- 20 августа, 2019 -
на линии

Строительство неатомных подводных лодок «Лада» продолжится

Разговор о современных неатомных подводных лодках начнём с новостей. Недавно пресс-центр ОАО «Адмиралтейские верфи» сообщил о возобновлении работ по достройке второй подводной лодки проекта 677 «Лада». Неатомная (дизель-электрическая) лодка Б-586 «Кронштадт» была заложена в 2005 году. Однако в 2009 году, по решению Министерства обороны РФ, её строительство было приостановлено. И вот почему.

Первая лодка этого проекта — Б-585 «Санкт-Петербург» была заложена ещё 26 декабря 1997 года, а спущена на воду в 2004 году. Но в 2010 году она была принята только в опытную эксплуатацию. Испытания выявили целый ряд несоответствий её характеристик техническому заданию. В первую очередь это относилось к автономности (менее 20 суток, вместо заявленных 45) и скорости полного подводного хода. Главный электродвигатель развивал только 60% мощности. Недоработки были выявлены и в некоторых других системах. Специалисты ЦКБ «Рубин» практически все эти годы были заняты исправлением недостатков головной лодки нового проекта. А также созданием модернизированного проекта, в котором все недостатки, выявленные в ходе опытной эксплуатации, должны быть устранены.

В этом году работа над модернизированным проектом практически закончена, и по нему можно достраивать «Кронштадт». Как сообщает пресс-служба «Адмиралтейских верфей», на второй лодке серии будут установлены модернизированная система электродвижения, новый навигационный комплекс и обновлённая система управления корабельными техническими средствами. Вместе с тем головная лодка — «Санкт-Петербург», скорее всего, останется в опытной эксплуатации. На ней удалось исправить почти все недоработки, за исключением скорости подводного хода. Этот недостаток будет устранён только на второй лодке проекта. Тем не менее в августе прошлого года Минобороны, ВМФ и Объединённая судостроительная корпорация договорились о возобновлении строительства серии подлодок «Лада», они вновь включены в гособоронзаказ.

Теперь немного о том, почему эти лодки будут классифицироваться уже не как «дизель-электрические» (ДЭПЛ), а как «неатомные» (НАПЛ). Дело в том, что сейчас энергетические установки подлодок нельзя свести только к дизель-электрическим или атомным. Практически все неатомные подводные лодки, которые строятся по современным проектам, обладают анаэробными, или воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ). И вот почему.

Классическая дизель-электрическая энергетическая установка подводной лодки (ДЭЭУ) имеет главный недостаток, которого лишены атомные лодки (АПЛ). Такая лодка вынуждена с определённой периодичностью подниматься на поверхность для пополнения запасов воздуха и зарядки аккумуляторных батарей. Это ограничивает время нахождения в подводном положении, что не лучшим образом сказывается на скрытности перемещения ДЭПЛ.

Кроме того, у такой энергетической установки есть ещё один минус. Она как бы состоит из двух частей. Одна часть нужна для подводного хода, другая — для надводного. Фактически в подводном положении (когда ход обеспечивают аккумуляторы) ДЭПЛ «таскает» с собой ненужный дизельный двигатель. А в надводном балластом становятся уже аккумуляторные батареи. То есть такая лодка постоянно «возит» в себе массивное и объёмное оборудование, которое используется только часть времени.

Частичным выходом из положения стало использование режима работы дизеля под водой (РДП). В этом режиме атмосферный воздух дизель получает без полного всплытия на поверхность. Но нахождение на перископной глубине (6–8 метров) нельзя назвать скрытным. На этой глубине лодка прекрасно обнаруживается воздушными средствами, которые способны держать под контролем значительные пространства.

Вот почему современные шведские, немецкие и японские субмарины получили воздухонезависимые энергетические установки. Благодаря им время нахождения в подводном положении значительно увеличивается, приближаясь к показателям атомных лодок. Они даже обладают преимуществом перед атомными собратьями, поскольку имеют меньшее водоизмещение (положительно сказывается на заметности в случае активной гидролокации противника) и меньшие показатели собственных шумов (имеют значение при пассивной гидролокации). Так, например, в 2003 году шведская подводная лодка Halland, оснащённая ВНЭУ, в дуэльной ситуации одержала верх над французской АПЛ. Она же в Средиземном море в учебном бою условно торпедировала американскую АПЛ SSN-713 «Хьюстон». А в 2005–2007 годах шведская подводная лодка «Готланд» была сдана в лизинг США для использования на учениях в качестве подводного противника. За это время американцы смогли убедиться в том, что борьба с современной неатомной лодкой представляет собой непростую задачу даже для ВМС США.

При этом в среднем НАПЛ в 4,5 раза дешевле лодок с ядерными реакторами и могут строиться более массово. А лодки, оснащённые ВНЭУ, могут действовать даже на океанских просторах, решая часть задач, стоящих перед атомными собратьями. Причём по эффективности они могут даже превосходить многоцелевые атомные.

Так что же? Неужели мы уже не способны создать неатомную лодку, сравнимую с зарубежными? Неужели можем строить только «недоделанные» «Лады»?

Вовсе нет. Скажем о причинах, по которым головная НАПЛ проекта 677 оказалась «недоделанной».

Работы по новому поколению ПЛ в СССР были начаты ЦКБ МТ «Рубин» в 1987 году. Лодки проекта 677 «Лада» должны были стать первыми серийными отечественными НАПЛ, оснащёнными анаэробной энергоустановкой. Проект был практически готов к моменту распада СССР. Однако новую власть России не сильно заботила безопасность страны. Проект был переработан; вернее, «урезан» в самой перспективной своей части. Головная Б-585 «Санкт-Петербург» была заложена в 1997 году как обычная ДЭПЛ, а не так, как задумывалась. Стоит ли удивляться, что проект «Лада», спешно перепроектированный из суперсовременного в обычную ДЭПЛ, показал себя не с лучшей стороны?

Между тем мы не только никогда не отставали в области ВНЭУ, но даже скорее были пионерами в постройке лодок с такими энергетическими установками. Вот несколько малоизвестных фактов.

В предвоенные годы ОКБ НКВД, размещавшееся позже на территории завода № 196, разработало технический проект 95 экспериментальной малой быстроходной ПЛ с двигателем, работающим по замкнутому циклу. Этот тип энергоустановки получил наименование ЕД-ХПИ (единый двигатель с химпоглотителем известковым). Дизель работал в подводном положении на газовой смеси, состоящей из инертного азота и искусственно добавляемого кислорода. По этому проекту была построена лодка М-401 (позднее С-92), которая прошла успешные испытания на Каспии.

В 1950 году была спущена на воду первая малая ПЛ проекта 615. Эти лодки стали единственной в мире серией подводных лодок с подводным движением на дизельном двигателе. Их энергоустановка работала по схеме ЕД-ХПИ. В подводном положении их дизельные двигатели работали на жидком кислороде, примерно как на нынешних «суперсовременных» западных лодках. По сути, это были первые в мире серийные ПЛ с ВНЭУ. Они значительно превосходили дизельные лодки проекта 96 (серии XV) по скорости и продолжительности непрерывного подводного плавания, а также предельной глубине погружения. Они были выведены из состава флота только в начале 70-х годов.

В дальнейшем руководство советского ВМФ почти утратило интерес к анаэробной энергетике подлодок. В это время бурно развивалось атомное подводное кораблестроение. Однако такие установки продолжали создаваться и испытываться. В 80-х годах ПЛ С-273 (проекта 613) была переоборудована по проекту 613Э «Катран». Её энергетическая установка включала электрохимический генератор «ЭХГ-280». В 1991 году в полном объёме были завершены работы по ЭУ с ЭХГ для малой подводной лодки «Пиранья» (шифр ЭУ «Кристалл-20» мощностью 130 кВт). Эта лодка, предназначенная для обеспечения специальных подразделений, также могла бы стать серийной, если бы не разрушение нашего государства. СПМБМ «Малахит» в 90-е годы делало проекты малых ПЛ с ВНЭУ на основе «Пираньи». Но, к сожалению, уже на экспорт.

Но вернёмся к лодкам проекта 677. То, что было загублено в 90-е годы, пришлось наверстывать. Пренебрежение перспективными разработками всегда оборачивается потерями. А возврат к однажды утраченному всегда достаётся дорогой ценой.

В настоящий момент ЦКБ МТ «Рубин» возвращает «Ладам» их первоначальные качества. Существует стендовый образец ВНЭУ для этих лодок, который ещё предстоит доводить. Это будет уже другая энергетическая установка на основе топливных элементов, работающих на обычном дизельном топливе и кислороде, хранящемся в связанном виде (что повышает взрыво- пожаробезопасность установки). Б-586 «Кронштадт» не будет оснащён этой установкой. ВНЭУ для «Лад» должна пройти приёмку к 2016 году. И ею будут оснащаться модернизированные лодки проекта 677, начиная с третьей.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии