- 19 января, 2018 -
на линии
Общество

Причины неудачи "Легенды о Коловрате"

Уважаемые читатели!

В те минуты, когда вы это читаете (то есть на вечер субботы) художественный фильм "Легенда о Коловрате" собрал в отечественном прокате примерно 390 млн рублей. Второй уик-энд идёт примерно вдвое хуже первого, то есть имеются основания полагать, что сборы выходных составят около 130 млн рублей, а суммарная касса доберётся до 420-430 млн рублей (впрочем, конкурентов у картины нет, так что может быть и 450-460 млн.). 

При бюджете в 350 млн рублей картине необходимо собрать около 700 млн, чтобы выйти в ноль - однако к данному показателю "Коловрату", скорее всего, не суждено приблизиться. Потому что 12 декабря в прокат выходит очередной эпизод "Звёздных войн". И хотя мы полны мрачных предчувствий по поводу данной кинокартины - она всё равно раздавит прочие фильмы как панцерваффе польскую государственность.

Поэтому мы предрекаем "Коловрату" итоговые сборы в районе 500 млн руб. - что почти на 300 млн меньше, чем у удачного фильма "Салют-7". При том, что "Салют" стартовал несколько хуже "Коловрата" - во вторые выходные он показал весьма незначительное падение. И сейчас сборы "Коловрата" "салютовским" во второй уик-энд уже уступают.

Поскольку судьба картины уже решена, мы можем поговорить о причинах неудачи фильма, не опасаясь быть обвинёнными, например, в русофобии или ордынстве соответствующими интернет-клаками.

Вначале следует отметить: мы считаем "Коловрата" не халтурой, а именно неудачей. То есть, в отличие от каких-нибудь "Защитников", создатели которых вообще непонятно чем писали сценарий и непонятно чем снимали, "Коловрат" делался, мы уверены, старательно. Команда шла к успеху - просто не получилось.

А теперь поговорим о неудачах. 

Первой неудачей следует считать сюжет, которым заменили как реальную историю, так и собственно легенду о Коловрате, дошедшую до нас из недр прошлого. В реальной истории, дошедшей до нас в описаниях, хан Батый  пришёл под стены Рязани с обычными для Чингизидов завоевательными намерениями - то есть подчинить, взять большую дань и завоевывать мир дальше. Однако условия оказались неприемлемы (согласно соответствующей повести, хан в частности затребовал себе невестку князя). После нескольких дней штурма старая Рязань была не просто взята, но уничтожена навсегда (Рязань нынешняя, как известно - перенявший спустя несколько столетий это имя соседний город).

История Евпатия Коловрата, документированию не поддающаяся, но запомнившаяся народу, - представляет собой идеальный рассказ о героическом отмщении. Согласно ей, боярин Евпатий, бывший в отъезде и заставший по возвращении разорённую Рязань - в гневе со своей дружиной и добровольцами из выживших атаковал арьергард орды и поубивал столько агрессоров, что после непростой победы над ним Батый восхитился и сказал легендарное: "Будь у меня такой воин - держал бы его у самого сердца своего".

Сюжет

Создатели кинофильма решили отступить как от "историзма", так и от оригинальной легенды. Предложенный ими взамен сюжет в следующем:

1) Видя приближающуюся орду Батыя, рязанский князь посылает своего сына Фёдора и боярина Евпатия с богатыми дарами. Однако Батый по отсутствующим причинам решает их убить, а Рязань уничтожить. Отсутствие мотивации для злодейства хана сильно вредит пониманию логики картины.

2) Чудом сбежавшие из стана Батыя Евпатий и его спутники кружат из-за погодных условий, и поэтому прибывают к Рязани слишком поздно - когда орда уже всё сделала.

3) Евпатий рассылает гонцов к соседним князьям с просьбой о помощи, а сам решает стратегически оттянуть на себя силы Батыя, чтобы дружины русских успели собраться к месту генерального сражения.

4) Помощь не приходит, потому что соседние князья не хотят связываться. 

5) Но у Евпатия тем временем меняется мотивация - в виде внезапных саней с выжившими детьми, которых надо эвакуировать к своим. Когда эта задача выполняется - Коловрат героически гибнет. 

Самое обидное - в том, что это в принципе (за исключением нелогичного злодейства Батыя) нормальный сюжет. 

Характеры

В отличие от многих критиков, мы понимаем, что хотели сказать создатели картины, наделив Евпатия ежеутренней амнезией. Символизм данного недуга очевиден - он означает, что Орда, фигурально говоря, стёрла историю и память Руси. И, таким образом, борьба с Ордой является для главного героя ещё и путём к обретению себя. Этот путь он также успешно проходит - и умирает, помня всё и обретя, так сказать, собственную цельность.

Мы, правда, не понимаем характера Батыя. Мы не увидели пускай безжалостного, но прагматичного завоевателя. Мы не увидели также инфернального трёхметрового андрогина вроде Ксеркса из "300". Мы увидели непонятного царевича в куртизанском макияже, не проявляющего ни ярости, ни разумности, ни вообще логики в поведении. 

Из прочих запомнившихся лиц стоит отметить Александра Ильина-мл., играющего спасшегося против воли соратника Коловрата, и торговца-химика в исполнении Тимофея Трибунцева, осуществляющего "низовое" и "скоморошье" сопровождение сюжета. 

Имеется также супруга Коловрата, привыкшая ежеутренне сообщать проснувшемуся мужу, кто он таков и сколько прошло времени, а к вечеру получать от него резную свистульку и признание в любви. (Кстати, сцены взятия Рязани, включая смерть жены Евпатия и знаменитый поступок княгини, бросившейся с колокольни - самые сильные в фильме).

...Самое обидное в том, что (за исключением, повторимся, непонятного Батыя) эти характеры вполне уместны и объяснимы.

Не вышло

А теперь - о трагичном. Проблема в том, что все эти вполне уместные характеры и вполне нормальный сюжет, будучи упихнутыми в комиксоидное кино, не сумели нормально прилечь друг к дружке. 

Комикс - это, уважаемые читатели, жанр упрощения по определению. Там могут быть допустимы сюжетные повороты в любом количестве, но "смысловой пейзаж" должен быть прост и понятен с начала и до конца. 

Есть версия: этот жанр оказался просто не в состоянии потянуть (в исполнении создателей) то количество сущностей, которое они в картину заложили. Потому что амнезический Коловрат, ищущий себя, при этом действующий стратегически как командир партизанского отряда в Великой Отечественной, а затем как спаситель детей, да ещё смешанный с цифровым медведем Потапычем, возникшим в комиксоидной логике, но затем ушедшим в никуда без внятного объяснения, и алогичным Батыем, - это уже перебор.  Для комикса - слишком много и сложно. Для хард-эпика - слишком комиксоидно, картинчато, цифрово и понарошку. 

...Ну и чисто субъективное мнение. Исполнитель роли Коловрата не справился с невероятно, действительно, сложной задачей быть одновременно и крутым профессионалом тактики, и вечным младенцем, начинающим каждое утро с нуля. Это не его вина. Создатели нагрузили его сверх меры - и он не потянул. 

И наконец 

Картина завершается калькой с "300", где выживший коловратец, а ныне дружинник св. Александра Невского, союзника Орды, стоит в составе новгородской дружины над Чудским озером, на другой стороне которого виднеются псы-рыцари.

Это тот момент, когда становится особенно и чрезвычайно ясно, что снимать нужно было не комикс, а эпик - в котором главной темой была трагическая ситуация раздробленности русских княжеств, из-за которой общая государственность была весьма жёстко привнесена на Русь извне. Но из которой русские всё же сумели вырулить, и перенять у Орды её силу, и в конце концов, научившись многому, перенять у неё статус мега-государства и с честью развить его до высшей степени. 

Итого

Фильм "Легенда о Коловрате" - не халтура и не провал. Это честная творческая неудача, вызванная попыткой выполнить слишком много разных задач, идей и задумок разом. 

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии