- 14 декабря, 2017 -
на линии
В движении
История

Передвижники. Гоночные арт-кары: их история, создатели и пилоты

Автогонки всегда были в центре внимания активной публики, особенно такие знаменитые соревнования, как французские "24 часа Ле-Мана" или — чуть позже — американские "24 часа Дайтоны". Причин тому множество, но самым притягательным в автоспорте всегда было ощущение риска, на который шли спортсмены, борясь за победу в гонках.

Больше ста лет прошло с тех пор, как состоялось первое в истории автомобильное соревнование, но и сейчас публика с трепетом взирает на гоночные автомобили. На трек выходят только самые мощные и доработанные технически, самые красивые, раскрашенные в яркие цвета спонсоров соревнований, облепленные рекламой.

BMW M1, оформленный Энди Уорхолом, 1979 год. Фото: предоставлено BMW


Почти с самого начала автогонки перестали быть исключительно видом спорта, превратившись в то, что сейчас принято называть стилем жизни. Гонщики нередко становились законодателями моды, им подражали — и неудивительно: каждый из них был уникален и харизматичен. В моду моментально входила одежда и аксессуары, которые носили звезды автоспорта, а также машины, на которых они ездили и выигрывали. Неудивительно, что в автоспорт ринулись все, кто хотел привлечь к себе внимание: от автопроизводителей и модельеров до актеров, художников и музыкантов. Более того, такой симбиоз гонок и искусства подчас оказывался настолько удачным, что становился традицией.

Все началось с "Ле-Мана". 24-часовая гонка на французской трассе Сарте является не только старейшим суточным марафоном, но и самым популярным. Автопроизводители использовали это соревнование как рекламу своих автомобилей, а гонщики становились звездами, если им удавалось выиграть гонку.

Больше 40 лет тому назад, в 1975 году, на старт "Ле-Мана" впервые вышла необычная машина — BMW 3.0 CSL Batmobile GT, которой управлял французский гонщик и аукционист Эрве Пулен. Прозвище "Бэтмобиль" этот BMW получил из-за формы крыльев и других элементов аэродинамического обвеса. Впрочем, с технической точки зрения это был нормальный гоночный автомобиль, а необычность состояла в том, что специально для участия в марафоне ее разрисовал американский скульптор Александр Колдер, превратив в произведение искусства. Перед гонкой этот автомобиль даже застраховали на $1 млн именно как произведение искусства.

Идея принадлежала директору BMW Motorsport Йохену Неерпашу, и эксперимент удался: публика приняла арт-новшество с бешеным восторгом. Несмотря на то что автомобиль в итоге с гонки был снят по техническим причинам, благожелательная реакция зрителей привела к тому, что за первым проектом последовали и другие.

Уже в 1976 году на старт "24 часов Ле-Мана" вышел BMW, оформленный американским абстракционистом Фрэнком Стеллой, а в 1977-м — Роем Лихтенштейном. Любопытно, что в 1977 году автомобилем BMW с бортовым номером 50 вновь управлял Эрве Пулен, и на этот раз он не просто финишировал, но и стал победителем в своем классе.

BMW 320i, оформленный Роем Лихтенштейном, 1977 год
Фото: предоставлено BMW


Но, конечно, самым знаменитым стал BMW M1, над которым потрудился Энди Уорхол в 1979 году. Невероятно броский сам по себе, BMW M1 благодаря Уорхолу стал уникальным. "Я постарался изобразить чувство скорости. Когда машина едет очень быстро, то все линии и цвета становятся расплывчатыми",— рассказывал о своем произведении Уорхол.

И вновь за руль в составе экипажа сел Эрве Пулен. Стартовав под номером 76, арт-кар Энди Уорхола прибыл шестым в общем зачете и вторым в своем классе.

Энди Уорхолл за оформлением BMW M1


После некоторого перерыва арт-кары стали участвовать не только в "Ле-Мане", но и в других гонках. В 1987 году BMW M3 Майкла Джагамары Нельсона под управлением Тони Лонгхерста финишировал первым в австралийском чемпионате AMSCAR. В сезоне 1988 года на арт-каре выступала команда гонщиков Mobil 1, автомобилем управлял неоднократный чемпион австралиец Питер Брок. В 1987 году BMW M3 Кена Доуна вышел на трек с командой JPS BMW и принес победу Джиму Ричардсу в группе А Австралийского гоночного чемпионата. В сезоне 1988 года автомобиль участвовал только в одной гонке, после чего был снят с соревнований. В начале мая 1999 года арт-кар Дженни Хольцер принял участие в отборочном этапе гонки в Ле-Мане, но был снят с заезда. Еще один BMW V12 LMR под управлением Иоахима Винкельхока, Пьерлуиджи Мартини и Йанника Далмаса стал победителем 24-часового марафона. После мировой премьеры в Музее современного искусства Жоржа Помпиду в Париже в знаменитой французской гонке принял участие арт-кар в исполнении Джеффа Кунса, который получил стартовый номер 79 в честь BMW M1 Энди Уорхола. В состав экипажа вошли Энди Приоль, Дирк Мюллер и Дирк Вернер.

BMW M3 GT2, оформленный Джеффом Кунсом (2010 год) на гонке "24 часа Ле-Мана"


Конечно, не все произведения искусства на колесах выходили на гоночные треки, многие стали музейными экспонатами. Всего же коллекция BMW насчитывает 18 автомобилей, расписанных известными художниками. В этом году BMW Motorsport решили возродить традицию и создали новый автомобиль, который принял участие в 24-часовом соревновании в американской Дайтоне. И неудивительно, что оформление автомобиля предложили легендарному Джону Балдессари, художнику-концептуалисту из Лос-Анджелеса.

Балдессари был с детства увлечен автоспортом и неоднократно смотрел гонки — как на автодромах, так и по телевизору. "Я еще в детстве заметил, что с трибун чаще всего видишь крышу автомобиля, поэтому решил создать автомобиль, который зрителю было бы проще опознавать. Для этого на крыше я расположил большой красный круг". Такая яркая точка стала в том числе данью серии работ Джона Балдессари, сделавшей американца культовым художником. Помимо красной точки художник написал на водительской двери автомобиля слово "Fast" — "быстрый", а на правом борту изобразил сам BMW.

BMW M6 GT3, оформленный Джоном Балдессари (2016 год), на гонке "24 часа Дайтоны", 2017 год
Фото: предоставлено BMW


Кстати, об автомобиле. Начиная с сезона-2016 в "конюшнях" BMW Motorsport произошла смена поколений: мощные и технически совершенные BMW M6 GT3 сменили несколько устаревшие BMW Z4. Теперь эти новейшие автомобили борются за победу в знаменитых соревнованиях — марафонах в Ле-Мане, Спа, Нюрбургринге и Дайтоне, а также крупнейших сериях вроде Blancpain GT Series. Главным исключением из правил остается немецкий кузовной чемпионат DTM, где на старт выходят BMW M4.

Гоночный сезон открывает в конце января гонка "24 часа Дайтоны". Она появилась на 40 лет позже "Ле-Мана", в 1962 году, и мгновенно стала популярной. "Дайтона" проходила во время европейских гоночных каникул, и заскучавшие пилоты с большим энтузиазмом восприняли идею встретиться пораньше, во Флориде.

"Дайтона" — необычная гонка, в ней на равных участвуют разные автомобили, и европейские, и американские. Длина трека "Дайтоны" — всего 4830 м, но иногда на ее старте больше экипажей, чем в "Ле-Мане".

Напряженная борьба — одна из главных особенностей "Дайтоны". Разные машины в зависимости от своих преимуществ по-разному показывают себя на каждом отрезке трассы. Сама трасса представляет собой американский овал, включающий в себя часть кольцевой традиционной трассы.

Пилот команды BMW Motorsport Билл Оберлен
Фото: предоставлено BMW


В этом году уникальный BMW M6 GT3 под номером 19, оформленный звездой концептуального Лос-Анджелеса Джоном Балдессари, вывел на старт "Дайтоны" не менее звездный экипаж в составе Александра Симса, Билла Оберлена, Аугусту Фарфуса и Бруно Спенглера — заводских пилотов BMW, всегда отстаивающих честь марки.

О каждом из пилотов можно долго и интересно рассказывать, но самым именитым из четверки является, пожалуй, Бруно Спенглер, канадец французского происхождения, чемпион DTM 2012 года, вот уже 12-й сезон выступающий в этой немецкой кузовной серии. Первые семь лет в DTM Спенглер выступал за Mercedes, но ни разу не поднялся выше второго места, а перейдя в баварскую команду, в первый же год стал чемпионом.

Его история — это история о том, как труд и вера в себя позволяют преодолеть, казалось бы, невозможные вещи. В 18 лет, после победы во французском чемпионате по картингу, Спенглер перешел в младшие формульные серии, но затем, после серьезной аварии и травмы спины некоторое время не мог выступать. Более того, были сомнения в том, что он в дальнейшем будет заниматься профессиональным автоспортом. На этом его карьера гонщика могла бы закончиться, если бы Норберт Хауг, шеф гоночного подразделения Mercedes, не дал Спенглеру еще один шанс и не пригласил в DTM. Постоянные тренировки, изнурительные упражнения для укрепления спины и неизменное желание сделать карьеру профессионального гонщика привели к тому, что Бруно Спенглер уже во второй свой сезон в DTM, в 2006 году, завоевал серебряную награду. Однако прошло еще шесть долгих лет, прежде чем он сумел стать чемпионом.

Пилот команды BMW Motorsport Бруно Спенглер
Фото: предоставлено BMW AG


С 2012 года его жизнь связана с брендом BMW. DTM отнимал у него практически все свободное время, однако в межсезонье он мог себе позволить участвовать и в других соревнованиях, а сейчас, после финиша в "Дайтоне", Бруно получил новое предложение: принять участие в марафоне "24 часа Нюрбургринга" и стартовать на сложнейшей в мире трассе "Северная петля".

Арт-кар, которым управлял Спенглер, финишировал в "Дайтоне" после 652 кругов восьмым. Конечно, это не лучший результат для звездного экипажа, спортсмены надеялись на другие показатели. К сожалению, после успешного старта затяжной пит-стоп отбросил экипаж назад, и полностью нагнать упущенное время не удалось.

Бруно Спенглер признается, что ливень также подпортил планы команды: "В общем, это было не совсем то, что мы планировали в этой гонке. Я впервые находился за рулем автомобиля на мокрой ночной дороге в 24-часовой гонке. Безусловно, я получил захватывающий опыт. Тем не менее по сравнению с конкурентами нам не хватало скорости. И в решающих ситуациях нам тоже не повезло. Однако мы не сдались, и пилоты не допускали ошибок. Те чувства, которые я испытывал во время заезда — отвага всей команды и честь быть за рулем BMW Art Car,— останутся в моей памяти".

48-летний калифорниец Билл Оберлен рассказал, что соревноваться в этой гонке на новом арт-каре BMW для него особая честь, так как в этом году празднуется 20-я годовщина его первой победы c BMW в "24 часах Дайтоны". "Безусловно, это кульминационный момент моей карьеры. Девятнадцатый арт-кар BMW войдет в историю и переживет нас. Я бы очень хотел, чтобы мы могли показать лучшее выступление в гонке. BMW M6 GTLM отлично стартовал, команда и пилоты проделали большую работу".

Жизнь бразильца Аугусту Фарфуса тесно связана с BMW, за этот бренд он выступал на разных соревнованиях, и "Дайтона-2017" оказалась для него еще одним важным событием.

"Управлять таким арт-каром для меня стало шансом вписать свое имя в историю,— сказал Фарфус.— Я представляю, как люди увидят мое имя на этом автомобиле спустя 50, а может быть, и 100 лет, и это фантастическое чувство. "24 часа Дайтоны" само по себе историческое событие, но привилегия ехать за рулем такого автомобиля — совершенно уникальное ощущение. Ведь после гонки эта машина больше никогда не выйдет на трек и навсегда останется образцом искусства".

Пилоты команды BMW Motorsport на гонке "24 часа Дайтоны", 2017 год
Фото: предоставлено BMW


Параллельно с Балдессари над еще одним арт-объектом работала китайская художница Цао Фэй. Расписанный ею автомобиль носит номер 18, что было важно для художницы: в китайской традиции число 18 произносится как "ши ба" и является счастливым, так как созвучно со словосочетанием "ши фа", означающим "определенно стать богатым". Однако BMW N18 будет представлен уже после автомобиля Балдессари: презентация состоится летом этого года в Шанхае, а в ноябре он примет участие в самой известной гонке Азии в Макао.

Директор BMW Motorsport Йенс Марквардт счастлив, что два арт-кара выступят в гоночном сезоне этого года: "Пилоты и команда BMW Team RLL получили удовольствие от гонки в Дайтоне на этом произведении искусства. Мы с нетерпением ждем второго выступления арт-кара BMW в исполнении Цао Фэй, который покажет себя в деле в Макао в конце года. Что касается сезона IMSA, мы постараемся показать лучший результат в 12-часовой гонке в Себринге в середине марта".

История современных художников-передвижников продолжается.


Мария Мельникова специально для "Коммерсант.Стиль."

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии