- 16 января, 2021 -
на линии
В движении
Автоспорт

ГП Эмилии-Романьи: досрочный седьмой титул Mercedes в Кубке конструкторов

Седьмой титул Mercedes, второй подиум Риккардо, четвертое место Квята, аварии Ферстаппена и Рассела и стратегический провал Racing Point — вот целый букет событий, которыми нам, пожалуй, запомнится прошедшая гонка в Имоле, на одной из красивейших трасс в сезоне-2020.
Седьмую победу Mercedes в Кубке конструкторов сложно недооценить. Своей слаженной командной работой, бригадой безупречных механиков, талантливыми инженерами и конструкторами, отличным руководителем, влюбленным в автоспорт, грамотной стратегией, быстрыми и надежными машинами и, конечно, оправдывающими все ожидания пилотами они уже в седьмой раз заслужили право называться лучшими. Самыми лучшими. Ибо в этом году они превзошли предыдущий рекорд — шесть титулов Ferrari. По иронии судьбы призы, которые пилоты и команда Mercedes получили на подиуме в Имоле, были выполнены в форме трассы, но визуально напоминали стилизованных, почти шахматных, но… «коней»!

Ожидания от Имолы были самые противоположные. Гонка могла быть очень скучной — на узкой и малообгонной трассе паровоз из пилотов был вполне способен ехать от старта до финиша — но могла и, наоборот, оказаться невероятно интересной, если бы вдруг что-то пошло не так. Нам повезло, и мы лицезрели второй вариант развития событий.

Имола оказалась в календаре совершенно случайно, после того как автодромы стали «отваливаться» один за одним. Третий итальянский Гран-при в сезоне, да еще на исторической, харизматичной и невероятно красивой трассе — о таким никто и не мечтал еще несколько месяцев назад. Впрочем, к сожалению, в предварительном календаре-2021, который представили FIA и Liberty Media на прошлой неделе, Имола вновь отсутствует: ожидаемо, но очень обидно.


Квалификация прошла довольно сложно: командам пришлось работать с минимумом информации из-за укороченного варианта уикенда на новой для гибридной эры трассе. Кроме того, очередные очерченные FIA границы трассы приводили к тому, что пилоты их постоянно нарушали, времена беспощадно списывали, а в гонке Ромэн Грожан получил очередные пять секунд за постоянные нарушения границ трассы.

«Господи, нам не нужны эти белые линии, нам нужен тот самый олдскульный гравий», — сказал Даниил Квят в интервью каналу Sport1. — Тогда мы сможем избавиться от всей этой ерунды. Мне кажется, это просто убивает автоспорт и наносит ущерб этому прекрасному треку!».

Тем не менее квалификация сумела преподнести свои сюрпризы, и если первые три позиции на старте были вполне традиционными (два Mercedes и Ферстаппен), то дальше получилось интересно. В третьем сегменте оказались сразу обе Alpha Tauri, и если Даниил Квят квалифицировался восьмым, то Пьер Гасли показал четвертое время, уступив Максу Ферстаппену всего 0,3 секунды. Квят же всего 0,08 не добрал до Шарля Леклера. Риккардо — выстрелил пятым, оба Mclaren также оказались в Топ-10, а вот и Перес, и Стролл не прошли дальше второго сегмента, правда, Перес уступил Карлосу Сайнсу всего 0,01 секунды. И если в единственной практике разброс времен был довольно большим, то в Q3 третье и девятое места разделяло всего 0,8 секунды.

Конфигурация трека в Имоле очень необычная. Уже сразу после стартовой прямой трасса изгибается сначала вправо, затем влево, давая меньше возможности для использования слипстрима. Ну а внешняя сторона трека, с которой стартовали нечетно квалифицировавшиеся пилоты, была удобнее и чище, так что Валттери Боттас и Макс Ферстаппен оказались в более выигрышном положении, оттеснив Хэмилтона на третью позицию. Однако опыта и терпения у последнего хватило, чтобы не предпринимать никаких поспешных действий и просто выжидать подходящего случая. Чего не скажешь про некоторых других пилотов.


Уже на первом круге происходит два контакта, которые окажут влияние на всю последующую гонку. Сначала Лэнс Стролл (то ли у него взыграла кровь, то ли, наоборот, он еще не восстановился после своей болезни) сталкивается с Эстебаном Оконом и повреждает носовое крыло, после чего заезжает на питлейн для замены детали, а чуть дальше происходит еще одно столкновение, когда Себастьян Феттель поддевает Кевина Магнуссена. И если в первом случае пострадавшим оказывается только Стролл, то вот обломки от Ferrari Феттеля попадают под машину Боттаса и повреждают на ней днище.

Это имеет очень неприятный для финского пилота отложенный эффект: машина не способна удерживать необходимый темп, и он по скорости начинает уступать и своему напарнику, и Максу Ферстаппену. Но сложно предсказать, как бы закончился для Боттаса этот Гран-при, если бы не чертовское везение Льюиса и его собственная ошибка, которые превратили его потенциальную победу во второе место только благодаря сходу Ферстаппена. Иначе быть бы ему третьим. Несмотря на его новые рыжие усы.

На 18-м круге Red Bull проводят пит-стоп Ферстаппена, и уже на следующем круге, дабы не уступить противнику, Mercedes также переобувают Валттери Боттаса, чтобы не предоставить преимущества Red Bull, и финн спокойно успевает вернуться на трассу перед Максом. Хэмилтон, до этого сохранявший третью позицию, выходит в лидеры и сообщает по радио, что он сейчас еще добавит темпа, чтобы оттянуть пит-стоп и впоследствии постараться сохранить позицию на трассе.

Однако ему традиционно везет. На 30-м круге Эстебан Окон после проблем со сцеплением вынужден остановить машину на траве между 13-м и 14-м поворотами, и это заставляет Майкла Маси принять решение о виртуальном автомобиле безопасности — чтобы эвакуировать Renault. Почти 28 секунд, разделявших к тому времени Хэмилтона и Боттаса, и так должно было хватить для «бесплатного» пит-стопа, теперь же остановка для замены шин занимает еще меньше в процентном соотношении времени, и Хэмилтон возвращается лидером, с комфортным отрывом от Боттаса. У Валттери, упустившего лидерство, есть и другая проблема, по имени Макс. Ферстаппен очень быстро сокращает отставание и затем, после ошибки Боттаса, выходит на второе место.


К сожалению, удержать этот успех до финиша Ферстаппену не удалось. За 12 кругов до клетчатого флага у Макса взрывается заднее правое колесо, и он вылетает с трассы, еще и повредив при этом машину. По словам Марио Изолы, привести к этом могли и обломки, оставшиеся на трассе. К этому моменту Элбон шел на седьмом месте, и у Red Bull еще сохранялась надежда хоть на какие-то очки.

Интересно, что у младшей команды Red Bull — Alpha Tauri — лидер команды Пьер Гасли также сходит в Имоле, но происходит это намного раньше: на восьмом круге инженер по радио сообщает ему, что «у нас все плохо, надо заехать в боксы и мы сходим». Как выяснилось, в гонке вновь дала о себе знать проблема с системой охлаждения, которую диагностировали еще накануне, но надеялись, что получилось исправить.

Но если Даниил Квят сумел «подхватить выпавшее из рук Гасли знамя» и финишировать четвертым, то вот дела в Red Bull обстояли хуже.

После аварии Макса на трассу был выпущен автомобиль безопасности, который в буквальном смысле перемешал весь пелотон. Появление сейфити-кара за десять кругов до финиша смешало всю шинную стратегию команд и поставило перед очень сложным выбором: зазывать пилотов, чтобы поставить свежий комплект резины, или оставить их на трассе. Для двух лидирующих Mercedes это было непринципиально. Отрывы между ними и от остальных участников гонки были столь велики, что они могли сделать это безо всякого ущерба. А вот что касается средней части пелотона, то это решение было, пожалуй, самым важным из тех, которые предстояло принять в этом Гран-при.

Все очень хорошо помнили Хоккенхайм и ту роль, которую сыграла для результатов гонки свежая резина, поэтому несколько пилотов сразу нырнуло на пит-стоп, и среди них были Квят, шедший на седьмом месте, Сайнс и Норрис, занимавшие восьмую и девятую позиции, Стролл и Грожан, фактически замыкавшие пелотон, и Феттель, поднявшийся чуть выше. Но, в отличие от Renault и Ferrari (для Леклера), Racing Point допустили огромную ошибку, выдернув Переса с третьей позиции в пелотоне, которую перед этим они так красиво отыграли за счет той же стратегии. Стартовав на комплекте медиум и весьма умело им распорядившись, Перес сумел «пересидеть» своих соперников за счет более позднего пит-стопа и подняться на четвертую строчку после старта 11-м.

Чисто теоретически после ухода сейфити-кара Перес, с его опытом непростых ситуаций, даже на старой резине вполне мог отбить атаки соперников и претендовать на подиум. Но команда приняла неверное решение, что впоследствии признал и Отмар Сафнауэр. «Мы побоялись, что Чеко не справится с комплектом хард и не сможет как следует прогреть его после ухода автомобиля безопасности», — впоследствии скажет Сафнауэр.


А в итоге за счет лишнего пит-стопа Чеко сразу же откатился на седьмое место и сумел отыграть лишь одну позицию, обойдя на трассе Алекса Элбона. После гонки Серхио Перес жестко высказался по поводу второго пит-стопа, заявив, что он был абсолютно бессмысленным, в результате чего была потеряна возможность для команды подняться на подиум. В итоге вместо возможных 15 очков за третье место Перес набрал лишь восемь за шестое. Это лишило его возможности обыграть по очкам Шарля Леклера, сохранившего пятую позицию в личном зачете, а Racing Point в итоге уступила свое третье место в Кубке конструкторов команде Renault (135 очков), проигрывая им сейчас одно очко и сравнявшись по баллам с McLaren. Эти три команды ведут между собой настоящее сражение, меняясь местами в Кубке конструкторов и воюя за каждое очко.

Появление автомобиля безопасности стало в некотором роде роковым для Алекса Элбона: после своего пит-стопа Перес оказывается позади него и начинает атаковать. Можно предположить, что таец находится сейчас под невероятным давлением: ему было отведено две гонки, чтобы реабилитировать себя и остаться в команде, но обе пошли из рук вон плохо. Удавшаяся атака Переса за шестое место стала бы очередным минусом в его послужном списке, но на деле обернулась абсолютной катастрофой. Перенервничав, Элбон допускает ошибку, теряет машину, его разворачивает и он откатывается в самый конец пелотона. Преследовавшего его вплотную Карлоса Сайнса спасла только великолепная реакция: он сумел затормозить и избежать столкновения, а следом за ним благополучно прошел опасную точку и Ландо Норрис.

После гонки Элбон даст довольно странный комментарий, который на самом деле деле демонстрирует, в каком состоянии он сейчас находится:

«Мы решили не останавливаться во время режима автомобиля безопасности, и в результате я оказался под атаками соперников на холодных шинах. Я старался изо всех сил прогреть их, но в какой-то момент просто получил удар сзади, а затем меня развернуло. Я еще не смотрел записи, но если удара не было, похоже, проблема была в нехватке прижимной силы. Мне показалось, что меня задел кто-то из пилотов McLaren, но мне все равно стоит изучить записи. Я делаю все, что в моих силах. К сожалению, этого бывает недостаточно, чтобы добиться положительных результатов».

В отличие от Racing Point, другие команды — Ferrari, Renault, и Alfa Romeo — предпочли оставить своих ведущих пилотов на трассе, рассудив, что даже свежий комплект резины на необгонной Имоле не позволит им не только отыграть позиции, но даже вернуть потерянные за время пит-стопа. И были абсолютно правы. Именно верная стратегия привела Даниэля Риккардо на подиум, Шарля Леклера — на пятую строчку, а Alfa Romeo впервые за этот сезон финишировала в очках сразу двумя машинами.

Но самую блестящую серию обгонов после возобновления гонки продемонстрировал Даниил Квят. Вернувшись после пит-стопа на трассу только восьмым, он на свежем комплекте софт блестяще обошел Переса, оба McLaren, а затем и Леклера, и поднялся на четвертое место. Alpha Tauri в Имоле и впрямь буквально летит! К сожалению, Даниэль Риккардо оказался орешком покрепче и Квят так и не сумел его обогнать, финишировав четвертым. Но это была очень красивая серия доминирования, показавшая, на что на самом деле способен российский пилот. И жаль, что это произошло только в конце сезона, когда его судьба уже фактически решена.

В период автомобиля безопасности произошло и еще одно ЧП: Джордж Рассел, прогревая резину позади Mercedes Бернда Майландера, потерял машину по собственной ошибке, вылетел на узкий газон и разбил свой Williams. Пожалуй, эта авария вполне может претендовать на титул самой глупой в этом сезоне.

Благодаря правильной стратегии Alfa Romeo Кими Райкконена и Антонио Джовинацци финишировали в Имоле в очках, сумев пересечь клетчатую линию девятой и десятой соответственно. А Кими Райкконен к тому же получил звание лучшего пилота дня. Случилось это после того, как на прошедшей неделе Alfa Romeo подтвердили, что на сезон-2021 сохранят свой состав пилотов. Для юниоров Академии Феррари из Формулы 2 это решение можно назвать самым невыгодным за этот сезон: похоже, что кресло в Формуле 1 получит только Мик Шумахер — в команде Haas, хотя Штайнер намеревается объявить состав только в конце сезона. И если у Роберта Шварцмана в запасе еще есть год, то вот для Каллума Айлотта это решение может означать, что двери в Формулу 1 для него закрылись.

Вообще, конечно, решение по составу Alfa Romeo довольно неоднозначно. Если сохранение Райкконена вполне объяснимо: он продолжает сильные выступления плюс может служить отличным наставником молодому пилоту, то продление контракта с Джовинацци на первый взгляд выглядит странно и лежащими на поверхности причинами не объясняется. Про Джовинацци говорят, что у него достаточно влиятельных друзей в Ferrari, которые попросили дать ему еще один шанс. С другой стороны, вполне возможно, что это повод аккуратно избавиться от Айлотта и оставить набираться опыта в Формуле 2 Роберта, который имеет все шансы получить кресло пилота в 2022 году.


Еще одно подтверждение по составу произошло в Williams, которые также сохранят обоих пилотов. Теперь, пожалуй, главной неизвестной остается место второго пилота в Red Bull, за которое негласно соревнуются Перес и Хюлькенберг. И, несмотря на все заслуги Халка в этом сезоне, логичнее было бы предложить его именно Пересу — человеку, у которого не было перерыва в выступлениях, и за чьими плечами есть несколько заслуженных подиумов и… спонсор.

Честно говоря, в свете этих событий все более сомнительным становится выбор пилотов для команды Aston Martin. Последние несколько гонок Лэнс Стролл выглядит не готовым показывать высокие результаты, и команду сейчас тянет Серхио Перес. При всем должном уважении в адрес четырехкратного чемпиона, он уже давно не может сравниться по результативности с мексиканским гонщиком, а если так, то вполне возможная судьба новой команды в следующем году — явное выпадение из середины пелотона и сражение за позиции с Alpha Tauri, а то и еще хуже. Давайте посчитаем: 57 очков у Стролла и 18 у Феттеля — это в сумме меньше, чем 89 у Alpha Tauri, и потенциала для их набора даже на хорошей машине пока не слишком много.

Особенно грустно 18 очков Феттеля выглядят на фоне 282 баллов его недавнего соперника Льюиса Хэмилтона. До финиша сезона осталось всего четыре гонки, и уже ничто не помешает Хэмилтону взять свой седьмой титул — точно так же, как в Имоле ничто не помешало Mercedes взять седьмой Кубок конструкторов.

P. S. Хэмилтон — отчаянный человек: выпить из второго ботинка Риккардо, да еще чокнуться с ним, не каждый решится. Боттас вот отказался. А Абитебуль отказался делать вторую татуировку. Он и первую-то еще не сделал.

Следующий Гран-при состоится 15 ноября на одной из самых интересных и ожидаемых трасс сезона — в Стамбуле.


Источник: Drom.ru — всероссийский автомобильный портал

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии