6 марта Парламент Республики Казахстан принял предложенные Президентом поправки в Конституцию страны. Очень много заглавных букв, но ведь речь идёт о самом беспрецедентном перераспределении власти (от президента - парламенту и правительству, а не наоборот, как многие привыкли) на всём постсоветском пространстве за всю историю существования этого пространства.
О том самом перераспределении,
которое сам президент РК объявил
25 января сего года. Это было настоящее
послание гражданам и зарубежным
партнерам, которое долго и на разные
лады толковали внутри страны.
И те, кто утверждал, что
“ничего в нашем королевстве не изменится”,
оказались правы лишь отчасти. Действительно,
казахстанские чиновники и СМИ превратили
подготовку и обсуждение реформ в
традиционное казахское слоёное
информационное блюдо.
В публичной плоскости
- сплошное “подчеркивание важности”
и конкурс на самое косноязычное и
бессодержательное разъяснение, на 90%
повторяющее слова президента. В
общественной среде, напротив, весь
спектр эмоций. От “наконец-то у нас
будет демократия”, до “ну всё, теперь-то
нам точно конец”. Единственное, что
общество почти единогласно осудило,
так это смену четкой формулировки старой
Конституции, где “граждане РК имеют
право на владение имуществом” - на
тревожно-неопределённое “каждый”. Но
разъяснение населению и обратная связь
вообще - для Казахстана понятия
обязательные, но декоративные. Поэтому
немного в фейсбуке пошумели, через два
дня прочли, что “в Акорде опровергли,
что изменения Конституции направлены
против народа” - и успокоились. Нет,
еще, конечно, написали, что все предложения,
полученные от граждан, приняты во
внимание. Так что все правила гласности
соблюдены. А что текст поправок от этого
не изменился - это ничего.
Иными словами, сама
суть реформ практически никого не
“зацепила”. Людей, не приученных вникать
в суть вещей, она просто не могла затронуть
- просто в силу того, что для них процесс
реагирования важнее и интереснее сути.
Людей же думающих и знающих, коих и в
государственном аппарате, и вне его
немало, предстоящая реформа наверняка
крепко озадачила.
Хотя бы по той причине,
что все они не один год констатировали,
что реформы назрели почти во всех
секторах экономики и в управлении
экономикой (то есть практически -
государством) вообще. Констатировали,
призывали, анализировали, не особо веря
в то, что такое возможно. Слишком привыкнув
к той конституционной стабильности,
которую в том числе и критиковали, они
не вполне поверили, когда она все-таки
случилась. Да и как верить и как
реагировать, когда главный законодательный
акт страны, написанный предельно
нейтральным и иносказательным языком
(таков удел всех “священных писаний”)
и лежавший себе под стеклом 25 лет, вдруг
начали исправлять.
Ведь существующие
проблемы в экономике, в эффективности
государственных программ развития ее
отраслей возникли не сегодня. Все они
уходят корнями вглубь истории
независимости, и каждая имеет длинный
и негативный опыт применения разных
программ, выделения денег, отсутствия
результатов и отсутствия ответственности,
потом смены руководства и опять по
новой.
И никто не может ни
гарантировать, ни объяснить, как вдруг
Правительство, наделенное большей
ответственностью за развитие экономики
страны, только теперь под контролем не
Администрации Президента, а Парламента,
начнет показывать результат.
Но раньше ошибки
чиновников всех уровней так или иначе
можно было отнести к зоне ответственности
Президента. А теперь граждане Казахстана
получают, по крайней мере на бумаге,
вожделенную прозрачность управления.
И на тех, кого всегда называли народными
избранниками и слугами только с горькой
иронией, теперь ложится задача реального
управления экономикой и социальной
сферой страны.
За Президентом остаются
традиционные оборона и внешняя политика,
а также высший арбитраж на случай, если
не все сразу правильно поймут свои новые
перераспределённые полномочия.
С точки зрения управления
экономикой в кризис объявленные и
зафиксированные законодательно изменения
невозможно назвать логичными. Либерализация
и усиление частного сектора сроду не
помогали усилить ощущение управляемости
экономики. Идущее с ними по жизни рука
об руку снижение участия государства
в экономике вообще настолько дико для
Казахстана, что даже прожженные
номинальные либералы будут против.
когда дойдет до дела.
С точки зрения транзита
власти, который надо всегда держать в
уме, говоря о современном Казахстане,
всё выглядит куда более продуманно.
Во-первых, облеченный властью Парламент.
Каждую из палат возглавляют очень
авторитетные, хотя и по-разному, фигуры.
Во-вторых, мы
уже писали о том, что параллельно
с законодательно-аппаратными изменениями
в Казахстане происходит небывалая
концентрация активов, ресурсов и потоков,
призванная обеспечить (по скромному
мнению автора и не только) устойчивость
системы в период транзита власти,
совпавший с периодом принципиальных
глобальных изменений. Именно в таком
контексте и в такой связке следует
рассматривать принятые реформы.
Относительная либерализация
законодательства, связанного с бизнесом
и имуществом - для этого. Укрепление
полномочий Парламента, как обезличенного,
но авторитетного на международной арене
института власти - для этого. Ведь
успешный и грамотный транзит власти -
это ведь не только о том, чтобы определенный
круг лиц сохранил власть. Это еще и о
том, чтобы страна и ее граждане избежали
потрясений, предпосылок для которых
больше, чем хотелось бы.
Поэтому, по доброй
казахской традиции, комментарии спикера
Сената
и Мажилиса
(палаты парламента РК) к принятию
Парламентом конституционных реформ
следует понимать в том числе и буквально.
За экономику теперь отвечают они, Правительство и Парламент. А в качестве “прощального подарка” экономике Президент подписал указ о выделении 1,93 триллиона тенге из Нацфонда - на оздоровление банковского сектора. Как банки поступили с предыдущими “подарками”, мы частично упоминали. Но этот вопрос сегодня стоит еще большего внимания, так как кризис невозврата кредитов простирается не только на казахстанские банки - его корни во всех ключевых для РК отраслях экономики. Но это тема для полноценного отдельного разговора.
загружаются комментарии