- 26 февраля, 2020 -
на линии
В движении
Путешествия

Путешествие на озеро Хубсугул


Если бы мне когда-нибудь раньше предложили съездить на автомобиле Porsche в Монголию, я бы, скорее всего, отказалась. Потому что наше сознание подменяет понятие «дорогие автомобили» понятием сложных и капризных механизмов, нуждающихся в ровных асфальтированных дорогах, качественном высокооктановом бензине и подразумевающих наличие авторизованного сервиса – неподалеку, на всякий случай. Так было раньше. Но уже не сейчас.

Маршрут нам предстоял несложный, но интересный. Всего от Иркутска до поселка Ханх нужно было проехать порядка 340 км, из них 9/10 пути по российскому асфальту.

ГРАНИЦА

Дорога с российской стороны до границы довольно ровная и широкая. Мы даже удивлялись, какое хорошее покрытие здесь было сделано. Удивлялись ровно до тех пор, пока на подъезде к границе не встретились с явлением, которое назвали про себя «амурские волны». Участок пути примерно километров в 10 длиной напоминал последствия подводного землетрясения – такими плавными волнами вздыбилась земля. Скорость пришлось значительно снизить, иначе даже на автомобилях с большим дорожным просветом можно было бы разбить бампер или днище.

Граница с Монголией – хитрая штука. Начнем с того, что пропускной пограничный пункт в поселении Монды является двусторонним – т.е. кроме россиян и монголов пересекать его никто не имеет права. Рассказывают истории, как однажды со стороны Монголии на границу приехали итальянские байкеры, желавшие попасть в Россию. Так их не пустили, заставив ехать в другой пункт, до которого порядка 800 км по довольно пустынному краю. Сейчас активно лоббируют тему разрешить и гражданам других стран пересекать в этом месте границу, т.к. это благотворно скажется и на развитии приграничных территорий, но пока вопрос еще не решен.

Народу на границе практически нет. Мы встретили еще один автомобиль в попутном направлении и парочку в обратном. Пограничники говорят, что есть как туристы, так и местные жители, в основном монголы, которые ездят в Россию за бензином и продуктами. Бензоколонки, да и многое другое у них дефицит.

Кстати, и туристам следует заправиться в России, и лучше всего это сделать в поселке Кырен в 20 км от границы. Мы так и поступили. Удивительная кавалькада из шести разноцветных Porsche неизменно привлекала к себе внимание местных жителей – но, скорее, как диковинка. Смотрели с любопытством, без злобы или зависти.

На границе автомобили досматривали досконально, включая проход с собаками и зеркальцем под днищем. Причем, это касалось именно российской границы, монголы в этом смысле намного спокойнее. На монгольской границе водителю нужно заполнить специальный листок, в котором ставят отметки таможня и пограничники, и оплатить пошлину. Также надо заплатить за страховку (в зависимости от мощности автомобиля), но безотносительно от времени нахождения в Монголии. Пассажиры ничего не платят. Вот, собственно, и все.

МОНГОЛИЯ

Асфальт заканчивается сразу, как только пересекаешь границу. Все остальные дороги на территории Монголии для нас будут грунтовыми, но при этом довольно ровными. Минус большинства дорог – большое количество мелких и средних камней на поверхности, иногда довольно острых, что объясняется каменистой почвой и большим количество гор вокруг. Так что испытывать скоростные характеристики автомобиля тут лучше не стоит, а встречающиеся ямки и кочки и вовсе призывают к осмотрительности.

Как выяснилось, особое внимание нужно уделять мостам и всему, что их напоминает. Большинство мостиков – деревянные, на многих дощатый настил уже совсем старый, местами доски вообще отсутствуют, а в открывающиеся дыры отлично видно текущую внизу речку.

Территория Монголии во многом напоминает Иркутскую область и Прибайкалье: холмы и горы, степи, невероятной красоты водоемы с кристальной голубой водой. Одно из таких озер и было целью нашего путешествия.

Озеро Хубсугул даже называют братом Байкала, так во многом они похожи. Хубсугул — самое глубокое озеро в Монголии. В него впадает 96 рек и ручьев и вытекает река Эгийн-Гол. Все местные жители боготворят озеро и берегут его, ведь именно из него они черпают воду для всех своих нужд. Так же как и Байкал, на зиму оно замерзает. Говорят, слой льда здесь даже толще, чем на Байкале – за счет меньших размеров и промерзает лучше. Рыбалка здесь великолепна, самая популярная рыба – хариус, но есть и другие: ленок, сиг, таймень и даже омуль.

На нашу же долю досталась экскурсия в местный национальный парк. Приплыли мы туда на специальном аэроботе, который и зимой может ходить по льду благодаря своей универсальной конструкции. Это довольно быстрая посудина, основной недостаток которой – высокий шум. Даже на берегу его слышно еще издалека, не говоря о том, что на судне неподготовленному пассажиру лучше пользоваться берушами.

Национальный парк поразил своей красотой и плодовитостью: сразу же на месте высадки были обнаружены заросли голубики и целые семейства маслят, а также дикие плантации сагандайли, очень популярного растения в регионе, которое отлично повышает тонус и стимулирует работу почек, сердца и мозга.


ОБО

Один из наших маршрутов лежал в сторону «Обо», древнего святилища, где обитают местные духи. Как правило Обо возникают либо на перекрестье путей, либо на вершинах гор и холмов, а заодно и служат своеобразными ориентирами для путешественников. Недалеко от Хубсугула существует шаманское святилище «Арван-Гурван-Обо», что переводится как «Тринадцать Обо». Говорят, что ему уже больше четырех веков. 10 лет тому назад оно было освящено, и с тех пор здесь практикуются шаманские обряды, свидетелями, и даже участниками одного из которых мы стали.

Молодая монгольская женщина, одетая в шаманские одежды, сразу предупредила, что полностью входить в транс не будет, а лишь покажет, как все происходит. Камлание, бубны, танцы, все как полагается. 12 небольших Обо, сооруженных в линию от главной кладки, несли на себе имена каждого года по китайскому календарю. Тигр, дракон, крыса, петух и так далее. Каждому, кто соответствовал определенному году, шаманка давала в руки печенюшку и предлагала отнести к своему Обо, чтобы получить благословение.

Дорога к шаманке и обратно пролегала по совершенно разным дорогам. Здесь были и каменистые участки, и броды, поднимались мы на холмы и спускались к озеру. На самом деле, сложно придумать лучшего маршрута для теста внедорожников: а наши Porsche совершенно уверенно доказали, что бездорожье - это их стихия. Но находясь за рулем мощного и быстрого автомобиля, душа просит поддать газу. И вот, наконец, мы спускаемся в степь. Перед нами лежат бескрайние просторы – ну как тут не погонять?

Рассредоточившиеся по степи разноцветные автомобили напоминали дорвавшихся до воли молодых животных, бросившихся играть друг с другом в догонялки. И – ох! – что это было за удовольствие! Мы совершенно не задумывались о том, как и куда мчимся, и автомобили нам это прощали, подстраиваясь под стиль вождения, сглатывая ямы и неровности, даря радость и адреналин. Мы наконец-то оторвались по полной!

КРАЙ ЗЕМЛИ

Нет, не то, чтобы я так думала, но Монголия, конечно, не близко. Однако, после этой поездки я вполне могу сказать, что побывала на «Краю земли», потому что именно так называется турбаза, где мы останавливались. Вполне комфортная (есть номера с душем и туалетом, а есть и отдельно стоящие юрты с удобствами на улице), отапливаемая (по вечерам и ночам нам включали центральное отопление), с очень вкусной едой.


Честно скажу, разнообразия в блюдах особо не наблюдалось, в основном это было все, так или иначе приготовленное из теста и мяса, но за счет свежести ингредиентов они выигрывали при любом сравнении. Позы (кто не знает, это аналог мантов), чебуреки, суп из баранины (едят тут в основном баранину, но и говядину тоже), а заодно и жареная рыба из озера и монгольский чай (на молоке, с жиром и солью) – все это казалось восхитительно вкусным. Хочу сразу сказать, что вся эта местная стряпня выдержала проверку и «авторской кухней». По приезду в Иркутск нас повезли в какой-то неимоверно крутой местный ресторан, чтобы мы, наконец, поели цивилизованной еды. Так вот. После Монголии есть это было уже невозможно.

Монголия оставила неизгладимый отпечаток в душе и сердце. И это не просто красивые слова. Край простой и дикий, но настолько привлекательный и искренний, что именно за этой искренностью и хочется вернуться. Увидеть больше, узнать лучше.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии