzintara Aplis, где Матисс претендует на первое место по итогам сезона и не может пропустить соревнование. Так как в Риге гонки проходили в субботу, то теоретически Матисс успевал прилететь и в Москву. Осложнялось это все тем, что за ночь нужно было привезти и машину и подготовить ее к следующему соревнованию.

Было решено заранее поставить ее на учет, чтобы иметь возможность довезти на автовозе до границы, переехать границу своим ходом, затем вновь загрузить на автовоз и отправиться на автодром. К счастью, проблем на границе не возникло, и в воскресенье утром машина уже была на месте, а Матисс даже успел проехать положенные прогревочные круги перед стартом. Из-за того, что он не участвовал в квалификации, в первой гонке ему пришлось стартовать с последнего места, однако это не помогло его соперникам: по итогам дня (двух гонок) Матисс занял второе место. «Я даже не смог остаться на награждение, — рассказал потом Матисс, — мне нужно было мчаться в аэропорт, чтобы успеть на самолет. Так что призы получали за меня мои друзья».

Все остальные автомобили команды приезжают внутри большой командной фуры, их разгружают, загоняют в боксы и продолжают над ними работать. В «УГМК Моторспорт» — более 20 механиков, которые обслуживают все автомобили, в том числе из Москвы, Ижевска, Нижнего Новгорода и Латвии.

Подготовка

Начинается процесс с того, что в четверг утром готовится рабочая зона в боксах. Выгружаются автомобили, инструменты и все, что может пригодиться для дальнейшей работы во время уикенда. Четверг и пятница — исключительно технические дни. По расписанию в пятницу проходят платные тестовые заезды, но народу собирается немного, все основные участники этапа приедут уже в субботу, когда можно потренироваться бесплатно, а во второй половине дня пройти квалификацию.

Тут надо понимать, что в Moscow Classic Grand Prix участвуют три основные категории спортсменов. Первые — случайные любители, у которых появилась возможность выехать на старты соревнования. Многие из них собирали свои машины в гаражах, а о гонках знают в основном только то, что видели по телевизору или в кино. Это не плохо, и не хорошо, просто для большинства из них автоспорт — это временное увлечение, которое скоро пройдет. Вторые — бывшие профессиональные спортсмены, которые сейчас либо находятся на пенсии, либо ушли из автоспорта и занимаются каким-то бизнесом. Их очень много, и их возраст может колебаться от 35-40 до 70 лет. Среди них очень приятно видеть Олега Трегубова, Александра Потехина, Леонида Протасова, в прошлом году на старты выходил даже великий Эдгард Линдгрен, которому уже исполнилось 80.

Эдгард Линдгрен и Илья Кашин

Третья категория участников включает в себя действующих спортсменов, и их сейчас становится в MCGP все больше и больше. Они не только поддерживают форму, но и получают удовольствие от происходящего. Здесь регулярно можно встретить Владимира Череваня, Наталью Гольцову, Владимира Ларионова, Михаила Засадыча и многих других.

  
Сергей Трофимов, Виталий Ларионов (фото слева) и Олег Трегубов

Есть еще и так называемые бизнес-драйверы — это люди, которые очень любят автоспорт, но из-за нехватки времени могут заниматься им лишь периодически. При этом у многих из них очень хороший багаж опыта. Например, тот же Михаил Тюрин участвовал в историческом ралли Монте-Карло и трехчасовой классической гонке на Нюрбургринге на Jaguar E-Type команды Russo-Baltic Racing — хоть и любительских, но очень сложных гонках, которые подразумевают отличное чувство автомобиля и навыки управления им.

Надо понимать, что участие в таком соревновании, как MCGP, может быть очень недорогим — если ты просто приехал прокатиться по треку. Тогда стоимость сложится из стоимости автомобиля (например, если таковой имелся в гараже твоего дедушки, то потребуется лишь поставить каркас, спортивное сиденье и ремни, а также систему пожаротушения и выключатель массы), стоимости снаряжения — нужен шлем и омологированный комбинезон — и стоимости участия. По минимуму это может обойтись в порядка 200 тысяч, а то и меньше, если повезет. Но если ты едешь выигрывать, то цена увеличится как минимум в 10 раз, и это без стоимости машины.

Уикенд

В пятницу вечером перед субботним выездом остальных сотрудников команды на трассу проходит еще одна финальная сверка списков, чтоб понять, не забыли ли что-то взять. Но все самое тяжелое и громоздкое завозят накануне, когда для грузовых машин еще не нужны пропуска в паддок.

Привозят все, что потребуется в течение уикенда, — от тумб под кофеварки до столов, стульев, баннеров, пресс-волла, а также огромное количество сувенирной продукции, которая будет необходима в течение двух дней. Огромные коробки с брендированной одеждой для команды, зонтами, сувенирными магнитами в виде гоночных машин, флажков, наклеек на «сувенирные» апельсины, которые по своему цвету идеально вписываются в командные цвета, и прочее к концу соревнований обычно оказываются опустошенными, и если ты не припрятал что-то важное, то можешь с этим сразу попрощаться.

Суббота

В субботу примерно с 9 утра и позже заезжают на трассу все остальные.

Суббота в этот раз была относительно свободной. Первая половина дня посвящена тренировкам и заездам автомобилей Mitjet, у которых на MRW проходит свой этап. Во второй половине — квалификация MCGP. В этот же день проходит квалификация Формулы 1 в Австрии, которую все присутствующие с удовольствием смотрят в перерывах между своими гонками.

Из-за плохой погоды и непрекращающегося дождя гостей мало, а зрителей и вовсе почти нет. Команда спокойно работает в штатном режиме — механики занимаются машинами, хозяйственники (еще порядка 10-15 человек в зависимости от необходимости) — всеми остальными проблемами.

До начала квалификации предстоит установить флаги по периметру территории около боксов, развесить баннеры и обустроить гостевую зону. «УГМК Моторспорт» приглашает в свою гостевую зону и друзей, и партнеров. Причем многие из них с удовольствием помогают эту зону наполнить содержанием — ведь это отличная реклама для бизнеса. Например, один из пилотов, владелец небольшой частной коптильни, привозит свои продукты для питания команды и ее гостей — колбасы, копчености и сосиски. Другие партнеры обеспечивают всех минеральной водой, третьи — варят кофе. Коптильня приезжает основательно: примерно в 9 утра они уже на месте со своим холодильным прилавком и поваром, а еще через час все готово к работе.

Квалификационные заезды классических машин заканчиваются в половине седьмого вечера, но жизнь в боксах будет продолжаться еще долго: последние сотрудники уедут уже после 11 вечера, только когда все будет готово к завтрашнему дню. А механикам иногда приходится готовить машины к финальным стартам всю ночь.

Воскресенье

В воскресенье все начинается сначала. «Первые ласточки» приезжают на трассу еще задолго до восьми утра. На Moscow Raceway тихо, спокойно, боксы все заперты и ничто не предвещает бурного дня. Однако уже в 8 утра в паддок как будто вбрасывают людей сразу несколькими горстями: вот никого не было, и вдруг уже полно народу и машин, все кипит и бурлит. В 8 утра также открываются двери медкомиссии, в 9 начинается разминка для пилотов. Машину Матиссу Межексу как раз успевают привезти к разминке, так что он еще проезжает несколько кругов перед гонкой.

В 9 утра уже все основные сотрудники команды на месте, готовятся к началу гоночного дня. 

К 10 утра приезжают девушки, которые будут работать на гриде и в паддоке в командных костюмах. В этот раз для них сшили специальные комбинезоны — и не прогадали: на улице было очень холодно, и в тонких платьицах девушки бы покрылись «гусиной кожей». Работа непростая: весь день они на ногах — обязательное присутствие на гриде рядом с автомобилями команды (а в течение дня проводится 8 (!) гонок, по две в каждом классе), затем съемки в боксах, в паддоке, а в промежутках они еще раздают сувениры.

В 11 утра стартует первая гонка первого класса — Формулы. Команду «УГМК Моторспорт» представляют три молодых пилота — Виталий Ларионов, Сергей Трофимов, которые выступают на автомобилях «Эстония»-21, и Иван Самарин на «Эстонии»-26.

На улице с самого раннего утра льет мелкий и сильный дождь, температура воздуха колеблется между 11 и 13 градусами тепла, но кольцевые гонки проходят при любой погоде, так что дождь не помеха. Сергей Трофимов тихо ему радуется, так как любит ехать по дождю. Он стартует вторым, но в итоге приезжает первым. Его родные тоже здесь и шумно за него болеют. Сергей — очень талантливый молодой пилот, который выступал несколько лет тому назад в Формуле Абарт. Виталий Ларионов, который также вместе с Сергеем ездил в Формуле Абарт, финиширует вторым, а Иван Самарин сходит: во время гонки он вылетел с трассы, забил грязью радиатор, а это повлекло за собой дальнейшие повреждения системы охлаждения и двигателя.

В итоге Иван пропускает и вторую гонку: за короткое время между двумя заездами машину не успеют починить. В классе формул (но не за команду «УГМК Моторспорт») выступает Александр Потехин — мастер спорта международного класса, двукратный чемпион СССР, победитель Кубка мира и дружбы, двукратный чемпион России. Александр Викторович еще ни разу не оставался без наградного кубка — и в этот раз он тоже занимает третье место.

Жизнь в боксах уже вовсю бурлит: много гостей, весело, есть даже свой диджей, который ставит неплохую музыку. Руководитель команды Илья Кашин, который также выступает в соревнованиях на автомобиле ВАЗ-2011, раздавая последние указания и полностью контролируя происходящее, кажется, всем доволен…

Следующими на старты выходят классы «Волги»-«Москвичи» и «Жигули» + (т. е. доработанные без ограничений). Их объединили, чтобы создать полноценный грид и сократить количество заездов. 8 заездов в течение дня и так многовато, тем более что они еще разбавлены тренировкой, квалификацией и гонкой маленьких, смешных и шустрых автомобилей «Легенды».

  

В этом заезде всегда идет серьезная борьба — так получилось, что именно здесь собрались главные «забияки», которые любят потолкаться на трассе и отправить соперника на траву или в гравийную ловушку. Конечно, обуславливается это еще и тем, что «Волга», даже подготовленная для кольца, по мокрой трассе — машина, сложная в управлении. Так что финишировать в этом заезде уже будет удачей. Наталья Гольцова едет на автомобиле ИЖ-412 1984 года выпуска в зачете «Москвич»-1600, и делает это весьма успешно: в обеих гонках она финиширует второй и занимает итоговое второе место. Денис Самсонов едет в зачете «Волга»-406 (это доработанные автомобили) на ГАЗ-24 1990 года, и оба раза финиширует первым. Победа на этапе у него в кармане.

Больше всего автомобилей команды «УГМК Моторспорт» — пять — участвует в заезде «Жигулей». Здесь тоже объединены два класса — «Жигули»-1300 и «Жигули»-1600. Более того, это самый массовый заезд: на старт выйдут 30 участников, и еще вопрос, как они все уместятся на гриде? На самом деле умещаются плохо, хвост пелотона вворачивает в поворот, так что стартовать им придется «вприглядку» — следить, когда тронутся остальные, так как стартового светофора со своих мест они все равно не увидят.

Илья Кашин, Михаил Тюрин и Семен Чернис едут в заезде «Жигули»-1300. В этом же классе выступает, пожалуй, и самый возрастной участник второго этапа Олег Ильич Трегубов, 1935 года рождения — легендарный спортсмен, мастер спорта, 13-кратный чемпион по картингу!

В классе «Жигули»-1600 заявлены Матисс Межекс и Леонид Протасов. У всех большие планы на гонку и на победу.

Но перед постановкой на грид организаторы вдруг решают уже на питлейне построить всех в нужном порядке выезда — только непонятно, зачем. И начинается жуткая сумятица. Проехав постановочный круг, часть участников все равно оказывается не на месте, и их начинают перестраивать заново.

Но вот, наконец, все стоят в стартовом порядке. Табличка с 15-минутной готовностью сменяется табличкой с цифрой «5», затем «3», всех посторонних, включая журналистов, выгоняют со стартовой решетки, и гонка стартует. В таком количестве машин на трассе главное — не попасть в завал. Контакты есть, но они не фатальны. Все пилоты «УГМК Моторспорт» в строю, но сложнее всего Матиссу, ведь прорываться придется с последних мест. Первую гонку он заканчивает четвертым, к финишу второй уже наступает на пятки лидеру.

Илья Кашин в первой гонке финиширует вторым, а вот следующую безоговорочно выигрывает и завоевывает победный кубок на этапе. Его жена, которая приезжает болеть за него на все этапы, признается мне потом, что никогда не смотрит гонки, в которых участвует Илья — нервничает и боится сглазить. Но мне почему-то кажется, что на результат Ильи это никак не повлияет: едет он всегда очень быстро и очень стабильно.

Леониду Протасову, многократному призеру и чемпиону СССР по кольцевым гонкам, который сейчас возглавляет киевский автодром «Чайка», в этот раз не повезло. В итоге в первой гонке он финишировал 11-м из 15-ти в классе, а во второй был вынужден сойти.


 

В районе 7 вечера на импровизированном подиуме в центре паддока состоялась церемония награждения, и пилоты «УГМК Моторспорт» завоевали награды в каждом классе, где выступали, но к сожалению, в командном зачете не смогли набрать достаточно очков, чтобы победить. Парадокс, но это так: сразу в нескольких классах был недобор участников, и очки начислялись в половинном размере, отсюда и получилось меньшее итоговое количество. Впрочем, в команде по этому случаю не сильно расстроились: по сумме двух этапов они все равно лидируют, так что шансы на победу по итогам сезона очень велики.

Слева направо: Сергей Трофимов — 1-е место на этапе в классе «Формула Восток», Виталий Ларионов — 3-е место на этапе в классе «Формула Восток», Денис Самсонов — 1-е место на этапе в классе «Волга»-406, Наталья Гольцова — 2-е место на этапе в классе «Жигули»-1600, Илья Кашин — 1-е место на этапе в классе «Жигули»-1300, Михаил Тюрин — 5-е место на этапе в классе «Жигули»-1300, За Матисса Межекса — 2-е место на этапе в классе «Жигули»-1600

Сразу после финиша последнего заезда в команде начали разбирать боксы и складывать все в «технички», а машины грузить в автовозы. В Формуле 1 это происходит мгновенно: буквально час — и как будто ничего и не было. Здесь, конечно, времени потребовалось больше: и рабочих рук меньше, да и срочности такой нет. Но в 9 вечера в боксах уже было практически пусто, а те сотрудники команды, которые еще оставались на трассе, праздновали в общем шатре завершение этапа. Ведь главное в гонках — это эмоции и удовольствие, которое они дарят.



Читать полностью: 
http://info.drom.ru/autosport/53760/

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии