- 13 декабря, 2018 -
на линии
Экономика страны

О полётах в Турцию и репрессиях против "пожирателей госпрограмм"

В ближайшее время (по некоторым сообщениям возможно, даже, сегодня, с понедельника 29 августа, по некоторым чуть позже, но это уже не принципиально) могут возобновиться чартерные рейсы в Турцию. При этом основной туристический сезон в Турции заканчивается к концу октября.

Что тут важно.

Вынесем за скобки "морально-человеческий" аспект подобных поездок (те, кто желают лететь в Турцию, полетят в ту же Турцию, что была десять месяцев назад. То есть не менее дружелюбную или предсказуемую, несмотря на извинения за сбитый самолёт. Только ещё более опасную для приезжих). Сосредоточимся на экономическом аспекте.

Безусловно, приостановка чартерной программы на столь популярные еще недавно турецкие курорты, вызванная известными и отнюдь не экономическими причинами, неожиданно стала очень полезна для развития внутреннего российского туризма. Цифры хорошо известны: поток туристов на схожие внутренние направления, такие как Черноморское побережье Кавказа и Крым, резко вырос, и их нет смысла здесь в очередной раз повторять.

Но главное даже не это.

За последние пару лет произошел «ментальный слом» — и само понятие «отдых», которое довольно искусственно после падения «железного занавеса» стало ассоциироваться у значительной части наших соотечественников исключительно с выездом за рубеж, изменило свое внутреннее значение.

А «турецкий кризис» этот слом только (будем надеяться, окончательно) закрепил.

Русские туристы внезапно поняли, что отдыхать – именно отдыхать, а не заниматься «познавательным туризмом», об этом чуть ниже – можно довольно комфортно и, самое главное, безопасно, не покидая пределов своей собственной страны.

Но нарисовался и ряд проблем, причём на сегодняшний момент времени — непреодолимого свойства.

Во-первых, курортный сезон для «пляжного отдыха» в нашей стране все-таки прилично короче, чем у более южных соседей. А ситуация с «планируемым периодом отпусков» в условиях рыночной экономики регулируется не так уверенно, как, допустим, в советско-плановые времена (хотя и тогда эти проблемы существовали и анекдоты про «отпуск в дождливом октябре» возникали отнюдь не на ровном месте). Во-вторых, отрасли, безусловно, нужна конкуренция хотя бы на уровне «угрозы», иначе базы отдыха начинают «расслабляться» и с смысле ценообразования, и в смысле сервиса. Что они и продемонстрировали в нынешнем году сотни и тысячи раз.

Но даже не это главное.

Туристические объекты на «пляжных направлениях» уже заполнены, фактически, по максимуму, создание новых как баз размещения, так и инфраструктуры отдыха, а уж тем более новых направлений (тут весьма перспективен Каспий, например) — процесс необходимый, но отнюдь не единомоментный.

Поэтому остается констатировать: «форс-мажорный» период развития внутреннего российского туризма, как это ни цинично в данных обстоятельствах прозвучит, очень вовремя для отрасли начался и очень вовремя заканчивается.

Дальше нужно просто очень вдумчиво и очень планомерно работать: именно об этом говорил не так давно на президиуме Госсовета президент. Потому как внутренний туризм – это, при приложении определенных усилий, не только интересный, доступный и полезный отдых для миллионов граждан России, это - «живые деньги» для российской экономики. Ибо еще одним «турецким уроком» стала, безусловно, открывшаяся в общий доступ информация о том, какие десятки миллиардов долларов вывозились и вывозятся ежегодно из страны не какими-то уже полумифическими «олигархами», а вполне обычными гражданами. Причем тратятся они «там» как раз на то, что наши граждане вполне могут получить и «здесь». Потому как это итальянские музеи, пражский Карлов мост и вестминстерскую Пикадилли невозможно перенести в край родных осин (хотя и у нас есть на что посмотреть, это безусловно). А вот нормально оборудованные пляжи, бассейны и аквапарки, вкусную и качественную еду и свежие фрукты мы вполне способны обеспечить своим гражданам и самостоятельно.

Просто для этого, как обычно, придётся включать госаппарат — в том числе и репрессивный. И в этом плане представляется особенно интересной новость о том, что правительство поручило вице-премьерам привлечь к ответственности сотрудников ведомств, срывающих долгосрочные программы развития (ДПР).

Данные ДПР — а их у нас целый комплекс, и туризм там на почётном месте (и его показатели на фоне многих других можно считать даже успешными) — в значительной степени остаются средством стабильного освоения средств без внятной связи между достигнутыми результатами и благосостоянием ответственных чиновников.

Возникли даже термины "имитационное развитие" и "имитационное планирование", описывающие мастерство чиновничества а) планировать показатели, которые будут достигнуты вне зависимости от их усилий, б) планировать уже достигнутые результаты по отраслям, в) бесконечно пересматривать не достигнутые ранее результаты, перенося их на всё более отдалённое будущее.

Лишь введение прямой связи между плодами деятельности и ответственностью за них может стимулировать отечественное госчиновничество как к созданию действенных механизмов контроля за вверенными отраслями, так и к их использованию.


Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии