- 13 декабря, 2018 -
на линии
Экономика страны

Об укреплении "финансовой вертикали" в Казахстане

Консолидация банковской системы и усиление Нацбанка Казахстана законодательно приняты и устно одобрены президентом.

Банковская система Казахстана не без оснований считалась весьма успешной, современной - чуть ли не образцовой на территории СНГ. Как и многие другие области независимых экономик постсоветского пространства, до памятного 2008 года банковская система РК показывала головокружительный рост - соотношение банковских кредитов к ВВП перевалило за 60%, а совокупного внешнего долга к ВВП - достигло 95%.

В 2008 году мировой финансовый кризис “развернул” все положительные тенденции казахстанской экономики, а точнее - обнажил их непрочную и кратковременную природу. Сначала внешние кредиты стало сложно обслуживать, а затем и возвращать. Резкое снижение мировых цен на сырьё стал настоящим шоком для сложившейся сырьевой экономики.

Гигантская часть ссудного портфеля банков завязла в строительном секторе, где спрос пропал резко и надолго. Отдельно следует упомянуть, что сроки кредитования строительных объектов нередко превышали сроки внешних заимствований, финансирующих эти сделки. Период, когда получение кредитов нередко были самоцелью, а риск-менеджмент - декоративным церемониалом, породил огромное количество безнадежных кредитов.

В 2009 году был предпринят ряд антикризисных мер, в том числе - государственное вливание в капитал четырех системообразующих банков порядка 2,3 млрд. долларов. Сходство с американским “too big to fail” на этом не заканчивается. В стремлении подражать “эффективным западным моделям” казахстанские банки тоже потратили львиную долю госпомощи на “золотые парашюты” и вложения в низкорисковые инструменты.

Уже через пару лет стало очевидно, что деньгами пожар кризиса не потушили, а только слегка прибили пламя и оставил тлеть. Большая часть крупных некачественных кредитов была просто пролонгирована. С другой стороны этот маневр прикрыли сменой формулировок требований регулятора - такой, что множество безнадежных кредитов стали не такими уж безнадежными. Надо признать, конечно, что подход регулятора и риск-менеджмент в отношении новых кредитов прилично ужесточился. Особенно после череды арестов банковских служащих топ и мидл-менеджмента банка БТА (некогда - системообразующего). Именно этот банк возглавлял тот-чье-имя-неприлично-называть. И именно через кредитные сделки этого банка было выведено более 10 млрд. долларов. Однако главное, что изменилось в банках - это залоговая политика, отсекающая большую часть нуждающегося в деньгах бизнеса от кредитных инструментов. Впрочем, некоторое увеличение собственного капитала банки всё же были вынуждены сделать.

Как итог - последние 2-3 года банки как один ушли искать счастья в рознице и СМБ. Корпоративное кредитование ограничивается финансированием оборотного капитала наиболее надежных (часто квазигосударственных) компаний под железобетонные (совершенно буквально) залоги. А некогда системообразующий, затем чемпион по объемам “плохих” кредитов БТА был поглощен крупнейшим и (как всегда казалось) совершенно непотопляемым КазКомом (Казкоммерцбанк).

С 2014 года, на фоне непрерывных девальваций национальной валюты и падения-восстановления цен на нефть, непрерывно звучат самые безумные слухи относительно разных банков и банковской системы в целом. В 2016 году всерьез заговорили о ранее немыслимом - слиянии двух крупнейших банков страны и абсолютно стратегических и максимально политизированных активов: КазКома и Народного банка. Для чистоты понимания момента нужно отметить, что разговоры об этом начались после завершения довольно неожиданной смены многолетних акционеров КазКома. Официально ни один из банков ничего кроме намерений не подтвердил. Однако слухи уже отправляют аналитиков Народного в офисы КазКома для due diligence.

Банки, занимающие 3-ю и 5-ю строчки банковского рейтинга РК, ранее частично принадлежавшие одному выгодоприобретателю, буквально на днях оформили сделку и теперь принадлежат ему фактически. У двух не самых мелких банков - Казинвестбанк и Дельта Банк(№20 и №13 банковского рейтинга соответственно) - отозваны лицензии. Для рынка, где всего чуть более 30 банков - это много.

По доброй казахстанской традиции, президент РК на недавнем заседании правительства официально устно одобрил уже начавшийся и активно, хотя и не открыто, обсуждаемый на всех уровнях процесс. “Пусть объединяются. Акционеры ставят свои деньги, если хотят сохранить свои банки. Другого способа сохранить банки нет.” - заявил Нурсултан Абишевич.

Не лишним будет заметить, что буквально пару лет назад первый этап укрупнения банковской системы прошел довольно безболезненно. В результате слияния трёх банков в первой десятке появился новый игрок - ForteBank. Старожилы рынка скупили по небольшому банку из второй десятки рейтинга, получив возможность валит все проблемы на “трудности поглощения” и “дурное наследство”.

На этом же заседании правительства произошел еще один показательный и яркий эпизод. Президент открыто и подчеркнуто поддержал председателя Нацбанка Д.Акишева и призвал его и дальше наводить порядок, а также анонсировал расширение полномочий Нацбанка и усиление его регуляторных функций. По словам президента Казахстана, “Формализованность подходов приводит к тому, что, наблюдая факты вывода денег из банков при отсутствии нарушений законодательства, Национальный Банк не может применить меры воздействия или приостановить такие операции. Хотя, очевидно, это требуется для защиты средств вкладчиков”.

Сегодня укрупнение и “вертикализация” банковской системы РК можно воспринимать как угодно, но объективнее всего оно указывает на два взаимосвязанных процесса: укрепление государственных финансов перед транзитом власти и консолидация активов существующей властной элиты. Сквозь все разговоры о продолжении курса на не имеющую конкретных критериев “демократизацию” всё более явно проступают меры по усилению управляемости системой.

Но кто скажет, что это не логично.


Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии