- 21 мая, 2019 -
на линии

Вампир для безработной антизолушки. Социально-экономическая рецензия на сагу "Сумерки"

Уважаемые читатели! У Беллы есть специальная суперсила – ментальный щит, из-за этого Эдвард не может прочесть её мысли. Поэтому он её и полюбил, она для него такая вечная загадка. И вот, когда она забеременела и почти умирала, он её всё-таки укусил, и она тоже стала бессмертной и теперь блестит на солнце. В общем, Белла пришла к успеху. И всё хорошо кончилось, хотя она с самого начала саги практически ничего не делала, а только ждала, когда же он её укусит.

...Если вас тоже интригует, почему этот захватывающий сюжет набрал в цивилизованном мире уже полмиллиарда (у нас, кстати, всего $26 млн, что хорошо, но не феноменально) – давайте об этом поговорим. 

Для тех, кто по какой-то причине не в курсе: пересказанное выше – сюжет блокбастера «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1», являющегося продолжением блокбастера «Сумерки. Сага. Затмение», в свою очередь продолжившего дело блокбастера «Сумерки. Сага. Новолуние». На самом деле я забрался немного вперёд, потому что окончание истории будет в фильме «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2», который выйдет чуть позже. Фильмы сняты по серии романов американской писательницы Стефани Майер.

С учётом дичайшего успеха на североамериканском и европейском континентах -- о "Сумерках" стоит поговорить. Прежде всего потому, что, как любая "история успеха" для юношества, сага показывает пути к этому успеху, приемлемые для широких масс.

В принципе каждый, кто ознакомился хотя бы с одним произведением саги о сумерках, – должен немедленно взять назад все дурные слова, сказанные им когда-либо о Гарри Поттере.

Дело в том, что Гарри, как к нему ни относись – всё-таки традиционная история, укладывающаяся в берега нормального человеческого мифа. Сначала Гарри золушка, за всеми подметающая и шпыняемая – но с честью вытерпевшая и взятая во дворец. Потом он -- герой, честно и осознанно идущий на самопожертвование для спасения мира. И, наконец, он победитель зла, что тоже вполне нормально.

В противоположность Поттеру, сага о «Сумерках» -- это сага о безбрежной халяве, обрушивающейся на предельно усреднённую скучающую девицу. У неё нет ни чётко выраженной внешности, ни чётко выраженного характера, и про профессию мне тоже ничего вычитать не удалось. По-моему, она ни в одном произведении не работала. Про её единственное достоинство я уже упомянул: она – загадочная. Ну то есть никто-никто не может её понять и прочесть, даже она сама.Из-за этой суперсилы за скучающую девицу между собой соперничают два сверхчеловека: чёрненький оборотень, ужасно дикий и необузданный – и блондинистый вампир-дауншифтер, который ради экологии и этичного отношения к людям даже перешёл в вегетарианцы.

Понятно, что у оборотня нет шансов: во-первых, он обычный работяга с лесопилки, а во-вторых, не бессмертный. В свою очередь, вампир любит классическую музыку, много путешествует и, главное, может обеспечить героине всё это плюс бессмертие и вечную косметическую годность. Собственно, героиня с самого начала выбирает вампира, поэтому объяснить, почему оборотень продолжает за нею таскаться, можно только одним способом: для полного счастья усреднённым девицам нужны преданные поклонники.

Собственно, все пять или сколько их там будет снято фильмов – повествуют о том, как боготворят усреднённую девицу. В конце концов боготворя в буквальном смысле слова – превращая в сверкающую нечисть из низшего звена языческого пантеона.

Что в этом мифе бросается в глаза: по сравнению с девушкой Беллой из "Сумерек" даже старая добрая французская Анжелика -- стахановка. Не говоря уже о других архетипических персонажах: Золушке, чтобы прийти к успеху, пришлось немало потрудиться (любопытно, кстати, что в отечественном фильме фея хвалит её именно за то, что она чиста сердцем – «а я всех вижу насквозь, даже тех, кого очень люблю». См. единственную суперсилу героини «Сумерек»). Белоснежке довелось кормить и обстирывать семерых. Элизе – делать рубашки из крапивы.

В «Сумерках» для того, чтобы получить всю безбрежную халяву, от главной героини требуется одно: упорно в неё верить, придерживаться своего выбора и ждать, пока всё случится.

Так вот, уважаемые читатели. У меня есть версия относительно того, отчего данный фильм успешен. Дело в том, что в цивилизованном мире вообще и в США в частности уже лет 10 идёт любопытная тенденция: рабочая сила и уровень занятости упорно падают. Если в 1998 году в США "рабочей силой" считалось почти 70% населения -- то в прошлом, 2010-м -- всего 64,7%. А в ноябре нынешнего года, по данным американского бюро занятости - ещё меньше: 63,9%. (Собственно, в этом весь секрет "посткризисного сокращения безработицы": все больше американцев, причём обоего пола, просто перестают искать работу и получать пособия, превращаясь таким образом в "домохозяев", живущих за счет своих супругов, родителей или детей). Для них просто больше нет ни адекватной работы, ни социалки. Они мало интересуют рынок даже как потребители - у них нет денег. И эта тенденция "сбрасывания за борт экономической активности", несомненно, нарастает.  

Но при всём при этом безработные миллионы - в первую очередь женщины - остаются западными людьми, со школы заточенными на личный успех. Следовательно, в наступившей "безработной эпохе" этим безнадёжно сидящим дома людям тоже нужен положительный миф о том, как дойти до успеха. Проблема только в том, что в реальности сегодняшнего цивилизованного мира такой путь к успеху для них отсутствует.

Поэтому «Сумерки» -- прекрасный способ ответить на этот вопрос: до успеха не надо доходить. До него надо досидеть.

И по возможности не дёргаясь.

Что же касается логичного вопроса -- почему, собственно, успех является к современным "антизолушкам" в виде холодного кровопийцы, поддерживающего своё люксовое существование за счёт чужих жизней? -- то для ответа на него нужно всего лишь вдумчиво изучить ежегодный список Forbes 500.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии