- 24 августа, 2019 -
на линии

Виртуальный скандал вокруг Ил-76: нужен ли ВВС новый самолёт?

В конце сентября к лётным испытаниям приступил второй экземпляр Ил-76МД-90А. Это новая модификация хорошо известного транспортного самолёта Ил-76, которая создана специально для выпуска на ульяновском заводе «Авиастар».

Возникла некоторая путаница с названием новой машины -- предсерийные изделия этой модификации имеют номерное заводское обозначение «476». Оно уже стало неофициальным названием, превратившись в Ил-476. Тем не менее, те, кто посчитал машину абсолютно новым тяжелым военно-транспортным самолётом, по-своему тоже правы, поскольку это не модернизация старых машин, а постройка новых, с новыми характеристиками и новыми возможностями, на новом производственном комплексе. Хотя правильное название всё же -- Ил-76МД-90А (буква А обозначает именно модификацию, созданную для выпуска на «Авиастаре»).

Ранее Ил-76 производился на «Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова» (ТАПОиЧ). Но после принятия решения о переносе производства Ил-76 в Россию, площадкой был выбран Ульяновск, и для серийной постройки было решено машину существенно модернизировать. Она получила новые двигатели ПС-90А-76 с увеличенной до 14500 кгс тягой, и более экономичные чем старые, серии Д-30КП. Благодаря этому, удалось улучшить лётные характеристики. По сравнению со строевыми машинами, существенно увеличилась полезная нагрузка, дальность полёта, уменьшилась длина разбега. Действительным новшеством стала конструкция крыла, которая благодаря применению длинномерных панелей кессона, вместо составных, стала меньше весить. Обновлено бортовое оборудование, установлен новый пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М(А)». На «Авиастаре» для самолёта создали практически новое производство. Министерство обороны планирует закупить около сорока новых машин в военно-транспортном варианте, и пока не известное количество воздушных топливозаправщиков и самолётов ДРЛОиУ. Этот заказ обеспечит долгожданную большую серию, которая так нужна отечественному авиапрому.

Собственно, варианты модернизации делали и на ТАПОиЧ, причем весьма неплохие. «Авиационный Комплекс им. С.В. Ильюшина» разрабатывал новые модели, которые строились в Ташкенте (собственно, больше нигде Ил-76 и не строились). Так, «Волга-Днепр» эксплуатирует пять Ил-76ТД-90ВД, которые почти аналогичны ульяновским Ил-76МД-90А. Для Азербайджана сделаны самолёты Ил-76ТД-90, кроме новых двигателей, получившие усиленную конструкцию планера. Для Индии и Иордании делались самолёты-заправщики, транспортные и ДРЛО. В 2010 году там появился самолёт Ил-76МФ с увеличенной на 6,6 м длиной фюзеляжа, повышенной до 60 т грузоподъемностью и теми же двигателями ПС-90А-76. Он даже планировался для поставок ВВС России. Казалось бы - развивать предприятие и строить! Но, не всё так просто.

Решение о переносе производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск было принято правительством России ещё в 2006 году. ТАПОиЧ оставалось государственным предприятием Узбекистана. Наверно, это бы и ничего, в конце концов, экономическая интеграция может только облегчить политическую. Но для выпуска больших серий, необходимых для обновления российской ВТА, предприятие необходимо было серьёзно реконструировать -- период разрухи сказался на всём авиапроме бывшего Союза. Вкладывать же деньги в иностранное предприятие как бы не совсем честно по отношению к своим. А отдавать его в собственность России Узбекистан не торопился. Хотя мы пытались: в ноябре 2007 г между правительством Узбекистана и российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) был подписан меморандум о согласовании механизма интеграции ГАО ТАПОиЧ и ОАК. В рамках интеграции правительство Узбекистана должно было обменять 50% плюс одну акцию авиазавода на пакет акций ОАК. Процесс интеграции планировалось завершить в середине 2008 г, однако, в последствии стороны так и не смогли договориться о механизме объединения и предприятие осталось узбекским государственным.

Конфликт интересов не шел на пользу общему делу. Например, всем известно, что Китай делает собственный военно-транспортный самолёт Y20, хотя и с нашими двигателями. Однако в 2005 году он ещё планировал закупать наши ИЛ-76, о чем и было заключено соглашение с «Рособоронэкспортом». Первая партия предусматривала поставку 34 транспортных Ил-76 и 4 заправщиков. Строиться они должны были, естественно, на ТАПОиЧ, так же как в дальнейшем, самолёты для российской военно-транспортной авиации. Но, как мы знаем, самолётов Китай так и не увидел до сих пор, из-за чего плотнее занялся собственным самолётом. И дело даже не в состоянии ТАПОиЧ и его способности выполнить такой крупный заказ. Просто узбекская сторона не хотела делиться комиссией с Россией и выплачивать комиссионные «Рособоронэкспорту» и компании «Ильюшин», которая, кстати, была головным исполнителем китайского заказа. Результат -- Китай делает свой самолёт. А ТАПОиЧ остаётся независимо-бесперспективным. При этом, безусловно, печально, что советское предприятие с богатой и славной историей оказалось ныне в полуразваленном состоянии и до конца этого года полностью ликвидирует мощности по производству самолётов. Но движение к общему делу должно быть как минимум обоюдным, а не односторонним, когда от нас -- заказы и реконструкция, а от них -- суверенитет и свои интересы. Конечно, было бы неплохо, если бы не пришлось вместо готового производства, создавать заново своё, вкладывая немалые средства и время, нарабатывая опыт. Но обстоятельства потребовали -- и оно есть!

Казалось бы -- надо только радоваться, поскольку любые известия о подъеме отечественной промышленности, а тем более, такой высокотехнологичной -- очень долгожданны. Но и здесь не всё так просто. С самого начала в различных СМИ и на просторах Интернета появлялись многочисленные публикации и комментарии, утверждавшие, что самолёт не взлетит. К этому можно было бы и привыкнуть, поскольку практически любому поводу порадоваться возрождению промышленности и, особенно, вооруженных сил, неизменно сопутствуют утверждения типа «не полетит», «не поедет», «не заработает» и «вообще всё это попил и откаты». Как-то уже даже надоело обращать на это внимание. Задержки с началом испытаний (первоначально планировалось, что самолёт взлетит год назад), придали "всёпропальщикам" новое дыхание, и радостное «я же говорил» раздалось с новой силой. Но вот второй построенный на «Авиастаре» борт под номером RA-78650 взлетел 22 сентября. И...

...И уже после первых полётов, появились сообщения, что Ил-76МД-90А не соответствует требованиям военных. И вот тут мне уже стало интересно, поскольку планы развития Военно-транспортной авиации (ВТА) появились не сегодня, и, по моему скромному мнению, новый самолёт не мог не соответствовать требованиям главного заказчика. Поскольку недовольство военных не выдумка, придётся разбираться с самими планами.

Начнем с того, что обновлять парк ВТА, основу которого составляют Ил-76 - надо. Надо модернизировать и продлевать срок эксплуатации имеющейся техники, надо строить новую. С этим вроде бы никто не спорит. Но дальше становится интересней. Заказчиком первой партии из 6 новых (построенных, а не отремонтированных) самолётов, оказалось не военное ведомство. Военные говорят, что новые машины дороговаты, и гораздо полезней и дешевле модернизировать строевые Ил-76МД до уровня Ил-76МДМ. Действительно, имеющиеся самолёты, которые далеко не выработали свой ресурс, списывать или продавать глупо. Гораздо полезней продлить срок их службы, заодно заменив некоторое оборудование и системы новыми. Тем более, что, скажем, «123 АРЗ» способен в год модернизировать более 12 машин, чем успешно и занимается. Да к тому же, когда «Авиастар» выйдет на плановую мощность, ещё вопрос - всё-таки создать новое производство - не рюмку чая выпить. Но ведь и планируется обновление примерно равным количеством модернизированной и новой техники -- 40 на 40. И понятно, что новые машины всё равно должны будут заменять в строю построенные давно, хотя и модернизированные. И здесь некоторое самоустранение МО от развития нового производства, остаётся для меня загадкой, ведь в конечном счёте, главным заказчиком «Авиастара» всё равно будут военные.

Да, у представителей военного ведомства есть претензии к новой машине, с которыми не поспоришь. На предсерийных самолётах отсутствует погрузочно-разгрузочное оборудование для парашютного сброса грузов и техники, некоторые системы связи, и необходимые для полета строем, оборудование постановки активных и пассивных помех и предупреждения о применении оружия (система РЭБ). Это по сути, делает машину гражданской. Понятно, что для ВВС необходимые изменения будут внесены, что, конечно, не ускорит поступление в строй. Но кто мешал выдать раньше техзадание, которое, по утверждению корпорации «Ильюшин», подписано чуть больше месяца назад? Могу предположить только, что для нового самолёта имелось желание получить существенно улучшенные качества. Например, новая система РЭБ только создаётся, находясь сейчас на стадии ОКР. А увеличение полезной нагрузки, аналогичное достигнутой на ташкентском Ил-76МФ, тоже требует времени и немалой работы. Надо потерпеть. Всё это понятно. Непонятно только, зачем устраивать скандал в СМИ, используя комментарий «неназванного собеседника из Минобороны», для статьи под заголовком «Минобороны не хочет брать новый Ил-476», причем сразу после первого успешного полёта новой машины? Как это не хочет, если для него, родного, всё и делается? Не просто, не быстро -- но делается! Ну сколько раз говорили большим чинам -- поменьше комментариев в СМИ -- не известно, как слова перевернут и под какие выводы подгонят. Но, видимо, не держится...

А всех причастных к новой машине и началу её испытаний, а также, всех, для кого возрождение отечественной промышленности важно -- хочу поздравить с новым успехом! А Ил-76МД-90А -- желаю успешных испытаний, скорейшего запуска в серию, и многих взлётов, равных количеству посадок.

 

 

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии