- 12 декабря, 2019 -
на линии
В движении
Автоспорт

Гран-при Японии: командная тактика Mercedes и катастрофа Ferrari

Наверное, Гран-при Японии запомнится двумя основными событиями: техническим сходом Себастьяна Феттеля в самом начале гонки и грубой и некрасивой командной тактикой Mercedes. Еще весной нечто подобное сотворили в Ferrari, зазвав на ненужный пит-стоп Кими Райкконена и лишив его победы в гонке, а теперь вот и Mercedes своей внутрикомандной рокировкой между машинами на трассе продемонстрировали, что готовы жертвовать одним пилотом ради победы другого.

Но прежде чем перейти к самому Гран-при, озвучим сразу несколько «горячих» новостей, которые принесло начало октября в Формуле 1:

• Джолион Палмер покидает Renault Sport Formula One после гонки на Сузуке.
• Карлос Сайнс переходит в команду Renault.
• Даниил Квят возвращается в Toro Rosso на гонку в Остине.
• Пьер Гасли остается в команде Toro Rosso и перестает бороться за титул в японской Super Formula, где у него разница в 0,5 очка с Хироки Ишиура, а последний этап совпадает с этапом Ф1 в Остине.

Правда, поговаривают, что со своим заявлением насчет Пьера Гасли в Остине Toro Rosso погорячились, и, скорее всего, он все же доедет японский чемпионат: увидим это уже через две недели. Еще ходят слухи, что на второе место в команде Toro Rosso рядом с Пьером Гасли претендует Паскаль Верляйн. Доктор Хельмут Марко, однако, не подтверждает этой информации. Еще говорят, что из двух пилотов Sauber у Верляйна больше шансов потерять место, так как Маркус Эриксон имеет поддержку владельцев команды.

Пока неизвестно, как надолго Даниил Квят вернется в Toro Rosso, и непонятно, на чьей машине он будет выступать. На оба эти вопроса Остин как раз и ответит.

Уикенд на трассе Сузука — одной из самых классических трасс в календаре, в любви к которой признаются практически все пилоты королевских гонок — начался с жесткой аварии Карлоса Сайнса в пятницу во время практики. Машина серьезно пострадала, заезды были остановлены красными флагами.

В субботу во время практики произошло еще несколько аварий: сначала Боттас по касательной врезался в стальной гардрейл, сломал антикрыло и разбортировал колесо, затем после возобновления сессии Райкконен не удержал машину и врезался в отбойник, сломав подвеску. Еще одна авария произошла во время квалификации: на этот раз с трассы в первом сегменте вылетел Ромэн Грожан, а красные флаги и остановка заездов привели к тому, что Лэнс Стролл и Пьер Гасли не смогли показать хорошее время и не прошли во второй сегмент.

Квалификация оказалась весьма успешной для Льюиса Хэмилтона, который впервые в своей карьере завоевал поул на трассе Сузука и вдобавок превзошел квалификационный рекорд Массы (2006) на 1,7 секунды!

Хэмилтон: «Это мой первый поул в Сузуке. У меня столько раз не получалось его взять, но сегодня я изо всех сил старался довести дело до конца. В прошлые годы соперники были очень быстры, а у меня не получалось добиться оптимального баланса и хорошо провести квалификацию на этой трассе. Приятно наконец получить нужный результат благодаря отличной работе инженеров и механиков».

Второй результат показал Валттери Боттас, но из-за штрафов за замену КПП он стартует седьмым.

Хэмилтон оказался единственным пилотом на стартовой решетке, кто стартовал с той позиции, которую завоевал в квалификации. Позади него все перемешалось: штрафы получили Боттас и Райкконен, что сдвинуло остальных пилотов, а Палмер, Сайнс и Алонсо вообще отодвинулись на 18-ю, 19-ю и 20-ю позиции на гриде.

Худшей из всех возможных домашняя гонка стала для Honda, и это, конечно, очень обидно. Очередные проблемы с силовым агрегатом на машине Алонсо привели к необходимости его полной замены, хотя это совершенно не входило в планы мотористов. Они готовили новую генерацию двигателей под Гран-при США через две недели, а менять пришлось в Японии, где команда хотела показать результат. Но хуже всего оказалось то, что новый мотор был не готов, и на McLaren пришлось ставить старый…

Ну и, конечно, наказание Алонсо по итогам гонки не добавило счастья японцам: два штрафных балла и предупреждение испанец получил за игнорирование синих флагов. На 51-м круге круговой Алонсо в ходе борьбы с Массой за 10-е место долго не давал возможности Хэмилтону себя обогнать.

После двух не слишком удачных гонок в Сингапуре и Малайзии Феттелю во что бы то ни стало была нужна победа на Сузуке. Несмотря на то, что он проиграл Мерседесам квалификацию, у него были все основания рассчитывать на удачную гонку: во-первых, никто из пилотов не выигрывал здесь гонки больше, чем Феттель — четыре раза. Во-вторых, жаркая погода, которая установилась в воскресенье, как нельзя лучше подходила Ferrari — у Mercedes по ходу сезона были проблемы с деградацией резины по жаре. Боттас, занимавший второе стартовое поле, из-за замены коробки передач на машине вследствие собственной аварии на субботней практике получивший штраф в пять мест, стартовал только седьмым. Да, Льюис завоевал поул, два Red Bull поджимали сзади, но Феттель умеет отлично стартовать, и скорость у Ferrari есть. Что еще нужно для победы? Но… Как известно, для победы еще обязательно нужна удача, а от Себастьяна, похоже, она после летнего перерыва отвернулась. И не только от Себастьяна, но и от всей команды Ferrari в целом. Сначала — двойная авария на старте в Сингапуре, затем проблемы с моторами у обеих Ferrari в Малайзии, из-за чего Феттель стартовал последним, а Райкконен не стартовал вообще, затем глупейшая авария Феттеля со Строллом уже после финиша на том же Сепанге. Кстати, стала известна причина двойных (даже тройных) проблем по моторам у «красных» — треснули карбоновые детали, соединяющие турбину с двигателем.

И вот теперь Сузука.

Уже на гриде, пока Феттель слушал гимн Японии, механики Ferrari сняли защитный кожух с двигателя и что-то проверяли внутри, но затем Феттель вышел на старт и, казалось бы, все в порядке.

Болельщики Хэмилтона напряженно следили за стартом: было важно, кто окажется впереди в первом повороте, так как лидерство на старте могло определить всю гонку. Хэмилтон стартовал удачно и вырвался вперед, Феттель был вторым; позади них из-за борьбы двух Ред Буллов вообще произошло много интересного: Эстебан Окон, стартовавший пятым, сумел прорваться на четвертое место, а Риккардо откатился с третьего на пятое. Но затем что-то происходит и Себастьян Феттель очень быстро уступает Ферстаппену, потом Окону и Риккардо, и понятно, что у него возникают проблемы с машиной. Это подтверждают и из команды: одна из свечей зажигания работает некорректно, но Себастьян продолжает бороться.

Но уже очень скоро — а именно в седьмом повороте — ошибается и вылетает с трассы Сайнс, причем из-за собственной ошибки. Выходит автомобиль безопасности.

Злые языки еще накануне Гран-при Японии говорили, что Сайнс в свою последнюю гонку за Toro Rosso вряд ли будет чересчур выкладываться, чтобы не наращивать преимущества уже бывшей команды перед Renault, но такого окончания своего выступления за Toro Rosso никто не ждал. Впрочем, и Renault проявили себя в гонке не лучшим образом: Для Палмера это была последняя (скорее всего) гонка в карьере Ф1, но он стартовал 18-м из-за замены силовой установки, сделал все, что мог, но финишировал лишь 12-м, а Хюлькенберг сошел на 41-м круге из-за проблем с заклинившим DRS.

После рестарта, когда Феттель окончательно потерял темп, команда была вынуждена вернуть его машину в боксы, а через некоторое время после безрезультатных попыток «вылечить» двигатель — объявить о сходе. Конечно, это было ударом для Ferrari и для Себастьяна лично, т.к. теперь 59 очков разрыва в личном зачете отыграть практически невозможно. Конечно, в теории, шансы еще остаются, но для этого в оставшихся четырех гонках сезона немцу нужно финишировать не ниже третьего места с учетом, что Льюис не наберет ни одного очка. Сход Феттеля лишил интриги и интереса не только гонку в Японии, но и фактически весь чемпионат, ведь хочется смотреть борьбу равноценных соперников, а не игру в одни ворота. И даже серьезное прибавление у Red Bull и отличные два последних Гран-при у Макса Ферстаппена уже вряд ли смогут внести саспенс в окончание чемпионата в этом году.

У Райкконена тоже не все удачно: стартовав десятым, он отыгрывает несколько позиций, но после борьбы с Хюлькенбергом откатывается на 12-е место — теперь ему нужно начинать все сначала. Впрочем, Айсмена это не смущает, он очень быстро опять поднимается до девятой позиции, и хочется верить, что и дальше сохранит темп.

На восьмом круге вылетает в стену Эрикссон — и это очередные желтые флаги и очередной шанс для Макса Ферстаппена обогнать при рестарте Хэмилтона. Однако британец использует свою излюбленную схему: придерживает весь пелотон на невысокой скорости за машиной безопасности, чтобы затем стартовать в известный ему одному момент. И эта схема вновь срабатывает — он легко отрывается от Ферстаппена и остальных. На 20-х кругах начинается основная волна пит-стопов, и это определяет основную стратегию команд, которые планируют гонку с одной сменой шин.

Вследствие этого чуть позже происходит ситуация, которая, к сожалению, и демонстрирует наличие командной тактики в гонке. После пит-стопа Хэмилтон возвращается перед Максом Ферстаппеном, но позади Боттаса, который еще не заезжал в боксы. Хэмилтон буквально оказывается «в пирожке»: Боттас по темпу едет намного медленнее, а Ферстаппен догоняет и уже совсем скоро окажется в зоне DRS. Это может поставить под угрозу победу Хэмилтона в гонке, который жалуется по командному радио, что это плохо влияет как на состояние резины на машине, так и на тот отрыв, который у него был от голландца. В ответ буквально через несколько секунд Боттас просто сдвигается с траектории и пропускает партнера по команде, теперь сдерживая Ферстаппена и оставаясь на трассе еще на протяжении почти четырех кругов. Этот ход еще раз показал место Боттаса в команде Mercedes. С другой стороны, можно понять и Хэмилтона, который из-за стратегии команды по пит-стопам мог потерять лидерство. Что можно было сделать? По-хорошему — при первой возможности пригласить Боттаса на пит-стоп, но не демонстрировать столь откровенно командную тактику. Фактически Mercedes повторили поступок Ferrari на Гран-при Монако, хотя в Сузуке финн не боролся за победу.

После заезда на пит-стоп Боттас на свежем суперсофте начинает показывать отличное время, очень быстро догоняет Риккардо, но обогнать его уже не успевает — 10 кругов слишком мало, чтобы побороться за третье место. Возможно, уйди он на пит-стоп раньше, подиум был бы его… С другой стороны, суперсофт мог и не выдержать дольше, так как по жаре (а температура в Сузуке достигала почти 30 градусов по Цельсию) резина на Мерседесах деградирует быстрее, чем на Red Bull или Ferrari.

Впрочем, командная тактика проявилась не только у Mercedes. Как мы помним, после нескольких инцидентов между Оконом и Пересом команда Force India строго-настрого запретила им борьбу. Любопытно, но в Сузуки эта тактика явственно сработала, когда на 41-м круге Перес запрашивал разрешение на обгон Окона: «Парни, можно мне атаковать Эстебана, он едет слишком медленно?»«Нет, Чеко, нет, сохраняй позицию! У нас будут для тебя обновления на ближайших кругах», — сказал его гоночный инженер. «Тогда скажите ему, чтобы прибавил темпа, он слишком медленный!».

В это же время сходит по техническим причинам и Хюлькенберг, а еще через шесть кругов из-за проблем с подвеской вылетает Лэнс Стролл. Его авария — явно не следствие ошибки пилота: с машиной какие-то проблемы, она днищем высекает столп искр, а при повторе видно, что правое переднее колесо странно морщится — как будто произошел прокол.

Еще один любопытный радиообмен произошел между капитанским мостиком Ferrari и Кими Райкконеном, который показывает, что, возможно, и с машиной Кими было не все идеально: «Кими, теперь перед тобой все чисто, ты можешь прибавить!»«Но я и так все время еду с полностью открытым газом!» — ответил финн.

Проблемы начинаются и на машине Хэмилтона. Он теряет темп, и Ферстаппен начинает его быстро догонять. Уже после финиша Хэмилтон скажет, что почувствовал на машине вибрацию, и она явно связана не с износом шин. Похоже, что не все благополучно с двигателем, и если это так, то к Америке может произойти замена силовой установки, а это будет означать старт в хвосте пелотона, а также тот факт, что, скорее всего, в Остине он еще не станет чемпионом в сезоне 2017 года. Поэтому интриги хоть немного, да останется на последние гонки чемпионата.

Удачно завершилась гонка для команды Red Bull: они второй раз подряд завоевали двойной подиум и еще больше сократили отрыв до Ferrari. Если тенденция сохранится, то у них есть все шансы побороться за второе место в командном зачете.

Гран-при США пройдет в Остине 22 октября в уже измененном составе команд Renault и Toro Rosso.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии