- 12 декабря, 2019 -
на линии
В движении
Автоспорт

Этот удивительный Ле-ман

24-х часовая гонка в Ле-Мане — удивительное событие. Это как будто несколько разных миров для самых разных людей: кто-то приезжает сюда выигрывать, кто-то писать хронику, кто-то пристально наблюдать за происходящим на трассе, кто-то пить и веселиться. Удивительно, но есть даже люди, которые приезжают на Ле-Ман уже 7 лет вместе с компанией друзей, чтобы все это время сидеть у палатки и поддерживать костер. Бертран, с которым удалось случайно поговорить, за все 7 лет ни разу не вышел на трассу и не посмотрел ни одной минуты гонки. Пока его друзья смотрят битву в Сарте, он остается в палаточном городке, чтобы подбрасывать дрова в огонь, и знает о происходящем только с их слов и еще по звукам, которые доносятся до лагеря.

Вокруг Ле-Мана

Вообще же Ле-Ман — это огромное, кишащее людьми пространство, оживающее еще в четверг, когда проходит квалификация, и внезапно пустеющее уже буквально через пару часов после гонки. Команды быстро разбирают свои боксы и гостевые зоны, все киоски и лотки моментально закрываются, зрители выстраиваются в огромные очереди на выезд, и только у победителей продолжается праздник. В 3 часа дня почетный маршал, стоя прямо на трассе, дает финиширующим экипажам отмашку клетчатым флагом, а в 6 вечера в паддоке уже почти никого нет — лишь задержавшиеся журналисты, любопытствующие зрители, которые надеются попасть в ранее недоступные зоны и ухватить еще кусочек невероятного события под названием Ле-Ман. И еще победители — со стороны их гостевых зон еще долго доносятся крики радости.

Внутри огромной кольцевой трассы (ее длина почти 16 км) можно сходить в музей, поездить на картах, полетать на вертолете, посетить магазины (естественно, тематические), автосалоны, рестораны, прокатиться на различных адреналиновых аттракционах и, конечно, отдельно — на колесе обозрения, с которого видно большую часть трассы, включая стартово-финишную прямую, последнюю шикану, а днем и другие отрезки дороги. Стоит это 7 евро. Любопытно, что после финиша гонки каждый желающий может бесплатно проехать практически по всей трассе, за исключением небольшого отрезка: ведь в основном кольцо Сарте состоит из дорог общего пользования, которые перекрывают каждый год на время мероприятия, пуская всех в объезд и создавая этим огромные пробки. Однако никто не ропщет: ведь это Ле-Ман, предмет национальной гордости всей Франции!

Все легендарные участки Ле-Мана находятся в свободном доступе весь год, за исключением несколько дней самой гонки: можно побывать в вираже «Арнаж», в связке поворотов «Индианаполис», промчать по прямой «Мульсанн» и увидеть те самые шиканы, которые построили в 1990 году, чтобы снизить беспредельные скорости в конце 5,5-километровой прямой.

    

В пятницу в центре городка Ле-Ман (откуда и пошло название гонки) проходит парад пилотов. В 5 вечера на центральной площади стартуют музыканты и танцоры, а следом за ними и первые экипажи. К этому моменту все улицы в центре города перекрывают, проезжую часть огораживают, а на тротуарах за металлической оградой собирается толпа зрителей. Люди мечтают не только посмотреть на гонщиков и прикоснуться к легендам, которые очень часто сходят со своих шоу-автомобилей и идут к болельщикам, но и получить сувениры на память — их в изобилии разбрасывают в толпу с проезжающих машин. Это могут быть конфеты, открытки с фото пилотов, пластиковые браслеты, а иногда и что-то поинтереснее — например, кепки или футболки. В этот раз еще были упаковки с колбасками — актуально: ведь многие — чтобы занять места получше — приходят сюда за много часов до начала.

    

Все экипажи проезжают через стартовую арку, а затем уходят на закольцованную трассу и финишируют на той же площади Якобинцев, откуда и стартовали. К 8 вечера парад, как правило, заканчивается, ведь уже на следующий день в 3 часа дня — старт суточного марафона. И это уже не шутки, всем нужно быть в форме.

Прошлогодние слезы Toyota

В этом году был один из самых жестких и нервных Ле-Манов за последнее время. Напряжение буквально висело в боксах и паддоке еще задолго до старта. Как всегда, было несколько команд и экипажей, для которых вопрос победы стоял особенно остро.

Помните прошлогоднюю гонку, когда судьба главного приза решилась на последних минутах? На последнем круге Toyota № 5 просто остановилась на стартово-финишной прямой, пропустив вперед Porsche № 2. И тогда все фотографы, столпившиеся у боксов японской команды, чтобы зафиксировать исторический момент, со всех ног бросились через весь питлейн туда, где команда Porsche уже праздновала победу. Другие же остались на месте, чтобы запечатлеть слезы на глазах руководителей команды.

В этом году Toyota ехала выигрывать. Оба предыдущих этапа они лидировали, а по результатам квалификации заняли на стартовой решетке первую линию. К тому же Toyota для большей уверенности привезла в Ле-Ман три машины против двух у Porsche. Ведь говорят же — одну машину разобьют, вторая сломается, а третья доедет и победит.

2017-й начинается в 2016-м

Напомним в двух словах: после изменений в техническом регламенте (унификация шасси в категории LMP2, направленная на уменьшение стоимости производства автомобилей) часть участников в этой категории покинула чемпионат — в том числе команда SMP Racing, которая выступала в гонках на российском прототипе BR01. Владелец команды Борис Ротенберг решил сделать ставку на старшую категорию и совместно с итальянской компанией Dallara SMP Racing запустил в производство автомобиль категории LMP1 BR1, который должен выйти на старты уже в 2018 году. Мы писали об этом вот здесь.

В прошлом же году покинула WEC и команда Audi, на этот раз обратив свое внимание на гонки Formula Е как наиболее эффективные с точки зрения маркетинга. Частные команды из этой категории закончили свое выступление, потому что не могли себе позволить столь же высокие траты на гонку вооружений, как заводские концерны вроде Porsche или Toyota.

Собственно, и у Porsche произошли изменения, но другого рода. На финальной гонке прошлого года в Бахрейне о своем уходе из большого автоспорта объявил Марк Веббер. Состав экипажей пересмотрели, в него в том числе был включен бывший пилот Audi Андре Лоттерер. В этом году в составе Porsche выступают два экипажа (№ 1 — Андре Лоттерер, Нил Яни и Ник Тэнди; № 2 — Тимо Бернхард, Эрл Бамбер и Брендон Хартли).

Так что к началу этого сезона в самом чемпионате осталось всего 30 участников в четырех классах. Однако Ле-Ман всегда стоял особняком, выступить в этой гонке — высокая честь, и участников организаторы приглашают сами, выбирая наиболее ярких или именитых пилотов.

В этом году на старт Ле-Мана вышло ровно 60 экипажей: шесть в категории LMP1 (пять заводских и один частный), 25 — в категории LMP2 и 29 в кузовных классах LM GTE Pro и LM GTE Am.

Российские участники Ле-Мана

SMP Racing — Dallara № 27

SMP Racing стали одной из трех команд, рискнувших выйти на старт на новых и еще довольно сырых Dallara, чтобы собрать как можно больше информации для следующего года. По словам Бориса Ротенберга, перед экипажем не стояло задачи финишировать победителем, так как он способен трезво оценивать возможности техники, однако на Ле-Ман было приглашено три российских топовых пилота, выступающих в самых крупных мировых сериях: Михаил Алешин (Indycar), Виктор Шайтар (Blancpain Endurance Series) и Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault F1. Благодаря их опыту и техническим знаниям команда рассчитывала получить максимум необходимой информации для дальнейшей работы над машиной. Еще один пилот программы SMP Racing — Виталий Петров — в этом году выступает в чемпионате мира по эндурансу за команду Manor в категории LMP2.

Manor с Виталием Петровым — Oreca № 25

Здесь же команда представила еще двух молодых пилотов своей программы — Егора Оруджева и Матевоса Исаакяна, которые получили приглашение продолжить выступление на этой Dallara в серии ELMS. Они уже отлично показали себя в Мировой серии Formula V8 3.5, но 23 июля выйдут на старт первой гонки на прототипе Dallara на трассе Red-Bull Ring. Третье место в экипаже пока остается вакантным.

Роман Русинов и G-Drive Racing — Oreca № 26

Также в категории LMP2 уже который год едет команда G-Drive Racing и Роман Русинов, который участвует уже в восьмом Ле-Мане в своей жизни и еще ни разу не побеждал. Роман совершенно не скрывает своего огромного желания выиграть Ле-Ман; впрочем, вряд ли есть пилот, который об этом не мечтает…

Что такое «не судьба»

Уже сразу после старта было видно, как увеличивается разрыв между категориями LMP1 и LMP2. Чисто теоретически младший класс даже и помыслить не может соревноваться с прототипами LMP1 за победу, но Ле-Ман — это суточная гонка, и произойти здесь может что угодно. В Ле-Мане побеждали и машины менее мощного класса. Такое в последний раз случилось в 1998 году, когда победу в гонке одержал Porsche 911GT1 (одним из его пилотов был знаменитый Алан Макниш), а Ferrari из старшего класса проиграла ему почти 20 кругов!

В этом году подобное вполне могло повториться, да и вообще все могло быть весьма занимательным, если бы не… Впрочем, история не знает сослагательных наклонений.

Первая серьезная и совершенно глупая авария произошла в начале второго часа гонки. И самое печальное, что в результате с дистанции сошел экипаж № 26 Романа Русинова. Случилось это во время обгона кругового экипажа № 88 на Porsche 911 и под синими флагами. Судя по повторам в трансляции, вина была обоюдной: Роман пошел на обгон, увидев синий флаг, показанный сопернику, но тот не собирался пропускать прототип и изменил траекторию, в результате чего и произошло столкновение. В итоге Романа и его экипаж наказали очень жестко, наложив штраф в 3 минуты на питлейне во время следующей гонки на Нюрбургринге. Кроме того, Oreca № 26 так и не вышла больше из боксов: трещина в монококе сделала продолжение гонки невозможным.

Не всегда корректная борьба разворачивалась и между экипажами Toyota, соперничающими за лидерство, но здесь все заканчивалось благоприятно. Где-то до полуночи количество аварий и несчастливых случайностей держалось в привычных рамках, но затем как будто богиня Атропос, вольная изменить нашу судьбу в любой момент, решила пойти в загул.

Сначала экипаж Toyota № 8 проводит в боксах порядка двух часов на замене генератора и откатывается в конец пелотона, затем происходит вообще невероятное с лидирующим экипажем под номером 7. Во время режима машины безопасности Камуи Кобаяси получает ложный сигнал на выезд, после чего, поняв ошибку, останавливается и, чтобы не быть оштрафованными, команда загоняет его обратно к боксам. Затем ему вновь приходится воспользоваться сцеплением, чтобы вернуться в гонку. Неприспособленное к таким нагрузкам сцепление гибридного автомобиля получило повреждение и уже после этого в гоночном режиме дало сбой. Кобаяси пришлось возвращаться на одной только электротяге, несколько раз он останавливался и возобновлял движение, но до боксов так и не дотянул. Надо было видеть лица команды Toyota в боксах, которые наблюдали за всей этой драмой на мониторах! Но, к счастью, у них оставался еще один автомобиль.

И снова в дело вступает Атропос, которая за что-то сильно невзлюбила японскую команду. Буквально сразу после схода предыдущей машины в аварию попадает и экипаж № 9 с Николя Ляпьером за рулем. Причем виновником становится Manor № 25, управляемый Симоном Трумером, в составе которого едет и Виталий Петров. Для Manor гонка закончена, а вот у Toyota пока все не так страшно. Единственная проблема — поврежденное заднее колесо, до боксов на таком дотянуть вполне реально. Но не тут-то было. Части разрушающейся покрышки сначала разбивают детали обвеса, затем резина попадает в систему гидравлики КПП, разрушая и ее, разливается масло, в какой-то момент машина даже вспыхивает сзади, но пламя быстро гаснет. Ляпьер — настоящий боец, он изо всех сил пытается дотянуть до боксов вслед за Кобаяси, но и ему это не удается.

Вместе с «умершей» на трассе Toyota № 9 умирает и надежда японцев выиграть Ле-Ман.

В гостях у Porsche

Последнюю часть гонки мне удалось провести в гостях у Porsche, и это было очень сильное ощущение. В зоне их хоспиталити всегда собирается много народу, в том числе гостей и журналистов. Чувство единения и общей цели победить наполняет всю зону. Люди ходят, сидят, разговаривают, едят, пьют вино, но при этом составляют одно общее целое, помешанное на гонках и любимой команде. Каждую неудачу они воспринимают как собственную, каждую маленькую победу — как общую. При этом эти люди (как и в большинстве других гостевых зон) способны болеть и сопереживать за другие команды — не только за Porsche. И это нормально.

Гонка для Porsche в этом году складывалась не слишком удачно. Экипаж под номером 2 потерял больше часа на техническом пит-стопе еще в первой части гонки и в принципе уже ни на что не рассчитывал. После проблем у команды Toyota в лидеры вышел экипаж прототипа под номером 1. Но незадолго до полудня у машины возникли проблемы с давлением масла, которое упало до минимума, Лоттерер пытался дотянуть до боксов на электрическом двигателе (как и две Toyota!), но запаса хода не хватило и ему. Андре Лоттерер не скрывал слез, а приехавший на Ле-Ман в качестве почетного гостя Марк Веббер пытался его приободрить.

В это время на первое место вышел прототип категории LMP2 команды Jackie Chan DC Racing № 38. Представляю, как было горько в этот момент Роману Русинову, который понимал, что у него мог быть реальный шанс не просто выиграть Ле-Ман в своей категории, а одержать победу в абсолюте, так как он ехал в действительно самом быстром экипаже в классе.

Теперь все ставки были на экипаж Porsche № 2, и он бросился в атаку. Нагоняя по 12–13 секунд на каждом круге, они на глазах сокращали преимущество китайской команды. И примерно за полтора часа до финиша сумели совершить обгон, вызвав бурю эмоций и слезы на глазах у всех, кто в этот момент смотрел гонку в зоне Porsche.

За 15 минут до победы всем участникам команды раздали победные майки, и эти же майки пустили в продажу в торговых точках Porsche, чтобы все желающие могли их надеть на подиум. Слепая судьба в этот момент решила оставить в покое прототипы и переключилась на кузова.

Ну а в гостевую зону Porsche после церемонии награждения принесли заслуженный трофей, который теперь, после трех побед подряд в 2015-м, 2016-м и 2017 годах, навсегда останется в команде.

  

Aston Martin и Corvette

Эта глава будет короткой, но не менее драматичной, чем предыдущая.

    

Спектакль разыгрался на самых последних минутах гонки: Aston Martin № 97 уже давно наседал на лидирующий Corvette № 63 команды Corvette Racing, но Шевроле очень грамотно «крылся», выбирал правильные траектории и заставлял пилота Aston Martin допускать ошибки. Как выяснилось позже, у американца случился медленный прокол колеса, но он решил рискнуть и дотянуть до финиша, иначе бы гонка была проиграна наверняка. Но проблемы становились все ощутимее, иногда отсутствие управляемости заставляло его даже вылетать за пределы трассы, но он все еще держался. И только на последнем круге, в самой последней связке поворотов у колеса обозрения он был вынужден уступить наседавшим сзади соперникам. Это была одна из самых красивых и горьких сцен всей гонки. Невероятное мужество и такая же невероятная неудача пилота Corvette № 63 сорвали заслуженные аплодисменты.

Что касается экипажа SMP Racing № 27, то он выполнил свою задачу в гонке, благополучно финишировав 16-м в своем классе. Сергей Сироткин, впервые участвовавший в соревнованиях на ле-мановском прототипе, отметил его легкую управляемость и отличную скорость, а также неожиданный комфорт.

  

«Меня больше всего пугали тем, что внутри закрытого кокпита будет очень жарко — настолько, что непривычный человек может потерять сознание. Но в машине отличная вентиляция, так что все оказалось намного лучше, чем я думал. Вообще я хочу поблагодарить SMP Racing за такую возможность: принять участие в Ле-Мане. Это очень важное и почетное для меня событие».

Читать полностью: http://info.drom.ru/autosport/53190/

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии