- 15 декабря, 2018 -
на линии
ЭнергоКурс

Русская нефть как эталон. К запуску второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан.

Сегодня запускается вторая очередь нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО-2). Напомним, что первая очередь (ВСТО-1) была запущена еще в 2009 году. В рамках ВСТО-1, то есть до настоящего времени, с помощью трубопровода нефть транспортировалась только до Сковородино (см. карту - с сайта «Транснефти), откуда до тихоокеанского побережья (порт Козьмино) нефть приходилось доставлять железнодорожным транспортом. Кроме того, от Сковородино было построено ответвление нефтепровода в Китай. На второй фазе проекта отрезок «Сковородино-Козьмино» стал трубопроводным, а первый участок «Тайшет-Сковородино» был расширен.

Так, после запуска ВСТО-1 мощность «первого» участка Тайшет-Сковородино составляла 30 млн тонн в год. Из них – 15 млн тонн уходило на китайское ответвление. Оставшиеся 15 млн тонн транспортировались по железной дороге в Козьмино. Теперь же мощность первого участка увеличится на 20 млн тонн в год (до 50 млн тонн в год). А по бывшему «железнодорожному» отрезку с помощью нового трубопровода можно экспортировать 30 млн тонн.

Таким образом, 30 млн тонн теперь могут транспортироваться с помощью нефтепровода на всем участке маршруте. Железнодорожные перевозки теоретически тоже могут задействованы (ведь мощность первого участка превышает мощность второго на 20 млн тонн, а в Китай уходят только 15 млн, - значит 5 млн тонн мощности в направлении побережья остаются).

Но вопросы, связанные с полной загрузкой – это, как минимум среднесрочная перспектива. Пока нефтепровод будет заполнен не полностью. В 2013 году планируется доставить на побережье всего 21 млн тонн, в том числе 3-4 млн тонн по железной дороге.

Подобная ситуация нормальна. Ясно, что такие проекты должны делаться с некоторым запасом. Основной расчет – на увеличение мощности Ванкорского месторождения, которое постепенно выходит на свой проектный уровень. Кроме того, к транспортировке по ВСТО подключаются и другие восточносибирские месторождения.

Расширение ВСТО – важный инструмент в диверсификации нефтяных поставок. Но дело не только в этом. Быть может, более существенно, что увеличение прокачки по нефтепроводу может сделать сорт российской нефти маркерным (эталонным). Цены на маркерный сорт определяются на основе биржевой торговли или стандартизованных внебиржевых сделках. То есть ценообразование на маркерные сорта независимо, в то время как для всех остальных сортов нефти цены определяются на основе дифференциалов к маркерным сортам.

Напомним, в настоящее время поставляемый по ВСТО сорт ESPO (East Siberia – Pacific Ocean) продается на основании ценовых дифференциалов к ближневосточному сорту Dubai. Который, как раз и является одним из основных маркеров на азиатском нефтяном рынке. Фактически, это положение дел отчасти эквивалентно ситуации на западном направлении, где российский Urals также продается на основании дифференциалов от котировок североморского сорта Brent. Для того, чтобы российский сорт ESPO стал маркерным должно быть выполнено несколько условий.

Во-первых, это стабильность поставок и стабильное качество нефти. Дополнительный плюс в пользу ESPO – в плане качества восточносибирская нефть выгодно отличается от Dubai – и по более низкому содержанию серы, и по плотности. И если при запуске ВСТО, когда импортеры были не уверены в качестве российского сорта, ESPO покупали с дисконтом к Dubai, то теперь наша восточная нефть устойчиво продается с премией.

Во-вторых, - это объем поставок. По оценкам участников рынка, чтобы сорт стал маркерным объем поставок должен быть не менее 50 млн тонн в год.

К слову сказать, той же Brent (а точнее корзины «BFOE» из четырех сортов, на основании которой сейчас идет формировании цены Brent) добывается всего 20 млн тонн в год. Но, у нас ситуация иная. Во-первых, формирование биржевой торговли нефтью Brent начиналось при больших объемах добычи. Кроме того, ESPO становится маркерным сортом не «с нуля», а в конкуренции с Dubai. Так, что предположение о необходимых 50 млн тонн не выглядит избыточным.

Пока как мы видим по трубе на побережье будет экспортировано всего 21 млн тонн. То есть здесь придется подождать. В то же время, со стороны самого нефтепровода проблем не будет. По мере увеличения добычи, мощность нефтепровода будет увеличиваться – но теперь уже путем роста числа компрессорных станций.

Правда, существует один фактор, который может снизить темпы роста экспортных объемов. Через несколько лет к ВСТО будут подсоединены дальневосточные НПЗ, которые заберут на себя часть нефти. Впрочем, развитие собственной нефтепереработки – это плюс, даже если это несколько отложит создание маркера на основе восточносибирской нефти.

На этом фоне, нарастить поставки по своему ответвлению от трубопровода хотел бы и Китай. С точки зрения недополученной прибыли здесь особых трудностей нет – цены привязаны к котировкам в Козьмино за вычетом транспортной составляющей. Однако, рост поставок в Китай снижает поставляемые на рынок объемы, что также затрудняет создание маркерного сорта ESPO. Поэтому, скорее всего расширения китайского направления в ближайшее годы не будет. В то же время, КНР и так может увеличить объем закупок – но уже в Козьмино на общих с другими покупателями (а в основном это Япония и Южная Корея) условиях.

Так или иначе, одновременно с наращиванием объема физических поставок необходимо формировать и развивать «торговую» часть вопроса – этот фактор не менее важный. На создание системы биржевой торговли и внебиржевых сделок, по словам экспертов, необходимо около пяти лет.

Зачем вообще нужно создание маркерного сорта? Во-первых, появление собственного эталона очевидно сделает невозможным ценовые манипуляции со стороны производителей и трейдеров маркерного сорта, к которому в настоящее время привязаны российские продажи. Строго говоря, та же проблема существует и на западном направлении. А, учитывая снижающие объемы добычи «старых» маркерных сортов, вопросы объективности этих ценовых котировок выходят на первый план.

Ну и конечно, это не только вопрос прямой выгоды, но и вопрос престижа и статуса. Ситуация, когда крупнейший мировой производитель нефти вынужден использовать чужие эталонные сорта, очевидно не нормальна.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии