- 25 февраля, 2017 -
на линии
В движении
История

​ЗИЛ – это не средство передвижения. ЗИЛ – это роскошь.

Музей уже начал свою работу несколько дней тому назад, хотя официальное открытие состоится только после новогодних каникул. Постоянная экспозиция располагается в трех залах в здании Экспоцентра на Сокольническом валу 1а. Экспонатов тут не слишком много, но зато собран самый «сок».

Завод имени Лихачева был образован в 1916 году и в то время назывался АМО (Автомобильное Московское общество). После революции он был национализирован, до 1924 года занимался ремонтом, и лишь потом на нем началось автомобильное производство: грузовики Fiat T15 с эмблемой АМО. В 1930 годы он был переименован в ЗиС – Завод имени Сталина, и тогда же там стартовало производство правительственных лимузинов.

Первый экспонат, который встречает посетителей в новом музее – ЗиС 101, выпущенный в 1936 году. Под капотом у него стоит рядная восьмерка объемом 5.7 литра и мощностью 110 л.с. Вес автомобиля – почти три тонны, так что максимальную скорость с таким двигателем он мог развивать всего в 110 км/ч. Следующее поколение этой машины получило уже 116-сильный двигатель и максималку в 125 км/ч. Расход топлива при этом достигал 24 литров на 100 км. Вплоть до 1941 года было выпущено 8752 экземпляра этой машины.

В этом же зале стоит еще два ЗиСа – но уже послевоенных: ЗиС 110 и ЗиС 115 – бронированная версия, построенная специально для Сталина. Кстати, всего было построено 32 экземпляра таких бронированных машин, некоторые из них предназначались в подарок лидерам других государств. До наших дней дожило всего 8 из них.

Снаряженная масса такого бронированного автомобиля превышала 5 тонн, а каждое стекло весило порядка 200 кг. На эти ЗиСы устанавливались 140-сильные двигатели – тоже рядные, 8-ми цилиндровые. Выпускались они вплоть до 1958 года.

Рядом с ним – ЗиС 110п. Это первый в мире полноприводный автомобиль представительского класса, единственный сохранившийся экземпляр которого представлен в музее ЗИЛа. Есть еще один подобный автомобиль, но в кузове фаэтон. Он хранится в музее Задорожного. Все остальные эти машины были уничтожены.

Во втором зале – более современные автомобили. Здесь собрана целая плеяда новых или отреставрированных ЗИЛ 41047, 41041 – тяжеленных «членовозов», как их называли во времена СССР, длиной 6,4 метра и оснащенных V-образными восьмерками объемом 7,68 литра. Еще один любопытный экземпляр - новый ЗИЛ 41041 кабрио. В проеме двери у него прикреплена табличка, повествующая о том, что это современный кабриолет, построенный к 100-летию завода.

Но, конечно, взор падает прежде всего не на них. В дальней части зала стоит, пожалуй, одна из самых знаменитых машин, выпускавшихся Заводом имени Лихачева: «Синяя птица», ЗИЛ-49061. Это даже не машина – а специальный поисковый комплекс, который использовался для встречи космонавтов, возвращавшихся на Землю из полета. Это настоящий вездеход: трехосный и полноприводный автомобиль-амфибия, выпускавшийся с 1975 по 1991 годы.

Стоит здесь и одинокая «Райка» - единственный в мире ЗИЛ 4102, построенный по указанию Михаила Горбачева. Вообще их было построено два, было построено два автомобиля – золотистый и черный, но вот черного «Мишку» после путча 1991 года распилили, а «Райка» сохранилась. В качестве образца для него использовался Rolls Royce Silver Spirit. Здесь уже была использована автоматическая трансмиссия, а почти 8-литровый двигатель развивал 315 л.с.

В этом же зале бок о бок сосуществуют две «Юности» - автобусы ЗИЛ-118 люксового класса с индивидуальным освещением для пассажиров, радио, пепельницами, системами отопления и вентиляции и даже люками в крыше. Эти автобусы использовались как в гаражах Интуриста и Минобороны, так и в знаменитом ГОНе. Самое интересное то, что проект этого автобуса был разработан по инициативе самого завода, а проектирование велось в свободное от работы время.

В третьем зале всего два автомобильных экземпляра: тележка и кузов от короткобазного 41-го ЗИЛа, зато вот на заднем плане можно увидеть несколько интересных приборов, с которыми в те времена работали автомобильные строители: стенды для тестирования двигателей, завезенные на завод из Европы.

Приятно, что увидеть это все можно исключительно бесплатно, а все представленные в музее автомобили – на ходу.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии