- 25 августа, 2019 -
на линии

Что зачем пить. C чем на самом деле конкурирует пиво

Союз российских пивоваров жалуется: повышение акцизов (до 9 рублей с литра в 2010-м) сделало спирт, содержащийся в пиве, в 2.6 раза дороже равного количества спирта в водке. А тут ещё и ограничение розничной продажи, и запрет рекламы… Словом, законодатели — по мнению пивоваров — подталкивают Россию, за последние десятилетия с трудом переведенную на сравнительно безобидное пиво, вновь к водке.

Я сам никогда не любил водку, а пиво пью с удовольствием. Даже когда мне срочно нужно опьянеть (на меня спирт действует как мощное снотворное, чем я и пользуюсь, когда надо быстро выйти из нервного напряжения после срочной работы или турнира по интеллектуальным играм), заливаю мозг чаще всего пивом, а не сухим вином (их люблю с юности, так что дома всегда в запасе несколько бутылок на случай удачного кулинарного заказа или беседы с друзьями) или дистиллятами вроде текилы или виски (эта экзотика довольно часто попадает в распродажи, так что дома припасено с десяток разных сортов, а поскольку мои знакомые тоже пьют это крайне редко, запас постоянно растёт). Так что я бы скорее всего согласился с позицией пивоваров, если бы пил их продукцию только ради опьянения.

Но — судя не только по моему опыту — куда чаще пивом просто утоляют жажду. Не зря его потребление значительно растёт летом. И со столь сложной задачей пиво справляется прекрасно. Это видно хотя бы по тому, что его принято закусывать усилителями жажды — копчёными, солёными, сушёными лакомствами. Без них много пива не выпить: жажда исчезает в несколько глотков.

Значит, пиво конкурирует не только с водкой, но и с минеральными водами, фруктовыми соками, синтетическими напитками вроде вариаций на тему колы… И в этой борьбе у него есть серьёзное преимущество — тот самый спирт. Принимаемый в малых (по сравнению с водкой) дозах, он вроде бы не даёт быстрого опьянения, но всё же создаёт эйфорию, какой от сока не дождаться.

Увы, этот побочный эффект может довольно легко перейти в разряд основных. Не только несовершеннолетние персонажи рекламного цикла «Кто идёт за «Клинским»» способны выпить достаточно для отключения высших функций мозга. Их не столь эстетичные собратья по несчастью — любого пола и возраста — наблюдаются в товарных количествах едва ли не в каждом скверике.

Более тяжкие последствия отнимают немало времени. Допиться до пивного алкоголизма в состоянии далеко не каждый: разовые дозы спирта обычно меньше, чем от водки, а потому терпения и времени требуется больше. Но ещё Николай Алексеевич Некрасов отметил: «Воля и труд человека Дивные дивы творят». По мере перехода нашей страны с водки на пиво классический водочный алкоголизм стал встречаться реже (что пивовары зачислили себе в заслугу), зато пивной стал обыденным диагнозом. Причём эта напасть куда страшнее прежней, ибо думают о ней пока меньше.

Правда, для России в целом и Российской Федерации в частности алкоголизм далеко не так страшен, как для большинства стран к западу от наших границ. Ведь за всю свою более чем тысячелетнюю историю наша страна ни разу не поднималась выше второй десятки в мире по потреблению спирта на душу населения.

Нынешняя пугающая статистика, зачисляющая Эстонию на седьмое, Украину на шестое, а Российскую Федерацию даже на пятое место, порождена простейшей манипуляцией: на всём постсоветском пространстве в разряд потребления зачислено всё бытовое и спиртосодержащее, включая духи, очистители для окон и незамерзайки для автомобильных стеклоомывателей (это видно хотя бы из строки «Россия» в соответствующей таблице Википедии: учтённое потребление 11.03, неучтённое 4.73, общее 15.76 литра в год на душу населения; в том числе — в пересчёте на спирт — пиво 3.65, вино = 0.10, водка 6.88, другое 0.34; просуммировав пиво, вино, водку и загадочное другое, получаем 10.97, то есть 4.79 литра спирта на душу населения в год взято вообще с потолка). Но всё же лучше не расслабляться в надежде на многовековое благоразумие народа (ведь не только бережёного бог бережёт, но и небережёного конвой стережёт) и не поощрять вытеснение пивом не только (а в последние годы — даже не столько) водки, сколько воды и сока.

Реально бытующая конкуренция пива — не с крепкими алкогольными, а с безалкогольными прохладительными напитками — вряд ли полезна стране. Не знаю, осознают ли сами пивовары, с кем конкурируют, за что и против чего действует их продукция. Но думаю, нам самим не всё равно, куда ведёт дорога, вымощенная их благими намерениями. Повышение акцизов, выталкивающее пиво из этой удобной ниши, я считаю оправданной и полезной обществу мерой.

Конечно, не все конкуренты пива равно полезны. Например, вариации на тему колы, как правило, содержат лошадиные дозы сахара, кофеина с его производными да фосфорнокислых консервантов. Их, на мой взгляд, также надлежит обложить дополнительно — целевым сбором на финансирование разработки методов лечения кариеса, диабета и нервного перенапряжения. Но это, наверное, уже следующий шаг на долгом, сложном и трудном пути физического (а в перспективе — и духовного) оздоровления нашего народа после всего, что с ним сделали полтора десятилетия безудержных реформ и последующие двенадцать лет поиска вслепую хоть каких-то выходов из множества тупиков, куда мы ухитрились забрести одновременно.

Пока же начнём хотя бы с самого очевидного и повторим вслед за кумиром неприкаянной позднесоветской интеллигенции Женей Лукашиным из «Иронии судьбы»: «Пить надо меньше!»

 

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии