- 25 апреля, 2017 -
на линии
Будущее

Новая реальность Казахстана

6 марта Парламент Республики Казахстан принял предложенные Президентом поправки в Конституцию страны. Очень много заглавных букв, но ведь речь идёт о самом беспрецедентном перераспределении власти (от президента - парламенту и правительству, а не наоборот, как многие привыкли) на всём постсоветском пространстве за всю историю существования этого пространства.

О том самом перераспределении, которое сам президент РК объявил 25 января сего года. Это было настоящее послание гражданам и зарубежным партнерам, которое долго и на разные лады толковали внутри страны.

И те, кто утверждал, что “ничего в нашем королевстве не изменится”, оказались правы лишь отчасти. Действительно, казахстанские чиновники и СМИ превратили подготовку и обсуждение реформ в традиционное казахское слоёное информационное блюдо.

В публичной плоскости - сплошное “подчеркивание важности” и конкурс на самое косноязычное и бессодержательное разъяснение, на 90% повторяющее слова президента. В общественной среде, напротив, весь спектр эмоций. От “наконец-то у нас будет демократия”, до “ну всё, теперь-то нам точно конец”. Единственное, что общество почти единогласно осудило, так это смену четкой формулировки старой Конституции, где “граждане РК имеют право на владение имуществом” - на тревожно-неопределённое “каждый”. Но разъяснение населению и обратная связь вообще - для Казахстана понятия обязательные, но декоративные. Поэтому немного в фейсбуке пошумели, через два дня прочли, что “в Акорде опровергли, что изменения Конституции направлены против народа” - и успокоились. Нет, еще, конечно, написали, что все предложения, полученные от граждан, приняты во внимание. Так что все правила гласности соблюдены. А что текст поправок от этого не изменился - это ничего.

Иными словами, сама суть реформ практически никого не “зацепила”. Людей, не приученных вникать в суть вещей, она просто не могла затронуть - просто в силу того, что для них процесс реагирования важнее и интереснее сути. Людей же думающих и знающих, коих и в государственном аппарате, и вне его немало, предстоящая реформа наверняка крепко озадачила.

Хотя бы по той причине, что все они не один год констатировали, что реформы назрели почти во всех секторах экономики и в управлении экономикой (то есть практически - государством) вообще. Констатировали, призывали, анализировали, не особо веря в то, что такое возможно. Слишком привыкнув к той конституционной стабильности, которую в том числе и критиковали, они не вполне поверили, когда она все-таки случилась. Да и как верить и как реагировать, когда главный законодательный акт страны, написанный предельно нейтральным и иносказательным языком (таков удел всех “священных писаний”) и лежавший себе под стеклом 25 лет, вдруг начали исправлять.

Ведь существующие проблемы в экономике, в эффективности государственных программ развития ее отраслей возникли не сегодня. Все они уходят корнями вглубь истории независимости, и каждая имеет длинный и негативный опыт применения разных программ, выделения денег, отсутствия результатов и отсутствия ответственности, потом смены руководства и опять по новой.

И никто не может ни гарантировать, ни объяснить, как вдруг Правительство, наделенное большей ответственностью за развитие экономики страны, только теперь под контролем не Администрации Президента, а Парламента, начнет показывать результат.

Но раньше ошибки чиновников всех уровней так или иначе можно было отнести к зоне ответственности Президента. А теперь граждане Казахстана получают, по крайней мере на бумаге, вожделенную прозрачность управления. И на тех, кого всегда называли народными избранниками и слугами только с горькой иронией, теперь ложится задача реального управления экономикой и социальной сферой страны.

За Президентом остаются традиционные оборона и внешняя политика, а также высший арбитраж на случай, если не все сразу правильно поймут свои новые перераспределённые полномочия.

С точки зрения управления экономикой в кризис объявленные и зафиксированные законодательно изменения невозможно назвать логичными. Либерализация и усиление частного сектора сроду не помогали усилить ощущение управляемости экономики. Идущее с ними по жизни рука об руку снижение участия государства в экономике вообще настолько дико для Казахстана, что даже прожженные номинальные либералы будут против. когда дойдет до дела.

С точки зрения транзита власти, который надо всегда держать в уме, говоря о современном Казахстане, всё выглядит куда более продуманно. Во-первых, облеченный властью Парламент. Каждую из палат возглавляют очень авторитетные, хотя и по-разному, фигуры. Во-вторых, мы уже писали о том, что параллельно с законодательно-аппаратными изменениями в Казахстане происходит небывалая концентрация активов, ресурсов и потоков, призванная обеспечить (по скромному мнению автора и не только) устойчивость системы в период транзита власти, совпавший с периодом принципиальных глобальных изменений. Именно в таком контексте и в такой связке следует рассматривать принятые реформы. Относительная либерализация законодательства, связанного с бизнесом и имуществом - для этого. Укрепление полномочий Парламента, как обезличенного, но авторитетного на международной арене института власти - для этого. Ведь успешный и грамотный транзит власти - это ведь не только о том, чтобы определенный круг лиц сохранил власть. Это еще и о том, чтобы страна и ее граждане избежали потрясений, предпосылок для которых больше, чем хотелось бы.

Поэтому, по доброй казахской традиции, комментарии спикера Сената и Мажилиса (палаты парламента РК) к принятию Парламентом конституционных реформ следует понимать в том числе и буквально.

За экономику теперь отвечают они, Правительство и Парламент. А в качестве “прощального подарка” экономике Президент подписал указ о выделении 1,93 триллиона тенге из Нацфонда - на оздоровление банковского сектора. Как банки поступили с предыдущими “подарками”, мы частично упоминали. Но этот вопрос сегодня стоит еще большего внимания, так как кризис невозврата кредитов простирается не только на казахстанские банки - его корни во всех ключевых для РК отраслях экономики. Но это тема для полноценного отдельного разговора.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии