- 23 августа, 2019 -
на линии

Как нам наплевать на мировой кризис. Об "эпохе дешёвой нефти" и других пугалках

Пользуясь случаем, начну с анекдота: «у нас есть два способа навести в своей жизни порядок: реальный — прилетят инопланетяне и всё сделают; фантастический — сами всё сделаем».

Наших соотечественников очень любят пугать резким снижением мировых цен энергоносителей. Но, как известно, цена ниже стоимости, только когда спрос ниже предложения. Так что по большому счёту возможны всего два типа механизмов снижения цен.

Начну с фантастического. Это резкий рост предложения на мировом рынке. Его не предвидится по нескольким причинам. Главная — уже давным-давно пройден пик добычи большинства энергоносителей. За подробностями отсылаю в Живой Журнал http://crustgroup.livejournal.com — там проблемы мировой энергетики исследуются несравненно подробнее, чем я мог бы рассказать в кратком комментарии. Очень рекомендую это увлекательное чтение всем интересующимся подробностями этого самого пика нефтедобычи и того, что происходит при переваливании через него.

Поэтому сценарий массового предложения энергоносителей можно смело считать фантастическим. Даже недавний бум сланцевого газа не отменяет этих слов, поскольку бум состоялся исключительно в Соединённых Государствах Америки и исключительно благодаря редкостному стечению благоприятных обстоятельств (причём практически все эти обстоятельства практически исчерпались). Но а уж о том, чтобы развернуть добычу сланцевого газа в Европе, и речи быть не может по множеству серьёзнейших соображений.

Перейдём теперь к реальному сценарию. Это падение спроса. Увы, опустить его не только можно: это, в общем-то, уже происходит, причём происходит в массовом масштабе. Сворачивается промышленность — к сожалению, уже не первый день и даже не первый год.

Какое-то время можно было рассказывать, что уменьшается промышленная активность в старых промышленных странах, зато нарастает промышленная активность Китая. Но теперь и Китай столкнулся с серьёзными проблемами, поскольку его промышленность работает на зарубежных потребителей, а эти зарубежные потребители, в конечном счёте — те самые страны, где падает промышленная активность. То есть страны, не имеющие возможности зарабатывать. Поэтому спрос у них сокращается — в том числе и на китайскую промышленную продукцию. А раз сокращается спрос на китайскую промышленную продукцию, то китайская промышленность, соответственно, тоже тормозится.

Вот такая цепочка событий приводит к тому, что рано или поздно исчерпаются все средства искусственного поддержания спроса (скажем, неумеренная кредитная экспансия уже практически исчерпалась). Следовательно, спрос упадёт уже явным образом. Значит, сократится та самая промышленная активность, которая поглощает значительную часть топлива. Более того, сократится и транспортная активность, поскольку, грубо говоря, транспорт возит либо грузы (а их станет меньше в связи с падением массового спроса), либо людей, способных заплатить за работу транспорта.

Одним словом, все эти проблемы очень могут привести к серьёзному сокращению спроса на жидкое топливо — а это уже непосредственно ударит по России. Но возникает вопрос: а каков будет размах этого удара? Так вот, на мой взгляд, удар будет очень болезненным, но не смертельным. По очень простой причине — потому что падение спроса на промышленную продукцию приведёт и к её удешевлению, и, грубо говоря, на ту же сумму мы сможем приобретать существенно больше реальных товаров и услуг.

Правда вся нынешняя финансовая и фискальная система — не только у нас, но и во всём мире — заточена под условия непрерывной инфляции, и очень плохо приспособлена к дефляции — падению цен. Но перестроить налоговую систему — в общем-то, дело техники. И когда возникнет такая потребность, думаю, что мы с нею справимся.

Так что падение природной ренты будет (и весьма ощутимое), но реальный ущерб от этого падения при сколько-нибудь грамотной экономической политике будет заметно меньше, чем в номинальном исчислении.

Я уж не говорю о том, что нам уже давным-давно пора создать достаточно обширный и ёмкий собственный рынок — а для этого завершить процесс воссоединения нашей страны. И когда такой рынок будет создан, мы сможем зарабатывать на нём. А тогда трудно будет найти дерево столь высокое, чтобы с него нельзя было плюнуть на конъюнктуру мирового рынка в целом и на падение спроса этого рынка на наши энергоносители в частности.
 

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии