- 17 августа, 2019 -
на линии

Проблемы на испытаниях авианосца «Викрамадитья» не провал, а техническое следствие нетехнических ошибок.

В Северодвинск вернулся с ходовых испытаний авианосец «Викрамадитья», наделав этими испытаниями нешуточный переполох в информационной сфере. Почему-то уже даже не удивляет, что отечественная пресса дружно ринулась клеймить позором военно-промышленный комплекс, а заодно и руководство страны, толком не разобравшись с тем, что произошло. «Испытания «Викрамадитьи» провалились», «названы причины провала», «мы уже привыкли к позорным провалам нашей оборонки» - и так далее. Придётся уделить пару строк этому российско-индийскому проекту, и проблемам, сопутствовавшим его реализации, чтобы за стеной громких заголовков не потерялись проблемы реальные, а не мнимые.

Начнем с того, что же произошло на ходовых. Итак, за 108 дней испытаний в Баренцевом Море, «Викрамадитья» прошла более 10 тысяч миль, даже пережив 7-ми бальный шторм. В ходе испытаний, на трёх из восьми паровых котлов, обнаружились повреждения теплоизоляции, заставившие остановить их. Из-за этого скорость корабля ограничивалась 23 узлами (максимальная достигнутая 27,9), вместо проектных 29. Кроме этого, были выявлены неполадки в работе холодильных машин, генераторов азота и другого оборудования, поставленного по желанию заказчика (индийцев) британскими и польскими производителями. Программа лётных испытаний, в ходе которых с борта корабля совершено 517 вылетов, выполнена полностью и авианосец получил аттестацию по лётным испытаниям. Тем не менее, неисправности оборудования корабля, в том числе и паровых котлов, потребуют их исправления. Из-за этого, сдача корабля заказчику снова затягивается. Несмотря на это, представитель заказчика, контр-адмирал ВМС Индии Хари Кумар, не говорит о провале, а даже напротив:

«Я хочу поблагодарить сдаточную команду «Севмаша», специалистов РСК «МиГ» и российский экипаж за тот труд, который они вложили в создание и испытания корабля. Проведено много испытаний, часть еще предстоит выполнить. Надеемся, что они будут проведены сразу после устранения выявленных недостатков, и корабль снова выйдет в море. Мы уверены, что в результате Индия получит хороший корабль».

Теперь стоит подумать и нам, так ли уж велика неудача на ходовых испытаниях, чтобы говорить о провале? Или о том, что история с этим авианосцем демонстрирует бедственное положение в российской оборонке, о котором так дружно заговорили?

Начать следует со значимости этого проекта для нас. Модернизация противолодочного крейсера «Баку» (позднее «Адмирал Горшков») до уровня полноценного авианосца, стала настоящей удачей для отечественного кораблестроения. Во-первых, поскольку к моменту подписания контракта, мы почти утратили опыт проектирования авианесущих кораблей. А модернизацию «Горшкова», следует назвать новым проектом – корабль подвергся почти полной перестройке. Во-вторых, поскольку мощности по постройке крупных авианесущих кораблей нами утрачены после распада Союза. На российских предприятиях просто отсутствовал опыт работы над проектами подобного масштаба. А в свете планов строительства новых авианосцев, такой опыт должен быть получен работниками «Севмаша» при перестройке «Адмирала Горшкова» и грядущей модернизации «Адмирала Кузнецова». Этот опыт, вместе со всеми неизбежными сложностями и неудачами, нельзя купить и нельзя заложить даже в самых лучших госпрограммах. Его можно только получить в ходе строительства конкретных кораблей.

Можно вспомнить, как непросто давалась советским кораблестроителям постройка тяжелых авианесущих кораблей, и как легко оказалось потерять то, что было накоплено в ходе реализации этой программы. Можно удивляться представлениям о сложности проекта тех, кто первоначально планировал справиться с этой задачей за четыре года на предприятии, переживавшем не лучшие времена своей истории. Тем не менее, считать результат ходовых испытаний провалом никак нельзя. Основные испытания прошли в полном объеме. Неисправности оборудования будут исправлены. В этом сомневаться не приходится – слишком значим и важен этот корабль и для нас, и для индийцев.

Ещё можно посочувствовать нашим индийским товарищам, заказ которых оказался в роли пробного камня. Строительство Индией авианосца собственной разработки «Викрант», к сожалению, идёт тоже не гладко – в августе было объявлено о переносе сдачи корабля, заложенного в 2009 году, на 2018 год. Первоначально спуск на воду планировался в 2010-м, на текущий момент он предполагается в 2013. Причины, вполне понятны и схожи с нашими – сложность проекта и отсутствие опыта не позволяют реализовать его в железе так же быстро и легко, как планировалось на бумаге.

И вот эта проблема вполне актуальна для нас, так же, как для индийцев. Долгое отсутствие серийной продукции для отечественного флота, привело к тому, что для его переоснащения сейчас приходится прибегать к адаптации кораблей, которые имели серию для экспортных поставок – фрегатов пр. 11356 и лодок пр. 636. Те же корабли, которые проектировались и строятся сейчас «с нуля» - имеют задержки с реализацией. Это понятно, поскольку проблемы обычно возникают именно с первым кораблём серии. И что бы не говорили о «позоре нашей оборонки», абсолютно гладко и без неудач не обходится ни один успешный проект. Именно устранение возникающих трудностей, поиск оптимальных решений взамен неудачных, и позволяет в дальнейшем получить хороший серийный корабль.

Но на пути к этому имеются и другие специфические проблемы. Слишком долго состояние предприятий и отсутствие заказов было оправданием для работы не в полную силу. И слишком часто теперь звучат претензии к «неправильному подходу», «неправильным реформам» и «неправильной политике», вместо действий. Надо понимать, что в значительной степени – это оправдания. Я не хочу сказать, что мы разучились работать. Но несомненно, что учиться работать придётся. И для скорейшего обучения недостаточно одних только финансовых мер и закупок иностранной техники. Нужна ответственность. И тот факт, что проблемы возникли с кораблём для иностранного заказчика, которого не интересуют оправдания, позволяют надеяться на такую ответственность за ошибки. Главное, чтобы наказание коснулось действительно виновных, а награждение не обошло стороной действительно причастных.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии