- 19 декабря, 2018 -
на линии
Будущее

Нищепанк будет побеждён. Размышления таксиста

Как известно, есть некоторый набор профессий, при занятии которыми люди подключаются ко вселенской мудрости. И, обладая таким подключением, могут рассуждать буквально на любые темы. В особенности за экономику или про тонкости управления государством. Я о парикмахерах и таксистах.

Работать парикмахером сегодня (не полсотни лет назад, а именно сегодня) – удел мужчин альтернативной ориентации. Говорю как таксист. И как таксист же хочу с умным видом поддержать тему, поднятую ув. В. Мараховским. Ну ту, которая про странность нашей сегодняшней жизни: внедрение всё большего количества роботов вовсе не приводит к тому, что исчезает тупой ручной труд. Вроде переноски тяжестей 15-летними пацанами на стройке.

Достаточно регулярно появляются материалы в жанре «горестный плач», в которых рассказывается о самом ближайшем будущем. Там бездушные роботы ставят на грань голодной смерти милых и улыбчивых людей. Потому что роботы банально начнут выполнять работу, которую прежде делали люди. И будут делать это качественнее.

Вот, например, таксисты. Лично имею личный опыт работы в этой профессии. Так вот, должен заметить: таксист и сейчас, если хочет выжить, всё в большей степени должен становиться приложением к роботу. Поясню.

Надежная геолокация уже дюжину лет как перестала быть сугубо военным секретом. Сегодня любой смартфон дороже 100 у.е. при наличии открытого неба способен определить собственную позицию на поверхности Земли. С точностью до 5 метров. А совмещение датчиков GPS и ГЛОНАСС в одном гаджете увеличивает точность до 1,5 метров. Чтобы понять грандиозность: окружность Земли по Экватору считается равной 40 000 000 метров. Миллионов Карл!

Дальше. Планета очень неплохо картографирована. И речь тут не о Гугл-мапс, в котором существует фотография сферической планеты в вакууме, вплоть до арктических регионов и джунглей Конго. Гораздо важнее, что на эту карту уже наложена электронная сетка всех дорог. Местами – вплоть до протоптанных во дворах тропинок.

Третье. Алгоритмы нахождения маршрута, вообще говоря, примитивны как топор. Их можно использовать тупо. Результат будет топорный. А можно и с должной степенью мастерства. Тогда ими можно будет, образно говоря, бриться.

Совмещение этих трех пунктов (геолокация, картография, алгоритм нахождения маршрута) уже давно привело к тому, что электронные навигаторы из дорогого специализированного девайса превратились в простое приложение. Которое просто входит в пакет стандартных программ даже недорогих смартфонов.

Следующий шаг: интернет. Нас интересуют следующие аспекты: а) постоянное мобильное подключение к сети и б) такая забавная штука, как социальные сети. Потому что с помощью этих двух инструментов мы можем информационно объединить огромное количество людей. При этом любое количество подключившихся к сети могут общаться с той же скоростью и легкостью, как если бы они находились в одной комнате.

Всего 8 лет назад ушлые парни из Калифорнии сделали абсолютно логичный шаг: совместили возможность компьютерной навигации и возможности соцсетей. И создали приложение Uber. Благодаря ему любой водитель, у которого есть пара часов свободного времени, мог подключиться через смартфон к ММО-игрушке «Таксисты и Пассажиры» за «таксистов». А любой, у кого машины под тушкой не было, мог сыграть, соответственно, за вторую сторону.

И при этом всё на полном серьезе: машины в реальном мире ехали, люди из плоти и крови попадали из точки А в точку Б, деньги (реальные!) переходили из кармана в карман миллиардами.

В результате чудесные люди-таксисты очень быстро оказались поставлены перед выбором: присоединись или умри (как работник данной профессии). Потому что у обычного таксиста заказов не слишком много. Его рабочая вахта в значительной степени состоит из ожидания «жирного» клиента. У Юбер-таксиста проблемы с заказами нет. Могу лично свидетельствовать: не то что поспать, иногда в туалет сходить некогда. И поездка в аэропорт становится заманчивым делом уже не столько потому, что принесет большой куш. А ещё и потому, что можно будет полчасика покемарить (в зонах аэропортов Uber предусматривает «живую очередь» для таксистов).

Так как заказов много, то совершенно естественным образом, можно снижать цену за поездку. И поэтому Uber это делает с легкостью матерого монополиста. Более того, убер-таксисту даже нет необходимости тратить годы на изучение окрестных дорог. Тот же смартфон проложит маршрут в любую точку за секунды.

В результате обычный бомбила, который вечером караулит своих жертв у конечной станции метро, оказывается невменяемо дорогим хапугой. А носящийся как заяц с электромотором Убер-таксист – из ранга мудрого усатого дядьки, возящего богатых людей, встает в один ряд с водителями маршруток. Чуть быстрее, чуть дороже, доехать может всюду, где есть дорога – да. Но суть – ровно та же.

Итак, мы уже получили очень сильно роботизированную систему из человека, машины и электронных приблуд. Причем человек в ней (и тут мы замечательно упираемся в нищепанк) выполняет наименее интеллектуальную функцию. Ему не надо ни искать клиента, ни торговаться за цену, ни прокладывать маршрут в объезд пробок. Человек становится просто девайсом, который крутит руль и следит, чтобы машина не въехала в другое авто.

При этом свою роль человек выполняет плохо: он устает, ему нужны перерывы по, скажем так, биологической надобности. У него могут «не сложиться» отношения с клиентом.

Заменить и тут человека роботом было бы разумным решением. Тем более, что уже сегодня к вечеру-завтра-послезавтра это вполне уверенно можно будет сделать. Тот же Гугл вот-вот обещает создать автоматизированного водителя. В принципе, он уже существует. Осталось решить некоторые вопросы. Не технические даже, а этическо-юридические. Вроде: «Если на пути робо-водителя внезапно оказались люди, то что он должен делать: давить пешеходов и спасать пассажира, или ехать в столб, чтобы спасти пешехода, но погубить пассажира?».

Для нормального водителя, который сам сдавал на права, такого вопроса не существует: давить пешехода ПДД запрещает при любых условиях. Даже если ты везешь беременную мать Терезу, у которой начались схватки. Всё равно: давить пешеходов НЕЛЬЗЯ.

Но для производителей авто этот момент не так очевиден (иски от родственников погибших будут сыпаться то на них, на корпоратов!). Поэтому появление полноценных роботов-водителей пока задерживается. Но это тоже временное: доведут технологию до того уровня, когда ущерб признают приемлемым, и вытолкнут на рынок.

И тогда уже убер-таксисты будут устраивать силовые акции. Аналогичные тем, что пару лет назад устраивали в Европе таксисты обычные. Будут ловить робо-такси, ломать умные механизмы и луддитствовать иными способами.

Но, думается, и их столь же быстро приведут в чувство дубинки службы охраны правопорядка.

Можно даже спрогнозировать, что по мере внедрения робо-водителей им будет отдаваться на дороге приоритет. Чисто в силу их колоссально большей дисциплинированности. В результате даже обычные водители будут постепенно вытесняться с трассы. Для фанатов рулить самим оставят крайний правый ряд да проселочные дороги.

Таким образом, можно (просто включив память) понаблюдать, как одна конкретная ниша, в которой безраздельно царствовал нищепанк, шаг за шагом схлопывалась. И даже сделать уверенный прогноз о её полном исчезновении в самом ближайшем будущем.

И следом за этим сделать предположение: нищепанк и дальше будет отступать.

Это отступление будет повсеместным. Где-то он будет пытаться создавать рубежи обороны, а где-то проваливать фронт, обращаясь в бегство. Просто это вряд ли будет происходить в виде прорывной замены людей полноценными андроидами. Скорее всего, это будет ползучая победа маленьких, но упорных сущностей.

Не лихая стремительная буря и натиск сияющей рыцарской конницы, а упорная траншейная осада угрюмых пехотинцев с закопченными лицами.

Для финала хочется заметить: нищепанк, скорее всего, не будет побежден окончательно. Он не исчезнет, если сохранится нынешний уклад. И уж тем более он останется, если соизволением высших сил снова вернется то, что сегодня принято называть «Красный проект». Более того: в этом благословенном случае нищепанк получит заслуженное и уважаемое место. Но об этом, всё-таки, стоит поговорить в отдельном материале. Если людям будет интересно.

P.S. ув. Редакции. Нам тоже есть что возразить ув. автору, так что мы ответим. И гарантируем, что наш ответ появится быстрее, чем робо-такси.


Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии