- 15 декабря, 2018 -
на линии
ЭнергоКурс

Полная либерализация экспорта сжиженного газа отменяется. Он останется государственным

Похоже, либерализация экспорта сжиженного газа в нашей стране будет носить ограниченный характер. Возможности независимых производителей экспортировать свой газ в виде СПГ ограничиваются новыми условиями. Во-первых, у таких газодобытчиков должно быть разрешение на работу на шельфе. Кроме того, в дальнейшем разрешение на экспорт СПГ может быть записано в лицензии на добычу.

Таким образом, в будущем рассчитывать на экспорт смогут только компании, добывающие газ на шельфе. Если говорить про арктический шельф, то по нынешним правилам (госконтроль + опыт работы на шельфе) этим критериям отвечают только «Газпром» и «Роснефть». Экспорт СПГ с шельфов южных морей маловероятен. Не совсем ясной остаётся ситуация с другими шельфовыми месторождениями, в первую очередь на востоке страны.

Кроме того, в порядке исключения, очевидно, будет запущен и «Ямал СПГ».

Ещё одно условие для разрешения на экспорт — наличие предварительных соглашений с покупателями. Об этом стало известно в мае, и практически сразу «Ямал СПГ» объявил о наличии таковых — с британской BP, также с трейдинговыми подразделения «Новатэка» и Total. Впрочем, два последних контракта — это во многом формальность, ведь сам «Ямал СПГ» — это проект «Новатэка», а Total в «Ямал СПГ» принадлежит 20%.

Месяцем позже на Петербургском экономическом форуме стало известно, что ещё 20% «Ямал СПГ» приобретёт китайская CNPC. Кроме того, CNPC готова купить ещё 3 млн тонн из производимого СПГ. Таким образом, у проекта стало два иностранных инвестора — у обоих по 20%. Так как «Новатэк» должен сохранить контроль (51%), у «Ямал СПГ» остаётся ещё 9% акций, которые могут быть проданы.

В свою очередь, «Роснефть» на том же форуме заключила соглашения с предварительными условиями для трёх экспортных контрактов: с японской Marubeni — 1,25 млн тонн, японской же Sodeco — 1 млн тонн, а также с трейдером Vitol. Объём поставок в последнем случае неизвестен, но СПГ по ним также должен пойти на азиатский рынок. С учётом того, что мощность завода «Роснефти» составит 5 млн тонн, как минимум половина газа уже связана предварительными договорённостями.

Напомним, что до недавнего времени сохранялась интрига — откуда «Роснефть» возьмёт газ для своего завода. Возможный вариант — использовать для этого газ с «Сахалина-1» (сейчас разрабатывается только нефтяная составляющая проекта, а газ закачивается обратно в пласт), но на этот газ претендовал «Газпром» — для расширения действующего газпромовского завода СПГ на Сахалине.

Начало поставок с завода «Роснефти» намечено на 2019 год, а это значит, что ресурсной базой станет именно газ с «Сахалина-1» — другие месторождения к этому времени подготовить просто не успеют. Сейчас на «Сахалине-1» свыше 6 млрд кубометров газа в год закачивается обратно в пласт — практически готовая база для завода (5 млн тонн СПГ — это примерно 7 млрд кубометров газа).

Среди участников «Сахалина-1» (напомним, что он разрабатывается на условиях СРП) — Sodeco (30%), которая уже будет закупать 1 млн тонн. А кроме того, индийская ONGC (20%). Так что окажется неудивительно, если ещё не законтрактованный газ пойдёт на индийский рынок. Оставшиеся 50% «Сахалина-1» принадлежат «Роснефти» (20%) и ExxonMobil (30%).

У «Газпрома» всё без изменений. На днях было объявлено, что основной ресурсной базой для «Владивосток СПГ» станет Южно-Киринское месторождение на Сахалине. Его запасы сейчас составляют 560 млрд кубометров, но активно идёт доразведка — «Газпром» надеется увидеть там второй «Штокман». Плюс новый завод на Балтике (10 млн тонн в год). Сюда газ будет подаваться из Единой системы газоснабжения.

Что в итоге: «Ямал СПГ» (всего 16,5 млн тонн, запуск первой очереди (5,5 млн тонн) намечен на 2015 год), далее Владивосток СПГ (всего 10–15 млн тонн, 2018 год — первая очередь), далее «Роснефть» (5 млн тонн, 2019 год). Завод на Балтике намечен на 2018 год, но неопределённость здесь ещё высока, чтобы относиться к этой дате серьёзно.

Ну и напоследок, на наш взгляд, самое важное. «Ямал СПГ» уже договорился с Daewoo о строительстве 16 газовозов арктического класса. Причём по условиям соглашения, цитируем:

«...верфь обязуется предоставить российскому судостроительному заводу, определённому компанией, необходимые компетенции для строительства судов-газовозов, включая передачу проектной и иной технической документации, проведение обучения российских инженеров и рабочих и передачу на субподряд отечественному производителю части работ».

Иными словами, долгожданная передача технологий начинает осуществляться. Остаётся непонятным, какой российский завод примет эти технологии, а в будущем станет базовым для самостоятельного строительства.

По данным «Коммерсанта», такой статус может получить строящаяся дальневосточная верфь «Звезда» (входит в ОСК). Кроме того, для ускорения строительства к проекту могут подключиться «Роснефть» и Газпромбанк. Впоследствии «Звезда» может выполнять и другие заказы российских нефтегазовых компаний, которые сейчас приходится делать за рубежом. Но строительство «Звезды» пока отстаёт от графика.

Напомним, что год назад предполагалась другая структура сотрудничества: тогда появилось совместное предприятие ОСК и южнокорейской STX, а для строительства газовозов предполагалось создать «Новоадмиралтейскую верфь». Но с тех пор проект фактически заглох.

Учитывая, что помимо «Ямал СПГ» для поддержки всех остальных проектов понадобится ещё пара десятков газовозов, вопрос собственных мощностей представляется первоочередным. Если запуск самих СПГ-заводов пройдёт без опозданий, а то время уже поджимает.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии