- 15 декабря, 2018 -
на линии
ЭнергоКурс

Новая жизнь украинских НПЗ: канал втягивания в интеграцию

В ближайшее время после продолжительного простоя запускается Одесский НПЗ. Почему это важно, и какой в происходящем российский интерес – предлагаем обсудить.

Всего Украине в наследство от СССР досталось 6 нефтеперерабатывающих заводов: два на западе страны (Надворнянский и Драгобычский НПЗ), два на юге (Херсонский и Одесский), два на востоке (Лисичанский в Луганской области и Кременчугский). Историю их постсоветского развития часто сравнивают с историей белорусских НПЗ – причём исключительно в пользу последних.

Действительно, Минск сделал ставку на технологическое перевооружение своих заводов, инвестировал в это немаленькие средства. И сейчас технологический уровень белорусских заводов сравним с лучшими российскими НПЗ (и намного превосходит «худшие»), а белорусские нефтепродукты активно экспортируются на восточноевропейский и тот же украинский рынок.

Напротив, на Украине вливать большие деньги в модернизацию НПЗ в условиях постоянной неопределённости и специфической украинской демократии владельцы предприятий опасались. В результате из шести НПЗ в настоящее время работает всего один – Кременчугский, контролируемый группой «Приват». Его уровень оснащённости наиболее высокий. Ещё три завода – два западноукраинских и херсонский – находятся в настолько слабом техническом состоянии, что о скором запуске речи не идёт. Кроме того, уровень серы в топливе, которое могут производить западноукраинские НПЗ, уже не удовлетворяет даже минимальные требования. В результате в ближайшей перспективе представляется разумным запуск только двух заводов – Одесского и Лисичанского («Линик»).

Одесский НПЗ до недавнего времени принадлежал «Лукойлу». В 2009 году компания остановила НПЗ на ремонт, но фактически – из-за убыточности переработки. Открыться после ремонта завод так и не смог. И вот совсем недавно был продан группе «ВЕТЭК» («Восточноевропейская топливно-энергетическая компания»).

Появление группы «ВЕТЭК», активно и стремительно консолидирующей самые различные активы в области энергетики, – само по себе в известном роде феномен, ставший объектом множества журналистских расследований на Украине (например – раз, два). Но является ли номинальный владелец «ВЕТЭК» владельцем реальным, или кто-то из высшего руководства страны за ним стоит, в данном контексте не так важно.

Но важно то, что «ВЕТЭК», похоже, действительно обладает серьёзными лоббистскими возможностями во властных коридорах на самом высоком уровне. Так как без подобных возможностей запустить одесскую переработку было бы непросто: учитывая объективно сложную ситуацию с техническим оснащением заводов, необходимо получить различные налоговые послабления.

Но ещё важней другой фактор. Дело в том, что второй причиной нерентабельности Одесского НПЗ, помимо слабого технологического оснащения, стала позиция «Укртранснафты», которая в 2010 году отказалась перекачивать нефть для Одесского НПЗ по «Приднепровским магистралям», то есть поставлять российскую нефть с севера на юг – в Одессу. В то же время альтернативные маршруты – поставки той же российской нефти, но морем или через реверс «Одесса-Броды» – делали функционирование завода убыточным для «Лукойла».

Сейчас «магистрали» работают с юга на север в пользу Кременчугского НПЗ. Теоретически – они должны транспортировать азербайджанскую нефть с моря в Кременчуг, но практически почти не используются. «Злые языки» ещё тогда говорили, что принятое в пользу Кременчугского НПЗ решение в первую очередь направлено на ограничение доступа Одесского завода к дешёвой нефти и, таким образом является банальной борьбой с конкурентом.

И вот – административный ресурс «ВЕТЭК» уже даёт о себе знать. «Укртранснафта» готова рассмотреть вопрос о новой переориентации «Приднепровских магистралей» – теперь они могут быть вновь запущены с севера на юг, то есть в пользу Одесского НПЗ.

Но остаётся ещё и Лисичанский НПЗ. В последние годы его владельцем была ТНК-BP. Год назад завод также остановился из-за убыточности. ТНК-BP рассматривала возможность продажи этого актива, но после того, как сама была куплена «Роснефтью», ситуация изменилась. «Роснефть» передумала продавать предприятие, и сейчас обсуждается возможность создания СП с тем же «ВЕТЭКом». Не исключено, что и Одесский НПЗ будет работать также по схеме СП с «Роснефтью». В таком случае российское присутствие в украинской переработке вскоре вырастет – и через использование российской нефти, и через непосредственное участие «Роснефти» в переработке.

Мы уже неоднократно формулировали мнение: нефтегазовый экспорт и создание СП российских компаний в зарубежье (особенно – в ближнем) нужно рассматривать как рычаг в проведении внешней политики, и в первую очередь – интеграционных инициатив.

В этом контексте представляется интересным понаблюдать как за будущим «Линика» и Одесского НПЗ, так и за источниками нефтяных поставок. Ведь помимо российской Urals, Одесский НПЗ теоретически может использовать и другую нефть, например азербайджанскую.

Впрочем, и тут появляются различные подводные камни. Дополнительный спрос на российскую нефть означает снижение украинского спроса на белорусские нефтепродукты, для выработки которых также используется российское сырьё. Ещё сложнее ситуация может стать в случае (пока – гипотетическом) вступления Украины в Таможенный союз. В любом случае очевидно: разворачивается новый интересный сюжет российско-украинских отношений, связанный не с газом, но с нефтью и нефтепереработкой.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии