- 19 июня, 2018 -
на линии
Культпульт
На экранах

​«Призрак»: как нам пропагандировать хорошее русское кино

Мы с вами – и лично автор этой заметки – неоднократно и искренне ругали произведения современного отечественного кинематографа и особенно его творческую элиту. Что обидно: ведь добрые слова говорить приятнее, не так ли? Но сейчас оторвёмся. На этой неделе наши мастера киноискусства дали убедительные поводы и для добрых слов.

Про «Битву за Севастополь» мы уже говорили и на «КультПульте», и на «Однако». А вот одновременно с триумфальным стартом истории советского снайпера Людмилы Павличенко менее заметно, но тоже успешно прошёл фильм совсем другого рода – «Призрак» (от режиссёра Александра Войтинского и продюсера Сергея Сельянова с Фёдором Бондарчуком в главной «взрослой» роли).

«Призрак» – это классическая добрая и умная семейная комедия. При этом содержательная и актуальная.

Во-первых, это фильм с нормальными человеческими героями. Персонаж Бондарчука – авиаконструктор, все его друзья – в той же отрасли работают. И никаких тебе бессмысленных хипстеров и менеджеров по продажам.

Во-вторых, это добрый фильм. Это комедия с юмором сильно «выше пояса» – как, впрочем, и предыдущие опыты режиссёра Войтинского («Ёлки», «Чёрная молния»). И даже, как выясняется, о модной проблеме отношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте и старше можно говорить и без пуританской фальши, и без пошлых скабрёзностей, а нормально, по-человечески – и с юмором, и с тактом.

В-третьих, это умный и честный фильм. Это не пасторальная картинка «Россия-встаёт-с-колен», пронизанная казённым умилением. Это фильм о тех людях и о той стране, которые у нас на самом деле есть. И люди не ангелы, а вполне себе раздолбаи с предосудительными манерами и со своими комплексами, и порядки в государстве... ну, какие есть. Но, в отличие от одномерно-чернушных «Дурака» и «Левиафана», здесь нормальные человеческие герои, пособляя друг другу, совершают логичные, мотивированные и не фантастические действия, растут над собой, преодолевают собственные слабости и глупости, делают лучше самих себя и одновременно окружающий мир. Что, собственно, и является предназначением человека и смыслом жизни.

В-четвёртых, это удачный опыт импортозамещения в кино – и по части актуального для страны «авиастроительного» содержания, и по части приумножения добрых традиций отечественного комедийного кино (и ничего, что сюжет сильно напоминает того самого «Призрака» с Патриком Суэйзи), и, кстати, по части вытеснения натужных бездарных российских же поделок.

В-пятых, это просто профессионально сделанный качественный фильм. Точнее, мне таким показался – но я ведь не искусствовед… Впрочем, судя по зрительным оценкам (рейтинги на уровне «Битвы за Севастополь») и кассовым сборам (об этом позже) – такую точку зрения разделяют многие.

Таким образом, мы с вами наблюдаем продукт отечественного кинематографа, который по содержанию, смыслу и ремесленному качеству полностью соответствует приоритетам государственной культурной политики. А именно: талантливо и доступно пропагандирует и даже воспитывает те качества и модели поведения, которые мы считаем полезными для будущего своей страны. Да ещё и адресован самой нужной аудитории – подростковой.

И аудитория, надо заметить, не преминула откликнуться. При бюджете производства в 150 млн руб. «Призрак» по состоянию на сегодня собрал в прокате под 265 млн. Сами авторы, правда, ожидали в полтора раза больше – на уровне 450 млн. Но, во-первых, фильм ещё на экранах. Во-вторых…

Во-вторых вот что.

Скажите, вы рекламную кампанию «Призрака» заметили? Вот и я тоже не припоминаю. То есть – была она более чем скромной. Сообразно бюджету. И обратите внимание: фильм в прокате с 26 марта, а львиная доля текущих сборов пришлась на последний уик-энд – то есть когда сработал не эффект рекламных расходов, а эффект «сарафанного радио». Что само по себе является признаком востребованности и высоких зрительских оценок.

Теперь вот с этим наблюдением давайте вернёмся к государственной культурной политике. В случае с «Призраком» мы имеем все соответствующие ей составляющие: содержательность, актуальность, качество, зрительский интерес (как выяснилось по ходу). Естественно, оценив эти составляющие, Министерство культуры поучаствовало в финансировании проекта. А вот рекламная кампания, продвижение продукта – это уже не государственная культурная политика, это уже кинобизнес со своей логикой и своими правилами.

Таким образом, мы с вами видим зазор между одним и другим – между культурной политикой и бизнесом. И ведь конкретный «Призрак» – это всего лишь повод обратить на этот зазор внимание. Посмотрите на ассортименты нашего кинопроката: там каждый день, кроме голливудских блокбастеров и избранных отечественных фильмов, вы увидите пару-тройку-четвёрку наших лент «второго плана» – не избалованных маркетингом и приоритетностью сеансов. Бывают там бездарные поделки, бывают там и творческие удачи – но узок круг зрителей, которые это оценят. При этом большинство из таких «неблокбастеров» получили государственное финансирование – по процедуре, за былые заслуги, по ошибке или по уму.

Давайте будем исходить из того, что все эти «кинозолушки» поддержаны государством по уму (мы знаем, что это не совсем так – но сейчас не об этом, просто предположим). Но это значит, что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы эти произведения продвинуть максимально глубоко в широкие массы аудитории – просто для того, чтобы иметь от искусства необходимый воспитательный эффект, за который на самом деле государство и платит (в идеале) творческим сословиям. А это уже не бизнес никакой, это политика. И не только культурная, хочу заметить.

Стало быть, кроме прозрачных содержательных критериев, по которым те или иные творческие порывы получают доступ к казённому кошту, государство в лице Минкульта в данном случае нуждается также в механизмах чисто рыночного (или внерыночного, не суть) продвижения этих проектов. В своё время мы обсуждали на «Однако» этот вопрос (внимание, здесь много букв, но они интересные и прикладные) – и, как видим, он остаётся актуальным и нуждающимся в решении.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии