- 19 декабря, 2018 -
на линии
Будущее

Свободный рынок детей. К чему мы придём на пути прогресса

Профессор РВЭШ Олег Морковин - о некоторых результатах борьбы за свободу и стартапах двадцать первого века

Если упростить все социальные движения в передовых странах до одной формулы, то мы придём всего к двум словам: "Свобода личности". Борьба за освобождение личности от условий и условностей, унаследованных от предыдущих веков истории, является главным содержанием практически всего спектра социальных движений, выступающих за прогресс во всём мире.

В последнее время в российской патриотической публицистике укоренился жанр "апокалиптической проекции". Описывая какие-нибудь неприемлемые для консервативного восприятия события в передовых странах, авторы открыто (в большинстве случаев) или намёками (как хитроумный главред этого ресурса) сообщают, что Запад клонится к своему цивилизационному закату, ибо размывание понятий социальной нормы неизбежно приведёт к размыванию самого общества. С самыми печальными для него последствиями.

Всё это, разумеется, спекуляции. Когда лесбийская пара засуживает пару гетеросексуальную за нежелание печь им однополый свадебный торт - речь идёт не о разрушении нормы, а о её экспансии, об укреплении, о распространении нормы на формы союзов и отношений, которыми ранее общество пренебрегало. Исторически те же гомосексуалы прошли в западном обществе три этапа. На первом они маскировались под единственно признанную гендерную норму. На втором - заявили о своей идентичности публично и поставили общество перед необходимостью включить их в свой общий свод правил. На нынешнем, третьем этапе они стали частью новой, расширенной нормы.

Смысл борьбы за права меньшинств - не в отчуждении человека от социальных правил. Смысл - в совместном апгрейде этих правил, в результате которого человек, какова бы ни была его идентичность, религиозная принадлежность, внешний вид и другие особенности - мог бы пользоваться всеми возможностями социального и профессионального плана.

Поэтому шутки об "одноногой чернокожей лесбиянке, которая станет президентом США" - это по сути нервная реакция косного сознания на новую социальную реальность свободной страны, в которой человек действительно может быть кем угодно, если это не мешает выполнению его служебных обязанностей. Строго говоря, никаких препятствий, кроме неких сакрально-мистических, нет к тому, чтобы в XXI веке государством руководила женщина, или гомосексуал, или чернокожий, или инвалид. Смешайте вместе Ф. Рузвельта, Б. Обаму, Т. Халонен и премьер-министра Люксембурга Ксавье Беттеля - и у вас получится та самая чернокожая лесбиянка-инвалид - без всяких серьёзных последствий для руководимой страны.

Серьёзные проблемы ожидаются скорее на другом фланге борьбы за освобождение личности - на фланге освобождения от семьи прежнего нуклеарного типа. Процессы, начало которым дала женская эмансипация более ста лет назад, сопряжённые с распространением контрацепции и общим "отчуждением" механизма обеспечения в старости от деторождения - приводят передовые страны к возрастному дисбалансу и в некоторых случаях - к уже начавшемуся ощутимому сокращению населения.

По ряду причин все меры, обсуждаемые сегодня в обществе, являются временными. Стратегически ничего не даст ни завоз населения из стран третьего мира (там сокращение рождаемости тоже идёт, и объясняется теми же процессами); ни стимулирование рождаемости (несколько десятилетий работы на этом фронте не дали ничего ощутимого); ни продление трудоспособного возраста (оно просто позволяет снизить затраты на пенсионеров). В качестве негативной перспективы уже в этом веке всё равно видится сокращающийся численно развитый мир, который уже поэтому - в силу удорожания содержания отдельного человека одновременно с падением его трудовой стоимости (автоматизация производства и многих услуг по-прежнему продолжается) может привести нас к кризисам нового типа. Миллиард дорогих в обслуживании и малополезных в экономике граждан - это очень хрупкая система, которая может легко рухнуть, погребя под собой цивилизацию.

Фактически в будущем остаётся два выхода. Первый - точечная социальная регрессия, то есть погружение части населения в до-современность, в изолированный мир, где не будут знать ни пенсий, ни контрацепции, и который будет поставлять более дешёвое население для меньшинства, продолжающего пользоваться всеми плодами свободы. Эта концепция не столько труднореализуема (погрузить какую-либо страну на архаический уровень развития вполне возможно), сколько неприемлема с точки зрения гуманизма. Будет трудно объяснить, почему для сохранения завоеваний свободы значительную часть человечества следует держать в стороне от этих завоеваний.

Второй выход представляется более продуктивным. Воспроизводство населения должно стать отраслью экономики, работающей по правилам свободного рынка. В процессе автоматизации производства высвободится достаточно женских рабочих единиц, которые смогут стать профессиональными производительницами новых работников и потребителей. Заказ на деторождение будет определяться как государственными, так и корпоративными планами; воспитание таких "заказных детей" станет целевым, то есть будет в наибольшей степени отвечать потребностям рынка.

Избавление от нынешней кустарщины в этом вопросе позволит, во-первых, решить проблему некачественного человеческого материала, сплошь и рядом наблюдаемую сегодня во всех странах. Во-вторых, снимет противоречие между желанием людей самореализоваться и его плачевными в глобальном плане последствиями: материнство исторически отличный бренд, и сделать его профессиональным значит повысить, наконец, его статус до соответствующего новым реалиям. Человекопроизводящие корпорации станут, вероятно, главным бустером экономического развития в новом веке. Итогом станет регулируемое и численно, и социально население Земли, и мы придём наконец к миру, где свобода личности делать с собой что угодно будет гармонично сочетаться с потребностями капитала.

Разумеется, это потребует усиления контроля за кустарным человекопроизводством и, возможно, лицензирования деторождения для защиты основных корпоративных производителей. Это может вызвать возражения у консервативных и религиозных кругов. Однако уверен, что к этому моменту работа по приспособлению морали к реалиям свободы будет уже завершена, и у большинства населения никаких возражений профессионализации воспроизводства не возникнет.




От редакции: суждения ув. авторов в рубрике "Мнения" могут не совпадать с мнением редакции и не являются рекомендацией к каким-либо действиям.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии