- 24 мая, 2019 -
на линии

«Европейский выбор» — это на востоке. К какой цивилизации принадлежат Украина и остальная Россия

Говоря о взаимоотношениях Украины с европейской цивилизацией, на «исконную принадлежность» к которой претендует украинский политическй официоз, надо прежде всего, отметить: понятие «европейская цивилизация» как единое целое — полнейшая фантазия. Европа всегда представляла собою несколько существенно разных цивилизационных течений — причём настолько разных, что они между собою постоянно противоборствовали.

Вспомним хотя бы противоречия между римской цивилизацией и германской. Вспомним, что нынешняя Западная Европа в большей степени наследница германских племён, а римская традиция сохранилась (хотя и была на несколько веков законсервирована и почти не развивалась) на востоке Римской империи — в так называемой Византии. Почему говорю «так называемая»? Потому что — хотя на месте Константинополя действительно был когда-то небольшой порт Византий, но — жители Константинополя воспринимали себя наследниками Рима и даже назывались Romaioi (ромеи). Так вот, именно на востоке Римской империи римская традиция максимально сохранилась, и мы — наследники именно этой римской традиции, а не германской. Правда, начиная с Петра I Алексеевича Романова мы получили изрядную прививку германской традиции, но это была прививка на уже сформировавшееся и зрелое древо. Так что мы можем говорить о единой европейской традиции только в одном случае — если согласимся считать «европейской» лишь германскую традицию. А в целом Европа весьма разнообразна и этим разнообразием как раз интересна. Нынешнее унификаторство в рамках Европейского союза — это, в общем-то, деяние, идущее вразрез с подлинно европейской традицией – традицией сосуществования и взаимодействия нескольких существенно разных цивилизаций.

Если Украина и впрямь хочет вернуться к своим европейским корням, то она должна искать эти корни как раз на востоке — в рамках греко-римской традиции. Ибо именно эта греко-римская традиция получена нами ещё в период формирования единого государства, затем закреплена в православной религии и сохранена, в общем, по сей день. Впрочем, одна греческая традиция — традиция непрерывного раскола и непрерывного спора — действительно в большей степени закрепилась на западе Европы. Но не потому, что была воспринята действительно как традиция, а потому, что случайно совпала с этой частью германской традиции и германской цивилизации.

Таким образом, если Украина хочет закрепить именно эту часть западноевропейской традиции, то она, конечно, может идти в западную Европу. Но, насколько я могу судить по нынешней обстановке, уж чего-чего, а раскола и разброда на Украине хватает и без заимствования у западноевропейцев. Если же Украина хочет ориентироваться на созидательную часть европейской традиции, то эта созидательная часть в большей степени греко-римская, нежели германская, а посему в большей степени закреплена на востоке Европы, а не на западе.

Так что те, что сейчас на Украине говорят о цивилизационном европейском выборе, тем самым признают, что из всей европейской цивилизации восприняли только её часть, связанную вот с этим самым распадом, расколом и шатанием. И, конечно, она выгодна очень многим политикам: чем мутнее вода, тем крупнее рыбу можно оттуда вытащить. Но полагаю, что Украине в целом — ни как самостоятельной республике, объединяющей народ юга России, ни тем более как части русского народа, в наибольшей степени воспринявшего вот эту самую греко-римскую традицию, — выбор в пользу распада явно не нужен.
 

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии