- 16 декабря, 2018 -
на линии
Новый кризис

Хватит жить на Украине. Три болезни российской шоу-политики

В своем рассказе о наболевшем «Хватит жить на Украине» уважаемый Евгений Супер четко описал проявление болезни. Попробую продолжить его материал, назвав причины.

Рассказы о том, как плохо живется на Украине, действительно заполонили эфиры, а одни и те же эксперты, которые из передачи в передачу уже три года рассказывают, про то как она развалится, достали не то что жителей Новосибирска, например, но и дончан с крымчанами. Как человек, постоянно общающийся с Донецком, я уже с года полтора слышу от них: «Хватит нам рассказывать, как там хреново, мы уже здесь и у нас полным-полно как своих проблем, так пусть и мелких, но своих успехов». Хотя бы по одному разу я слышал подобные претензии к российским масс-медиа от всех своих друзей из народных республик. Притом дончане еще и недоумевают, почему главной новостью у российского канала становится обсуждение встречи зам зама министра несуразности Украины с третьим помощником депутата Европарламента или светские похождения жены предателя - а, например, ранение матери, которая закрыла собой трехмесячного ребенка, если и освещается, то очень вскользь. Немало подобных упреков услышал я и от крымчан.

А теперь представьте: если одна и та же медийная повестка надоела людям, которые 23 года жили в одной стране с Киевом, то на каком месте в списке актуальных тем она стоит для соседа Е. Супера из города в Оренбургской области. Правильно, в конце списка, как раз между митингом за права трансгендеров в Оклахоме и реформой здравоохранения в Зимбабве.

Однако почему же мы тогда узнаем про «как менялся график посещений санузла в последние три года и какой прогноз на будущее» на территории некогда незалежной державы?

А ответ здесь кроется в триумвирате главных факторов: "принципе шоу", незнании реалий собственной страны и болезни сравнения.

Во-первых, любое СМИ падко на сенсацию. Закон нынешнего времени таков, что если у тебя не будет сенсаций, то тебя не читают и не смотрят. Откровенно желтые издания и ток-шоу для домохозяек ищут сенсации в грязном белье, и чем оно грязней, чем больше скажут зрители фи, тем им же лучше. А что делать респектабельным программам? И здесь им на помощь всегда придёт Украина, где вся политическая жизнь — сплошной «Камеди клаб». Естественно, все каналы устроили свои шоу с приглашенными ЛОМами (лидерами общественного мнения) и прикормленными клоунами. В результате политическое шоу из Киева плавно перетекает в Москву, где в конце традиционно побивают лысого. По мнению редакторов каналов, ничего лучше для рейтингов и придумать нельзя. И правда, эффектно, красочно, незабываемо - если один раз. А когда одно и тоже, но на разные темы, показывают одновременно каналов эдак пять в течение годков так трех, то появляется желание увидеть наконец-то окончательное решение лысого вопроса в прямом эфире и окончание этой сантабарбары. Тем более, когда финал шоу "Украина" анонсируют чуть ли не еженедельно.

Во-вторых, еще в 2013 году я убедился, что наши медиагиганты просто не знают реалий происходящего в стране. То есть не понимают ни реальных проблем, ни ее состояния. Помнится, мне на полном серьезе на встрече в Санкт-Петербурге умный дядька из телевизора доказывал, что все пропало — у нас нет никакой промышленности, кроме пары предприятий с древними станками, и полностью умерла деревня. Вот нет её, все продукты заграничные, все изделия заграничные, своего только нефть и газ - и мы все умрем при первом столкновении с Западом. Да, проблем у нас и там и там полно, но еще тогда я ему открыл истину, что только наша Белгородская область внезапно обеспечивает пятую часть всего куриного мяса в России, а есть и еще Кубань, которая конкурировала с нами. Ровно та же история и с наукой, производством. Для людей, которые живут по принципу "дом-офис", новость о том, что у нас выигрывают соревнования по подводной робототехнике, и эти роботы потом успешно используются — оказывается разрывом шаблонов.

Ровно так же обстоит дело и с освещением наших проблем. Проще пригласить «экспертов», которые расскажут, что наши ракеты падают, потому что технологии в космической отрасли отстают, нежели выяснять, что причина в элементарном отсутствии на стратегическом для всей страны «Воронежском механическом заводе» нормальных условий труда, о которых в тех же «Вести Воронеж» трубят с 2014 года. В итоге страна узнает об этом не из рассказов «Первого канала», а после того как забраковали 71 ракетоноситель и прошла инспекция вице-премьера Рогозина.

В-третьих и самых главных, после Майдана, все наши ведущие СМИ заразились «болезнью сравнения». Любой психолог или психиатр вам сообщит, что постоянное сравнения себя с другими — вещь абсолютно нездоровая, ведущая не только к комплексам, но и нервным расстройствам. Нет, показать зрителям наглядно, к чему приводит майданизация — дело полезное, но построение на этом информационной политики в течение трех лет не только обесценивает пример, но и приводит к обратному эффекту.

Помните, чем закончились бесконечные рассказы о «просвещенной Европе и тупой грязной рашке» правивших некогда "демократов"? Если в начале 90-х их слушали, то уже через пять лет от этих разговоров начали плеваться, а через десять выбрали Путина. Так вот, сегодня в этой же ситуации оказались наши ведущие СМИ, которые так увлеклись описаниями, как плохо там, что отказались видеть проблемы тут. Да, на Украине не то, что плохо, там и государственности-то нет. Но ведь, друзья, здесь тоже не безоблачно. Честно говоря, того же токаря «Воронежского механического» никак не радует, что на Украине завод закрылся, а он еще имеет право работать на 17 тысяч, когда рядом требуются такие же токари но на зарплату от 30 тысяч до 60.

Да, теперь на них обратили внимание, поменяли руководство и даже обещают изменения в лучшую сторону, но ведь 71 ракетоноситель, который теперь будут возвращать обратно и переделывать — это затраты никак не меньшие, чем руководство «сэкономило» на рабочих. И как, к слову, рассказали наши ведущие СМИ об этой истории? А никак. Они даже не удосужились рассказать даже о позитиве.

И сколько историй таких токарей, которые не понимают, почему они должны быть счастливы от того, что соседи с ума сошли. При этом их попытки хоть что-то донести СМИ на предмет "что надо делать" обычно умирают на региональном, а то и районном уровне.

Страусиная позиция наших СМИ, из которой любая критика любого руководства любого уровня тут же приравнивается к «пропаганде Майдана» с обязательными словами «а вот на Украине» неминуемо сыграет за тех, кто Майдан и продвигает — если объявить «майданутыми» всех рабочих того же завода, которые возмущались, то в следующий раз на митинги неизвестно кого, собранные через Youtube, выйдет не одна школота.

«Послушайте, начальники, да, можно не замечать темы, раскачиваемые оппозицией. Но вы тем самым делаете ей подарок. Вы подтверждаете её заявления о том, что ТВ лжёт, что ТВ против народа, что замалчивает реальные проблемы. Так рано или поздно им поверят. Потому что вы так и будете гонять по всем экранам лысого укра и разбирать на ток-шоу пьяных скотов, выискивая их по самым дальним уголкам страны. Но люди не скоты. И они вам обязательно всё припомнят. Плохо только, что вы у людей ассоциируетесь с государством», — повторю слова Евгения, добавив только то, что лучшей пропагандой и внутри страны, и вне её должны быть не ток-шоу у Соловьева, а рассказы о реальных успехах и реальных решениях проблем в нашей стране. Так, чтобы по каналу «112» без конца проводили шоу на тему, почему у москалей получается, а у них самих кляты депутаты, президенты и так далее.

...Стоит ли ждать в ближайшее время изменение информационной политики наших ведущих каналов и информагентств? Боюсь, что тут мы возвращаемся к старой поговорке про гром, мужиков и крестное знамение. Главное, чтобы грянул гром и успели перекреститься до того, как началась гроза. Просто потом, чтобы потом не идти вместе с дурными соседями в одно туманное и явно не светлое будущее.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии