- 13 декабря, 2019 -
на линии
В движении
Автоспорт

Боевая единица. В гостях у команды Russian Time.

Команда Russian Time — явление для российского автоспорта довольно нетипичное. Это маленькая, но совершенно самостоятельная боевая единица, выступающая во влиятельной международной серии Formula 2 (бывшая GP2). Это команда со своей историей, и не очень простой — хотя бывают ли в автоспорте простые истории?

…Я встречаюсь с руководителем команды Светланой Стрельниковой и пилотом Артемом Маркеловым в кафе и застаю их за странным занятием. Перед ними на столе разложено огромное количество конвертов, в которые они вкладывают забавные открытки с рисованными портретами гонщиков и символикой команды и клеят на них марки. Это спокойное занятие лучшим образом характеризует этих людей. В них нет пафоса, нет желания показать себя крутыми — хотя, наверное, именно так и выглядят по-настоящему крутые люди: просто и без претензий. Во время Гран-при в Баку, где серия Формула 2 была «гонкой поддержки», команда объявила конкурс среди своих фанатов на лучший прогноз результатов и обещала всем угадавшим прислать открытки с автографами пилотов. Поскольку Светлане и Артему хочется сделать приятное своим болельщикам, презенты получают и те, кто не совсем угадал результат.

Я присоединяюсь к заклеиванию конвертов. За этим занятием мы и начинаем нашу беседу про Формулу 2 и команду Russian Time.

С чего все начиналось

В конце 2012 года одна из старейших команд на автоспортивном рынке GP2 iSport объявила о своем уходе из гонок. Это стало хорошим шансом выкупить освободившееся место в серии. Так возникла идея сделать русскую команду, которая получила звучное название — RUSSIAN TIME. Руководителем был назначен Игорь Мазепа. Предполагалось, что 2013 год будет посвящен «раскрутке» команды, которая должна была подняться в топ.

Для Russian Time год оказался успешным. В одном из своих интервью Игорь Мазепа рассказывал, что в какой-то момент думал, что «лодка потонет». Однако команда выплыла — и не просто удержалась на плаву, но и заняла в 2013 году первое место в командном зачете. Как это получилось? Прежде всего, благодаря контракту на техническое обслуживание с сильным немецким коллективом Motopark. Кроме того, Russian Time собрала очень сильных и опытных спортсменов. Еще в начале сезона, когда набирали состав пилотов, изначально приглашали на тесты француза Тома Диллмана и британца Лучано Бачету, а также Робина Фряйнса. В итоге Диллман остался, а пару ему составил англичанин Сэм Берд, и это был, пожалуй, лучший выбор из возможных.

В этом же году Russian Time были приглашены и приезжали на «предформульное» мероприятие «Формула Сочи», которое проводилось на протяжении трех лет в летней столице в преддверие приезда самих Королевских гонок. На «Формуле Сочи» Игорь Мазепа рассказывал о планах на будущее: предполагалось, что будет создана еще одна команда в рамках Russian Time для участия в серии GP3. В сезонах 2014 и 2015 гг. Russian Time должна была заменить в серии GP3 Bamboo Engineering. Российская команда даже успела поработать с машинами обеих серий на пост-сезонных тестах в Абу-Даби.

За сезон 2013 года руководитель команды Russian Time был награжден премией «Человек года в автоспорте»: в свой первый год существования Russian Time стали победителем в командном зачете в серии GP2. Правда, в тот раз награждение было грустным — после внезапной кончины руководителя команды Игоря Мазепы приз приехал получать его отец.

После смерти Мазепы в феврале 2014 года команду возглавила Светлана Стрельникова. Это было непросто, но она справилась.

Светлана появилась в автоспорте в начале 2000-х годов, начав свой путь с административной работы в команде Николая Фоменко и Алексея Васильева Russian Age Racing. Сама Светлана вспоминает, как, оказавшись на Гран-при Бразилии, четко поняла, чем хочет заниматься дальше. По словам Алексея Васильева, она очень быстро освоилась в этой области и уже скоро стала менеджером команды после ухода с этой должности Марка Подольского. После того как Васильев и Фоменко расстались, Светлана продолжала работать с Николаем и участвовала во всех его проектах в течение 15 лет, в том числе и в команде Marussia F1 Team.

Новая история

В феврале 2014 года Светлана Стрельникова, которая на тот момент уже покинула должность директора спортивных программ компании Marussia Motors, получает предложение возглавить команду Russian Time и принимает его, не колеблясь.

«Я получила предложение от владельцев Russian Time в начале февраля, и мне было несложно согласиться, хотя я понимала, какую ответственность на себя беру. Я уже была знакома с паддоком GP2, поскольку два года была менеджером Ивана Лукашевича, выступавшего в GP3, и люди с тех пор остались те же, а многие пилоты, тогда выступавшие в GP3, перешли в GP2», — рассказала Стрельникова.

Однако ей пришлось начинать с нуля.

— Вам за две недели нужно было поставить команду на ноги фактически с нуля. Паника была?

— А что паниковать? — отвечает Светлана. — Паника никому ничего не приносит, надо делать свою работу. Когда было принято решение о моем назначении, мне казалось, что все вокруг моментально изменится! Сейчас я понимаю, что все идет своим чередом.

После смерти Мазепы Russian Time рассталась с Motopark. Быстро нашли нового партнера. И совершенно неудивительно, что им стал коллектив iSport — фактически они вернулись в родные пенаты. Помимо смены технического персонала в Russian Time полностью поменялся состав пилотов. Теперь российскую команду представляли Митч Эванс и Артем Маркелов.

Светлана рассказала о процессе подборов пилотов в команду: «В феврале свободных пилотов уже мало, поэтому выбирали лучших из тех, кто свободен. Это абсолютно рыночный процесс: вы выбираете их, они — вас. Важны разные составляющие. И скорость, и репутация, и бюджет, который есть у пилота.

Русских команд в разных чемпионатах немало, и часто все возмущаются, почему в русской команде нет гонщиков-россиян. Поэтому для нашей команды было важно иметь русского пилота в своем составе».

Для Артема первый сезон стал непростым. Для Светланы тоже: на фоне предыдущих успехов достижения команды в новом сезоне были не такими яркими — пятое место в командном зачете. Зато по итогам года пилоты команды завоевали 6 подиумов.

«В GP2 сначала было очень тяжело, — признается Артем Маркелов, — потому что не мог привыкнуть к машине, не мог привыкнуть к резине, которая очень быстро «убивалась». И что-то показать в первый год было очень сложно. Поэтому я тренировался, учился, в том числе и на своих же ошибках, и шел вперед...».

В 2015 году Russian Time вновь сменила технического партнера: вместо iSport техническим обслуживанием команды начала заниматься Virtuosi UK, а менеджером стал Энди Рош. Результатом сезона вновь стало пятое место, но уже с 8 подиумами. Очевидно, что и болельщикам, и самой команде хотелось большего.

В 2016-м Russian Time рассталась с Митчем Эвансом, и в напарники к Артему Маркелову пришел его итальянский «тезка» Раффаэле Марчелло. Артему с Раффаэле было непросто: на треке Марчелло бывал неуступчив, несколько раз блокировал Артема, в результате чего оба «убивали» резину и теряли нужные для команды очки.

Я интересуюсь, стало ли такое поведение Марчелло причиной его ухода из команды, но получаю ответ, что контракт у Раффаэле был только на год. Свое будущее Раффаэле видел в кузовных чемпионатах, где он успешно начал выступать с 2017 года.

С новым напарником по команде Лукой Гиотто отношения у Артема складываются намного лучше, они дружат и в жизни, и на треке, где оба готовы работать на пользу команде.



Читать полностью: 
http://info.drom.ru/autosport/55903/

Сезон 2017

Уже в конце прошлого сезона стало понятно, что российская команда готова выстрелить: ее результаты резко пошли в гору. И на первом же этапе новой истории Формулы 2 Артем выиграл гонку!

— Скажи, был ли момент, когда ты понял, что вырос в своей профессии. Можешь ли определить, на сколько уровней повысилось твое мастерство?

— Да, в какой-то момент я почувствовал, что я могу сделать намного больше, чем раньше. Понял, что научился работать с резиной, чего не умел раньше, да и комментаторы сейчас говорят, что я один из лучших, кто контролирует деградацию резины. Это на самом деле очень хорошее чувство!

Следующий этап в Барселоне для Артема был менее успешен, хотя он и финишировал в десятке в обеих гонках. Зато Лука Гиотто приехал на подиум. В Монте-Карло удача вновь улыбнулась Артему — даже серебро на этой сложной трассе заслуживает отдельных аплодисментов. В Баку Артем был в пятерке лучших, следующий этап на Red Bull Ring в Австрии принес Маркелову очередную победу, а Сильверстоун — бронзу. Уикенд в Венгрии прошел неудачно, несмотря на то, что в квалификации Артем был вторым. Зато следующая гонка на бельгийской трассе Спа закончилась великолепным вторым местом, воспоминания о котором до сих пор приносят шквал эмоций — ведь свой «серебряный» обгон Оливера Роуланда Артем совершил в последнем повороте на последнем круге гонки!

В Монце победа во второй гонке досталась Луке Гиотто; итого после девяти этапов и 18 гонок у нашей команды четыре победы и еще восемь подиумов, и это очень хорошие результаты. На момент написания материала Маркелов и Гиотто занимали третье и четвертое место в личном зачете соответственно, а команда Russian Time вышла в лидеры командного зачета!

— Много ли у Russian Time фанатов?

— Мы не такие знаменитые, как Формула 1, — рассказывает Светлана Стрельникова, — поэтому живем относительно спокойно. Команда у нас довольно маленькая, всего 12 человек, плюс пилоты и я, так что все всегда заняты делом, но мы стараемся проводить конкурсы, общаемся с фанатами, приглашаем к нам в боксы. В Венгрии ребята ходили с нами на track walk. В Бахрейне в пятницу вечером я сказала фанатам, что не пущу их на порог боксов, если они не придут за нас болеть в субботу днем (когда самое пекло, 35-40 градусов). Ребята сказали, что обязательно придут и обещание свое сдержали. И в результате — победа!

Сейчас народу стало ездить меньше, а до кризиса в боксы приходило человек по 30, а то и больше. Раньше и флагов российских на трибунах было больше.

— Светлана, в чем сильные стороны пилотов вашей команды?

— И Артем, и Лука бойцы, оба будут бороться до конца, что видно на протяжении всего сезона. Для Артема гонки — лучшее, что есть в жизни, ему больше ничего и не нужно.

— Артем, есть ли у тебя какие-то страхи, которые нужно преодолеть? Что-то, что мешает тебе быть еще лучше?

— Страх, если это чувство можно так назвать, больше проявляется в самих гонках. Когда стартуешь с первой позиции, тебе нельзя ошибиться, и ты где-то подсознательно начинаешь себя успокаивать. Но сразу после старта все проходит. Еще раньше были моменты на поуле — боишься, что можешь заглохнуть или будет плохой старт. Ты вроде бы знаешь, что все будет хорошо, и все равно волнуешься. Но, я думаю, со временем это все пройдет.

…Это пройдет обязательно: Артем не просто быстро учится и крайне быстро прогрессирует — каждая гонка лучше предыдущей и комментаторы Формулы 2 на телеканале Sky Sports захлебываются в своем желании похвалить российского пилота. Но, как я это вижу, большая часть заслуги принадлежит и менеджеру Артема, и руководителю команды.

— Светлана, победа — это совокупность определенных условий. Какое из них самое важное?

— Их довольно много: отсутствие ошибок у пилотов, правильный настрой на гонку, техническая подготовка и настройка машин, быстрый пит-стоп, правильная тактика. Ну и конечно — везение, чтобы не дай бог ничего не случилось вокруг — ведь даже малейшая ошибка кого-то рядом, и ты можешь оказаться на обочине. Есть вещи, которые невозможно объяснить.

— Наверное, для руководителя команды важны прежде всего аналитические качества — возможность строить стратегию, планировать внутреннее развитие, выстраивать партнерские отношения?

— Да. Плюс создать тот климат в команде, когда все работают на одну цель, нет обид и конфликтов. Как только появляются конфликты, все остальное рушится. Одна из моих задач — правильно выстроить отношения внутри команды. Все это приходит с опытом. Везде, где возможно, подкладываем соломку. Но все равно бывают сюрпризы. Их, к сожалению, не избежать. 

— У вас много свободного времени? Я довольно часто вижу вас в Москве, хотя бытует мнение, что во время гоночного сезона времени ни на что другое не хватает.

— Свободного времени у меня мало. Есть график, который мы составляем в начале года. Однако всегда можно найти время на то, что тебе интересно. Я четко знаю даты своего пребывания в Москве и заранее планирую встречи, покупаю билеты на спектакли, так как очень люблю театр. Если разумно распределять время, все можно успеть. Но бывают и сюрпризы: я прилетела из Бахрейна 1 апреля в час дня, позвонила друзьям, которые были на даче, сказала, что приеду в гости. И до моего появления на их пороге все думали, что это первоапрельская шутка.

— Как у вас дела со спонсорами?

— На самом деле это проблема нашей серии. В идеале было бы неплохо, если бы новые владельцы нашли общего спонсора для Формулы 2, и они работают над этим. У Формулы 2 нет официальных телетрансляций в России, а телевидение — это главный аспект привлечения средств. На данный момент все основные спонсоры приходят «по знакомству», причем в большинстве это маленькие контракты, как у Луки Гиотто: встретились друзья семьи, собрали деньги — и Лука поехал.

— Пилоты команды получают зарплату? Какую?

— Пилоты получают прежде всего призовые. Серия выделяет в год миллион долларов призовых. 500 тысяч распределяется между командами, которые занимают по итогам сезона первые три места, а остальное получают пилоты в Топ-10 по итогам каждой гонки.

До конца сезона остается два этапа: 6-8 октября в Испании и 24-26 ноября в Абу-Даби. Сейчас первые три места в командном зачете разделяет минимальная разница в очках: 302 у Russian Time, 295 у Prema Racing и 291 у DAMS. За два этапа все может поменяться, но, конечно, наше желание, чтобы все так и осталось.

— Светлана, ваша команда сейчас первая, но все может измениться. Вы можете стать вторыми или даже третьими. Как вы к этому отнесетесь? Это будет трагедией для вас или для Артема, ведь победа так близко?

— Ситуация, конечно, очень напряженная, и тут главное — постоянная работа, как можно меньше ошибок и больше везения. Не всегда оно присутствует. Пилоты могут ошибиться, может отказать техника, помешать погода. Расстроимся ли мы, если не займем первое место? Конечно, да, но будем продолжать работать дальше. Схожая ситуация была в прошлом году. Мы уже не боролись за победу, но перед последней гонкой были на втором месте в командном зачете и третьими в зачете пилотов. В ней мы потеряли обе позиции и в результате стали третьими в командном зачете, а Раффаэле Марчелло стал четвертым в личном зачете. Гонка была очень сложная, и после нее я вообще задумалась, хочу ли заниматься автоспортом. Было обидно. Но через 2 часа стартовала Формула 1, и я с обычным увлечением опять втянулась в гоночный процесс. Гоночная страсть неистребима! Особенно когда так отчаянно болеешь за свою команду и пилотов!


 

Каково же будущее команды? Ведь в 2018 году у серии будут новые машины и новые двигатели. Останется ли Артем в Формуле 2 еще на один сезон или перейдет в другую серию? Скоро мы все узнаем.

P.S. В конце прошлого года Светлана Стрельникова получила премию «Человек года в автоспорте» в категории «Руководитель/менеджер команды» за достижения команды Russian Time. Это не было случайностью — красивая и умная блондинка оказалась еще и талантливым руководителем гоночной команды, выступающей в крупной международной серии — GP2. В этом году она вновь попала в лонг-лист номинантов. Объявление победителей состоится в середине октября. И, если честно, конкурентов у нее не так уж и много.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии