Уважаемые читатели!
У меня есть одно
оправдание тому, что я посмотрел лучший
фильм года в России (по версии национальной
премии "Золотой орёл") на два месяца
позже, чем кинокритики.
Оправдание следующее:
вы, скорее всего, его вообще не смотрели
и смотреть не станете. Но поговорить о
нём нам всё равно стоит.
Потому что лучший фильм
года по версии золотого орла называется
"Рай", и в нём, как в удачном меме,
отражена вся горькая современная
киноэлитность.
...Киноэлитность в 2017-м
- это не просто когда люди, не вылезающие
из строгих костюмов (немецкие чиновники,
российский Минкульт и миллиардер Усманов),
все вместе дают пять миллионов долларов
почтенному режиссёру из вельможной культур-династии, а почтенный режиссёр
снимает на них свою пятую жену-телеведущую.
Если бы всё этим ограничилось - это не было бы ещё настоящей киноэлитностью, нет.
Настоящая - начинается там, где
звёздная команда берёт чёрно-белую
плёнку, и бреет телеведущей голову, и
одевает в робу, и ставит титр "1942 год",
и посвящает фильм свежей и неизбитой
теме концлагерей, свежей и неизбитой
теме банальности зла, свежей и неизбитой
теме болезненных отношений палача и
жертвы, и беспроигрышно отправляет весь
этот неизбитень в Венецию и на "Оскар".
Беспроигрышно - потому
что не привезти оттуда хоть что-нибудь
такая картина не может. Потому что
доосмысление и переосмысление и
перепереосмысление нацистских
преступлений есть часть европейского
культурного официоза уже много
десятилетий. И множество современных
режиссёров родились в мире, где уже была
ежегодная традиция награждать что-нибудь
"про нацизм".
И вот уже лет тридцать
по меньшей мере элитные творцы цинично
запрягают толпы измождённых жертв
концлагерей и на них, радостные и во
фраках, въезжают на сцены фестивалей и
в кабинеты меценатов. И деваться некуда
ни меценатам, ни жюри. Попробуй не дай
маститому дяде со связями, придумавшему
про концлагерь.
Причём с годами это занятие становится всё проще. Если лет сорок назад были какие-то заборы, которые нужно было брать (например, "про роман эсэсовца и жертвы" приходилось снимать со скандалами) - то сейчас творцу достаточно взять ножницы и нарезать из предыдущих прорывов фильм-концерт.
И телеведущая становится русской аристократкой, выросшей в Париже (это элитно). И она подклеивается к теме Сопротивления (это исторично) и Холокоста (она прячет еврейских детей), и попадает в гестапо (это страшно), где пытается соблазнить французского коллаборациониста (это рискованно и будоражит), чтобы избежать пыток (это тоже будоражит), и она работает в концлагере на сортировке вещей сожжённых (это про банальность зла), а спит с одичавшим под воздействием нацизма юным славистом и чеховедом (это про беззащитность культуры перед дикостью), но потом она как-то невнятно подменяет собой назначенных в газовую камеру жертв (это искупительно). При этом половину или больше экранного времени аристократка, нацист-чеховед и коллаборационист, уже мёртвые, сидят в белых больничных пижамах за столом и дают путаные интервью невидимому Св. Петру (это очевидно минуты с десятой, а для самых тупых в конце фильма божественный голос из-за кадра говорит телеведущей "ты можешь больше не бояться, входи!", и она подымает очи горе, и кадр утопает в сиянии). Ну то есть как-то так.
...Ну а теперь - самое главное. О чём, собственно, вся эта небольшая рецензия, уважаемые читатели.
Фильм, естественно, провалился, не собрав в российских кинотеатрах и шестой части бюджета.
И вот почему. Штука вся в том, что всё это кинематографическое российское европейство, сосредоточенное на сложном внутреннем мире палачей, и на сексе палачей с жертвами, и на болезненности подчинения, и на преодолении покорности, и на всём таком, и так до бесконечности -
- оно попросту представляет собой не нашу культурную проблематику, а европейскую. Так получилось, что главное драматическое событие XX столетия - страшную мировую войну - мы и они пережили по-разному.
Мы (не мы конкретно, нас тогда не было, но всё равно мы как страна и народ) пережили и завершили Войну как победители.
А Европа пережила Войну как побеждённая. Вся - от французов и до восточноевропейцев.
И поэтому у нас в душе всё проще: мы скорбим о тех, кого враги убили и замучили, и каждый год празднуем победу над ними.
И в нас не встают вопросы "как же мы это опустились до такого зверства", потому что мы не опустились. И в нас не хлопают форточками незакрытые гештальты, потому что нам всё понятно. И единственное, что волнует нас по-настоящему - "а смогли бы мы повторить то, что смогли прадеды". У нас, конечно, тоже были предатели и коллаборационисты - но были они не большинством, как в Европе, а незначительным меньшинством, достойным анализа лишь в общем контексте "откуда берутся предатели".
А у европейской культуры всё восьмое десятилетие встаёт и хлопает.
И поэтому европейская культура, в том числе массовая - это культура побеждённых и травмированных.
И поэтому она себе выработала такие культурные ритуалы и такой официоз, чтобы обязательно про болезненные связи палачей с жертвами, и про банальность зла, и про метаморфичность героических паттернов с их теневыми гранями.
И понявшие суть жизни отечественные кинотворцы имитируют весь этот исторический фрейдизм сознательно и цинично, а кто поглупее - искренне пытаются перетащить эти чужие неврозы на нашу почву, всё норовя снять про гулаги и изнасилованных немок.
А отечественному зрителю на это всё плевать, потому что он исторически здоров.
загружаются комментарии