- 07 декабря, 2019 -
на линии
В движении
Автоспорт

Черный сокол в «Зеленом аду»

О том, как пилоты команды Black Falcon стали первыми россиянами, выигравшими немецкий чемпионат на Нюрбургринге.

Историю этой победы мы собирались рассказать на две недели позже, после финального этапа немецкого кузовного чемпионат VLN 26 октября, посещение которого запланировано в нашем календаре как обязательное. Потому что надеялись, что удастся понаблюдать, как Александр Акименков и Василий Селиванов у нас на глазах превращаются из просто победителей и призеров этапов в первых россиян, которые когда-либо в истории выигрывали этот чемпионат. Но обстоятельства изменились. И хотя увлекательнейший репортаж с «Северной петли» все равно вас ожидает в недалеком будущем, про победу в сезоне VLN-2019 мы расскажем уже сейчас.

На протяжении всего долгого сезона немецкого кузовного чемпионата, который проходит на полной конфигурации знаменитой трассы Нюрбургринг с марта по октябрь, петербуржцы Александр Акименков и Василий Селиванов, выступающие за команду Black Falcon на Porsche 911 № 395 в классе V6 Production Cars, в этом году этап за этапом протаптывали себе дорожку на самый верх подиума. К восьмому этапу, который состоялся в прошедшие выходные, они опережали своих соперников по очкам, но разница была еще несущественной, и фортуна «Зеленого ада» заняла выжидательную позицию.

…Сезон-2019 на Нюрбургринге с самого начала складывался для наших спортсменов чрезвычайно удачно. Помимо VLN они выступили в Квалификационной гонке, предшествовавшей «24 часам Нюрбургринга», затем в самом марафоне, и выиграли оба соревнования. А из семи предыдущих этапов VLN, один из которых не состоялся по погодным условиям, набрали четыре первых и два вторых места. О чем вообще еще можно мечтать?


Чтобы вы могли представить себе, что такое VLN и какова цена победы там даже в одном классе, мы предложим немного цифр и фактов.

• В каждом этапе участвует от 150 до 200 экипажей, от двух до четырех пилотов в машине. Представьте себе стартовую решетку Формулы 1, где располагаются 22 автомобиля, и продлите ее в семь раз — вы получите один из самых коротких вариантов грида на Нюрбургринге. Из-за такого количества участников старты даются по очереди в три группы, чтобы избежать излишней толкучки на зеленом светофоре и возможных массовых завалов, но даже 50–60 машин в одной группе это очень и очень много.

• Все участники делятся на классы в зависимости от мощности и подготовки автомобилей, и в этом сезоне таких классов 26. Время круга у них может различаться на 2,5, иногда 3 минуты (!), так что круговые появляются очень быстро. К тому же уровень вождения тоже у всех разный — в соревновании принимают участие как профессиональные пилоты, выступающие в заводских командах, так и любители.

• Такое количество автомобилей допускается в гонку благодаря тому, что протяженность трассы составляет более 25 км: VLN и 24-часовой марафон проходят на объединенной конфигурации Гран-при и «Северной петли», но даже на такой длине трафик всегда сумасшедший, а большинство обгонов приходится на более широкую и безопасную трассу Гран-при.

• Расположение Нюрбургринга в Айфелевых горах создает соответствующий рельеф трека: спуски, подъемы, «слепые» повороты, узкие шиканы, лесной массив по бокам и очень узкие, минималистичные зоны вылета. Не удержал машину на «Северной петле» — поздоровайся с отбойниками, и хорошо, если после этого удастся вернуться в гонку.

• Еще одна сложность — изменчивая погода. Помимо постоянных дождей, туманов, иногда солнца, иногда града и даже снега (именно из-за него был отменен второй этап), здесь бывает и все это одновременно — на разных участках Нюрбургринга. И попробуй угадать, в какую резину обуваться и по какой траектории лучше ехать. Наверняка поклонники «Северной петли» помнят, как в 2016 году во время гонки «24 часа Нюрбургринга» на дальнем отрезке трассы внезапно пошел град, моментально покрывший асфальт слоем наледи — а над питлейном в это время светило солнце и с пит-стопа машины выезжали на сликах…


Александр Акименков и Василий Селиванов на Нюрбургринге далеко не новички. Их историю мы рассказывали в большом материале, посвященном 24-часовому марафону, но людей, помешанных на «Зеленом Аду», знающих его как свои пять пальцев и умеющих быстро ездить, в VLN буквально — толпы. А вот чтобы выиграть сезон, нужно обладать не только скоростью, но и стабильностью. К тому же еще за всю историю этого соревнования россияне никогда не выигрывали этот чемпионат даже в своем классе. Этапы выигрывали, чемпионат — нет.

Ну а мы расскажем вам подробности того, как это произошло в первый раз.


Над Нюрбургрингом безоблачное небо

На пятницу традиционно приходятся свободные заезды и гостевые активности, включая ринг-такси для гостей команд и спонсоров. Для российских пилотов пятница была очень важным днем, т. к. владелец и руководитель команды Black Falcon Алекс Бом специально для них организовал тесты нового автомобиля Porsche Cayman GT4 Clubsport, на котором, вполне возможно, Василий и Александр будут выступать в следующем сезоне.

— В нашем распоряжении в этот раз было сразу два автомобиля: наша Carrera, на которой мы участвуем в сезоне, и новый Cayman GT4, — рассказал Александр Акименков. — Нам очень помогло, что мы ездили на обеих машинах одновременно, так как это позволяло четко почувствовать разницу. И когда мы пересаживались с более быстрого Cayman на Carrera, это разгоняло нас как пилотов. Машина очень понравилась. Настоящий боевой снаряд.

Однако суббота, несмотря на голубое небо, началась с совершенно мокрой трассы, и виной тому были обычный для этого времени года туман и обильная роса, которая выпала на рассвете. Квалификацию было необходимо начинать на дождевой резине, и это заранее обрекало первые круги на худший результат. Заводские команды и пилоты (всего порядка 50 экипажей) отсиживались в боксах, ожидая, когда солнце высушит асфальт и не нужно будет тратить время, шины и топливо на лишние попытки.

Но Александр и Василий, посовещавшись с третьим членом экипажа Ронни Летмейтом и своим гоночным инженером Нико, совершенно правильно рассудили, что в последней, сухой части квалификации будет очень плотный трафик, что приведет, скорее всего, к авариям и вылетам и, как следствие, к желтым флагам или так называемому «коду 60» — когда скорость на определенном участке трассы необходимо снизить до 60 км/ч.


Было решено выезжать на дождевой резине. Первая смена выпала как раз на долю Ронни, и его часть квалификационных попыток сложилась чрезвычайно удачно: он сумел собрать быстрый круг и показать хорошее время в абсолюте, которое могло бы пойти в зачет.

Задачей Василия, выехавшего следующим на подсыхающую трассу, было в том числе собрать информацию по траектории и состоянию асфальта, чтобы Александр, выезжая последним уже на слике, мог сразу идти на быстрый круг.

— На втором круге я сумел показать 17-е время в абсолюте на тот момент на дождевой резине: примерно 10,01–10,02 минуты. Оно бы пригодилось, если бы Саша попал в трафик или желтые флаги. Но все же на своем последнем круге на сликах он сумел опередить меня на 30 секунд, и именно его время пошло в зачет.

Время Александра Акименкова, тем не менее, стало лишь вторым в квалификации класса, но важным было то, что основные соперники — Mathol Racing на Porsche Cayman S № 435 и Stein Tveten Motorsport на Porsche 911 № 416 — расположились еще дальше на стартовой решетке. Первое же место на гриде занял экипаж AVIA Sorg Rennsport, который не сражался за титул.

История одной нерешительной фортуны

Старт в длинных гонках на Нюрбургринге происходит с хода: это снижает риск завала на первом круге. После предстартовой и стартовой процедуры, которые длятся довольно долго, чтобы все зрители и гости успели насладиться зрелищем, пелотон уходит на прогревочный круг, после чего стартует тремя группами с промежутком в несколько минут каждая.

— Задача на прогревочном круге — довести резину и тормоза до нужной температуры, чтобы уже в первом повороте быть готовым совершить прорыв, — рассказал Александр Акименков. — В этот раз я даже немного раскачал машину, отодвигая назад нашего главного соперника Вольфганга Вебера из Mathol Racing. И в тот момент, когда мы подъехали после прогрева к линии старта, мы увидели красные флаги!


Почти сразу после старта на трассе Гран-при произошла массовая авария в первой группе: несколько машин перегородили всю ширину трека, усеяв асфальт и обочины обломками. Гонку пришлось останавливать и начинать все заново. Но Александр был готов к атакам и уже на первом круге сумел опередить впереди идущий экипаж и еще несколько более быстрых автомобилей, увеличив отрыв от главных соперников и даже организовав буфер в виде еще одного участника между собой и автомобилем Вебера.

— У меня был хороший стинт, и три круга подряд мне удалось «положить» в одну секунду: 9,12–9,13 минуты. Единственная проблема заключалась в Golf VII GTI TCR из старшего и более быстрого класса TCR, которого я обогнал и очень этим обидел. На пятом круге он кинулся в атаку в неудачном месте, я решил его пропустить, дабы избежать аварии, но вместе с ним меня проскочил и Вебер, правда, далеко не уехал. Вольфганг Вебер — вице-чемпион Европы по ралли, и мне было очень приятно видеть, как он нервничает и совершает ошибки, пытаясь от меня оторваться. Я ждал прямую Доттингер (Dottinger Hohe), чтобы с помощью слипстрима вернуть позицию.

Не сумев ничего противопоставить Акименкову в честной игре, Вебер начинает действовать иначе. В одном из скоростных поворотов — Гальгенхопф (Galgenkopf), которые гонщики проходят газ в пол, пилот Mathol Racing решает сыграть ва-банк и прямо перед машиной Black Falcon резко бьет по тормозам, а затем нажимает газ.

Александра спасли инстинкты, которые в таких случаях срабатывают намного быстрее разума. Он успел дернуть машину влево, ударить тормоз и снова нажать на газ, что спасло его от неминуемого столкновения и разбитой машины. Но до конца круга и смены ему так и не представилось другой возможности обогнать Вебера. На пит-стоп два Porsche заехали паровозиком, и 395-й слегка подталкивал 435-го в задний бампер…

«…У Ронни крэш»

Следующий двойной стинт выпал на долю Ронни Летмейта, немецкого пилота, выступающего на протяжении всего сезона с Василием и Александром. За пару кругов Ронни сумел нивелировать то отставание, которое образовалось за счет более быстрой дозаправки у соперников, и готовился к обгону, когда в его задних зеркалах появился командный автомобиль старшего класса, сражающийся за победу в абсолютном зачете. Ронни решил его пропустить, подвинулся с траектории и…

По словам Ронни Летмейта, это была одна из его самых глупых ошибок. Автомобиль оказался двумя колесами на искусственном покрытии обочины, баланс был потерян, машину размотало и вынесло задним бампером в гардрейл. Отскочив от забора, Porsche № 395 повис днищем на высоком поребрике и замер, будучи не в состоянии самостоятельно выбраться из этого капкана.



— После неспортивной ситуации между Вебером и Александром у нас в боксах была довольно напряженная атмосфера: мы ждали еще какого-то подвоха. Я даже не пошел обедать и наблюдал за гонкой по мониторам, — рассказал Василий Селиванов. — И в этот момент наш инженер Нико говорит вдруг: «У Ронни крэш», и мы видим по GPS-радару, что он замер в Хохе Ахт (Hohe Acht).

Восемь долгих минут маршалы с помощью специального автомобиля снимали с каменного «крючка» Porsche команды Black Falcon, и за это время все их соперники уже давно ушли в точку. Казалось бы, все: гонка потеряна, столько времени отыграть за оставшиеся круги уже невозможно. Но имелись и плюсы. После возвращения автомобиля в гонку стало понятно, что фатальных повреждений у машины нет: времена круга у Ронни оставались очень хорошими. Конечно, с пятой позиции лидера класса — Mathol Racing — уже не догнать, да и второе место практически недостижимо. Но вернуть себе третье место — задача вполне осуществимая.


Василий отправляется в бой

На свежей резине и со свежими силами Василий Селиванов вышел на свой завершающий стинт. Времени на раскачку не было, гонщику пришлось с самого начала включать максимальный режим атаки, чтобы отыграть максимум возможных позиций. И так очень быстрый, Василий в этот раз летел будто на крыльях. За два первых круга он догнал и прошел двух соперников, но впереди были равные по скорости экипажи, и становилось очевидно, что бессмысленно рассчитывать на результат выше третьего места.

— На протяжении всего этапа меня удивляло, насколько быстро и ровно по времени круга идут оба пилота экипажа команды PROsport-Performance, занимавшей в гонке вторую позицию. Это крайне сложная задача — найти двух таких равных пилотов. Но в чем причина такого ровного темпа, мы еще долго не понимали, — рассказал Василий.

Black Falcon во время финального стинта сделал все возможное, чтобы подняться в турнирной таблице как можно выше, но все равно на финише их разделяло со вторым местом порядка 30 секунд.

— Набранных очков было недостаточно, чтобы выиграть чемпионат здесь и сейчас, и теперь нам предстояло делать это на последнем этапе. Понятно, что мы расстроились: для победы у нас были все условия — хорошая погода, хорошая трасса, хорошая машина, а мы не смогли. И как сложится девятый этап — неизвестно. Мы так переживали, что даже не пошли на награждение, попросив команду забрать наши бронзовые награды, — поделился Александр Акименков. — А вечером наши механики передали нам кубки, и мы не поверили глазам: на них стояла цифра 2!


Как выяснилось позже, команду PROsport-Performance оштрафовали на три минуты за то, что один из заявленных пилотов так и не вышел на старт. Оказалось, что их второй пилот был намного медленнее Василия; в команде сопоставили цифры, поняли, что потеряют второе место, и решили рискнуть, оставив в машине быстрого гонщика. Но не учли, что судьи на питлейне заметят подмену и выпишут штраф.

Именно эти три штрафные минуты и сделали свое дело, принеся экипажу Black Falcon второе место и дополнительные очки в гонке. А утром пришли поздравления с победой в чемпионате и от владельца команды, и стало понятно, что фортуна, раскачивавшая маятник то в сторону Black Falcon, то в сторону Mathol Racing и на этапе и во всем сезоне, наконец-то определилась!

26 октября состоится девятый, финальный этап чемпионата VLN, и Василий Селиванов и Александр Акименков отправятся на него уже действующими победителями. Так что теперь исполнится их заветная мечта — проехать последний этап на максимуме и в свое удовольствие, не переживая за судьбу победы. Ну а мы вам расскажем, как это произойдет.

Источник - Drom.ru

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии