- 25 мая, 2019 -
на линии

Вести с морей. Темпы строительства кораблей для ВМФ России

Хочется немного рассказать о переоснащении Военно-морского Флота. Поскольку по объемам строительства новых кораблей с нами может соперничать только Америка, рассказ будет в «телеграфном стиле».

 21 апреля спущен на воду третий сторожевой пограничный корабль проекта 22460 - «Жемчуг». Первые два («Рубин» и «Бриллиант») спущены соответственно в 2009 и 2010 году. Строится второй пограничный корабль ледового класса проекта 22120. На обоих проектах, кроме размещения вертолёта, предусмотрена большая аппарель в корме (закрытая док-камера под вертолётной площадкой) для спуска катеров.

Программа постройки малых артиллерийских кораблей (МАК) по проекту 21630 претерпевает изменения в сторону расширения боевых возможностей. Кроме двух построенных и одного строящегося корабля, заложены ещё три по проекту 21631, где предусмотрено размещение восьми ПКР «Калибр» или «Оникс». Эти корабли предназначены для действий на Каспии, но имеют возможность прохождения по мелководью.

Кроме четырёх универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» французского проекта, на стапелях завода «Янтарь» находится корпус БДК «Вице-адмирал Иван Грен» пр.11711. С этим проектом не всё обстоит гладко. Закладка второго корпуса пока отложена, так как изготовление главной энергетической установки для первого корабля задерживается. К тому же заказчик (ВМФ) пересматривает по нему техзадание. Проходила информация, что в планах флота он будет использоваться как транспорт вооружений по изменённому проекту.

Малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь» строится серией из пяти кораблей. Головной – «Атаман Платов» - спущен в 2009 году, в этом году будет спущен второй - «Денис Давыдов». Кроме них, имеются восемь катеров на воздушной каверне меньшего размера пр. 11770 «Серна» (последний спущен в 2010 году). Строится третий противодиверсионный катер пр. 21980.

На Амурском судостроительном заводе заложен очередной корвет проекта 20380 для тихоокеанского флота -  «Громкий». Это уже второй корабль серии, который будет строиться на Амурском заводе, и седьмой, заложенный с 2001 года. Два корвета пр. 20380 несут службу на Балтике, третий будет передан флоту в этом году. Всего до 2020 года запланирована постройка 20 (!) кораблей этой серии.

Также строятся корабли океанской зоны по проектам 22350 (заложено три, планируется шесть) и по проекту 11356Р (11357). Строительство последних – вынужденная мера, поскольку промышленность не может сдавать флоту фрегаты новейшего проекта 22350 с достаточной скоростью. К тому же ряд абсолютно новых систем вооружения ещё не доведён «до ума». А строительство кораблей 11356-го проекта хорошо освоено промышленностью (шесть кораблей построены для ВМС Индии). Темп строительства задан достаточно высокий: три уже заложенных на заводе «Янтарь» (из шести в серии) будут переданы Флоту уже в 2014 году.

Пока под вопросом строительство более крупных кораблей. Известно, что есть проект эсминца водоизмещением 9000-12000 т. Известно так же, что у него будет атомная силовая установка. В прошлом году главком ВМФ говорил, что его закладка возможна уже в этом году, а общая серия может составить до 16 этих эсминцев. Также возможна постройка эсминцев с обычной энергетической установкой по проекту 21956. Для них МНИИРЭ «Альтаир» ведёт разработку нового зенитно-ракетного комплекса большой дальности.

А пока заявлено о восстановлении атомных крейсеров проекта 1144. Сейчас в строю только крейсер «Пётр Великий», остальные три находятся на консервации. В более-менее пригодном для восстановления состоянии находится крейсер «Адмирал Нахимов». Собственно по нему и начаты работы. Но даже если флот пополнится только этим кораблём - это существенно усилит его боевую мощь. На корабле полностью обновится радиоэлектронное вооружение, вместо 20 ПКР «Гранит» поставят универсальную вертикальную пусковую установку для 80 ракет различного назначения, зенитно-ракетный комплекс С-300Ф будет заменён более современным. Вероятно, после сдачи флоту «Адмирала Нахимова» подобную же процедуру пройдёт «Пётр Великий». А что касается двух других кораблей, то целесообразность их восстановления вероятней всего будет зависеть от работ на «Нахимове» и ввода в строй новых кораблей первого ранга.

Ну и крейсера проекта 1164 («Атланты») никто списывать не собирается. В начале апреля Флагман Черноморского флота ракетный крейсер "Москва" завершил доковый ремонт.

Ну и конечно, стоит пройтись по новым авианосцам, которые пока остаются «в планах» флота. Объединённая судостроительная корпорация (ОАК) называет проект авианосца «МАК» – морской авиационный комплекс. Руководство флота ещё не определилось с окончательным его обликом, выбирая из нескольких эскизных проектов. ОАК готова предоставить техническую документацию в течение трёх лет после выдачи окончательного техзадания, а начать постройку в 2018 году. Однако известно, что водоизмещение его будет около 60 000 тонн (как у «Адмирала Кузнецова») и что авианосец будет атомным (разработка для него энергетической установки «Ритм-2000» уже завершена). Сам же «Кузнецов» пройдёт в ближайшее время модернизацию, в ходе которой, в частности, ракетный комплекс «Гранит» будет заменён на что-то другое.

Завод «Звёздочка» (г. Северодвинск) объявил, что ремонт РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 667 БДРМ «Верхотурье» будет завершен в ноябре этого года. Отремонтируют и лодку «Екатеринбург» этого проекта (в прошлом году произошел пожар лодки в плавучем доке). Все лодки этого проекта или уже прошли модернизацию, или проходят. Это связано с переоснащением их на новые модификации баллистической ракеты Р-29РМ -- Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Пока флот не будет оснащен новыми лодками, проекта 955 «Борей», все лодки проекта 667 БДРМ останутся в строю. Строительство же лодок новой серии увеличено до десяти. Причем, начиная с четвёртой лодки («Святитель Николай»), они будут строиться по изменённому проекту 955А – количество ракетных шахт увеличено с 16 до 20. Сейчас построено две лодки этого проекта.

Также увеличен до десяти единиц заказ многоцелевых лодок проекта 885 «Ясень». Уже вторая заложенная лодка («Казань»), также строится по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М». Первая лодка проекта - К-329 «Северодвинск» - спущена на воду в 2010 году. Кроме этого, АПЛ «Белгород» (одного проекта с «Курском» - 949АМ «Антей») достраивается на Севмаше по «спецпроекту». Возможно, по этому проекту будет достроен и «Волгоград», постройка которого также была заморожена после гибели «Курска».

Шесть дизель-электрических подлодок (ДЭПЛ) проекта 636.3 (глубоко модернизированная «Варшавянка») строятся для Черноморского флота, где наконец-то к 2014 году будет воссоздании бригада (дивизион) ДЭПЛ. Обновление подводных сил на Балтике пока под вопросом. Проблемы с головной лодкой новейшего проекта 677 «Санкт- Петербург» не будут устранены в рамках текущего проекта. Видимо на Балтике будут ждать следующего проекта, уже с воздухонезависимой энергоустановкой (ВНЭУ). О том, что испытания новой лодки с ВНЭУ, созданной на основе проекта 677, возможны в 2014 году, заявлял главком ВМФ.

 

Однако, представители ЦКБ МТ «Рубин» говорят, что лодка экспортной серии «Амур-1650» (проект 677Э) оснащённая ВНЭУ уже участвует в индийском тендере, а опытная ВНЭУ уже прошла стендовые испытания.

Также говорят об имеющейся ВНЭУ и представители СПМБМ «Малахит». Их продукция (малые подводные лодки прибрежного действия серии «П») с моделями лодок оснащенными ВНЭУ часто демонстрируется на выставках вооружений. Только в «Малахите» установки называются «электрохимическими генераторами», лодки с ними имеют индекс «Э». Здесь будет важно сказать, что именно малые лодки назывались руководством флота как предпочтительные для Балтики. Конечно, двухкорпусная конструкция для малых лодок – не самый лучший вариант. Но известно, что лодки этой серии строились для иностранных заказчиков (у нас было только две «пираньи», выведены из состава в конце 90-х). О заказах для нашего флота ничего не известно.

 

Кроме боевого состава, обновляется вспомогательный флот. Строятся для ВМФ океанографические корабли. Вслед за кораблём проекта 11982 «Селигер» (спущен на воду в 2011 году) в 2010 году заложен действительно большой океанографический корабль проекта 22010. Его водоизмещение более 5000 тонн, длина более ста метров. Он будет нести два глубоководных аппарата «Русь» и «Консул» (последний принят в состав флота в 2011 году), которые пришли на смену легендарным «Мирам» и способны вести работы на глубинах более 6 километров. «Селигер» также имеет ангар для неназванных глубоководных аппаратов, предназначен он для глубоководных исследований и проведения испытаний современной техники.

Судостроительный завод имени Октябрьской революции начал строительство третьего гидрографического корабля пр.19920, ранее был построен для ТОФ корабль по проекту 19910 «Виктор Фалев».  

По проекту 20180 в 2010 году построено большое спасательное буксирное судно «Звёздочка». На нём проводились испытания глубоководного аппарата «Консул» и телеуправляемых аппаратов. Также корабль участвует совместно с опытовой подводной лодкой Б-90 «Саров» в испытаниях новой морской техники и оружия. «Звёздочка» оборудована двумя грузовыми кранами для спуска и подъема на большие глубины крупногабаритных объектов, а также телеуправляемым аппаратом «Квантум» для обследования морского дна. По изменённому проекту 20180ТВ строится морской транспорт вооружений «Академик Ковалев». Он имеет увеличенные размеры и более мощный кран (один). Ещё запланирована постройка четырёх «многофункциональных кораблей тылового и поисково-спасательного обеспечения» на базе проекта 23120. Корабли немалого водоизмещения (около 9700 т.), с большим списком оборудования пойдут на все четыре флота.

В постройке большой разведывательный корабль проекта 18280 «Вице-адмирал Юрий Иванов». Сдача в 2013 году.

В этом году будет спущен на воду тральщик по новейшему проекту 12700 «Александрит». Его корпус из монолитного стеклопластика будет самым большим из изготовленных в мире (!), такие корпуса нигде, кроме Средне-Невского судостроительного завода, изготавливать не могут. Длина корабля около 50 метров, водоизмещение около 700 тонн. Он будет оснащен новыми гидроакустическими средствами, телеуправляемыми и автономными подводными аппаратами для поиска и уничтожения морских мин, в прибрежной и морской зоне. В серию он пойдёт после испытаний противоминного комплекса. Количество в серии не известно. На основе унифицированного стеклопластикового корпуса будет создан целый ряд кораблей.

Ну и немного о флотской авиации. Заключен контракт на 5 новых поисково-спасательных вертолетов Ка-32. Ранее был подписан контракт на постройку для нужд Флота партии из 20 палубных МиГ-29К и четырёх МиГ-29КУБ. А в Ейск в апреле привезён трамплин для строящегося тренажерного комплекса пилотов палубной авиации – аналога комплекса «НИТКА».

Подводя итог, хочется сказать, что на темпы переоснащения Флота влияет нехватка производственных мощностей, кадровый голод научно-производственных предприятий и немалые сроки эксплуатации имеющегося корабельного состава. Это заставляет выбирать приоритеты в строительстве нового флота, отдавая предпочтение наиболее насущным проблемам. Однако наш флот останется океанским и одним из самых сильных и современных. Задачи, стоящие перед флотом в нынешнем столетии начинают решаться с самых важных: после длительного перерыва возобновляется НЕПРЕРЫВНОЕ боевое дежурство стратегических подводных ракетоносцев в мировом океане. Другие задачи решаются постепенно. Но усилия государства и объем работ по модернизации флота не оставляют сомнений в их решении.    

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии