- 19 декабря, 2018 -
на линии
Общество

Наша система "Свой-чужой" сбоит: к "охоте на футболистов и покемонов"

Печально, что после бойни в Ницце отменили фейерверки, заявляет некая бывшая гражданская жена какого-то миллиардера с борта чьей-то яхты. Люди негодуют, но как-то не очень активно.

Одна из российских спортсменок просит, чтобы ей разрешили выступить на Олимпиаде под нейтральным флагом. Люди негодуют довольно оживленно.

Футболисты сборной России, блистательно просравшей чемпионат Европы устраивают вечерину с шампанским и гимном. Люди взрываются, петиция за роспуск сборной собирает почти миллион голосов, сборную распускают, народ счастлив. Победа гражданского общества и прямой демократии.

И все эти громкие события уже стремительно оседают на дно медиасферы и сознания дорогих телезрителей. радиослушателей и пользователей социальных сетей. на повестке дня Эрдоган и покемоны.

Что между всеми этими событиями общего, кроме того, что они вызвали сладенькое уютное возмущение ширнармасс?

Все они - признаки очень серьезных проблем общественного сознания. Сейчас медиасфера старательно увлекает нас дальше, переключая с одной яркой (и, вроде бы, безумно важной) картинки на другую, но пора остановиться, сформулировать эти проблемы и осмыслить их. Все ти проблемы связаны в узел, уже не очень понятно, что из чего следует, остается только тянуть за любой появившийся кончик.

Давайте формулировать:

1. Отсутствие общей реальности. Мы живем в полностью мифологизированном пространстве, сформированном медиаресурсами. Причем, шизофреническом.

Мы реагируем на информационные раздражители, сформированные медиасферой так, как диктует нам картинка в телевизоре. При этом, наши реакции на эти события никак не связаны с нашими повседневными реакциями на события нашей реальной сферы.

Давайте, поясню. Все три случая, которые я назвал, вызвали общественное возмущение. Но, помилуйте. Чем, собственно, возмущена общественность? Ни одна персона, вызвавшая гнев уважаемых телезрителей и пользователей соцсетей, не нарушила ни единой буквы закона. Более того, их образ жизни и модели поведения наиболее эффективны и успешны при современном общественном устройстве. Все эти люди добились общепринятых параметров успеха, к которым призывают стремиться везде и всюду - размер заработка и медийная известность. Всё. Точка.

Именно эти показатели и являются реальными показателями успеха в реальной жизни. По сути, против них предлагает протестовать медиасфера. Итог - двоемыслие в головах и нарастающая шизофрения. А она нарастает. Пример? Оглушительный успех петиции о роспуске футбольной сборной. Почти миллион человек проголосовали за немедленный роспуск сборной, которая и так де-факто не существует в промежутках между турнирами. Никто… Никто даже не подумал о том, что новый тренер и так будет заново просматривать игроков и собирать новую сборную.

2. Патриотизм отдан шоу-бизнесу и желтым новостям. Патриотизм становится атрибутом медийных персон, аксессуаром светскости, маркером принадлежности к определенной тусовке. Немного циничных сравнений - последите за временем жизни новостей о сбитом над Сирией летчике, погибшем герое - корректировщике огня, и сравните с временем жизни и использованием новости о футбольном загуле. Какая у нас величайшая патриотическая победа и величайший удар по патриотическим чувствам? Правильно – слив наших футболистов, и победа петиции за роспуск тех, кто и так распущен. Это же натуральное шоу в прямом эфире, никаким боком не пересекающееся с реальностью.

3. Формирование морали и этики в обществе, понятий добра и зла мы отдали “на аутсорс”. То есть - на внешнее обслуживание. Хорошо и этично то, что массмедиа и соцсети (что одно и то же по сути) объявили таковым сегодня. Завтра полюса могут поменяться, но кто это заметит и важно ли это? Нет - неважно.

4. Те, кому мы отдали в управление своё мнение, этику и мораль решают исключительно свои частные вопросы. В лучшем случае - тактические. И даже эти вопросы находятся исключительно в рыночной сфере. Иными словами - для получения бабла. Моральным, этичным и хорошим объявляется то, что успешно продается. либо помогает успешно продавать. Что именно продавать - неважно.

5. Общественная система “свой-чужой” находится в аварийном состоянии. Этот пункт - следствие вышеописаных проблем. На мой взгляд - он самый важный. Мы начали маркировать людей уже не по их реальным делам, даже не по степени их полезности для нас-нашей семьи-наших интересов, не по полезности для общества. Система “свой-чужой” стала строиться на отношении и реакции людей на внешние раздражители, которые скармливает обществу медиасреда. При полной шизофреничности реальности, которую сознательно формирует медиасреда, это прямая дорога к коллективной психопатии.

Впрочем, о чём я. Мы увлеченно несемся по этой дороге. Сегодня - в поисках покемонов.

За кем начнем охотиться завтра?

Подписаться на канал «На Линии» в Telegram


От редакции: суждения ув. авторов в рубрике "Мнения" могут не совпадать с мнением редакции и не являются рекомендацией к каким-либо действиям.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии