- 19 декабря, 2018 -
на линии
Общество

Классовые рассуждения в подмосковных электричках

Часть 1 

Ваш покорный слуга иногда задерживается на работе «после работы». И до того, как я начал снимать жилье в Мытищах (5 минут от работы) я ездил из/в Москву. Дорога достаточно комфортна, учитывая, что всякий раз едешь против потока. Но всегда можно что-нибудь улучшить. Например, воспользоваться услугами «Спутника» - регионального экспресса. Он ровно в два раза дороже обычной электрички, но там есть урны в тамбурах, сиденья из голубого кожзаменителя с темно-синим синтетическим бархатом и отходит он от отдельной платформы. И вообще - светло, чисто, дорога занимает 20 минут вместо 30-и у обычной электрички и нет бродячих музыкантов и торговцев. Не поймите меня неправильно, каждый зарабатывает на хлеб как может - я не против. Но я хочу 30 минут поспать, посмотреть в окно или подумать «о России и о судьбах», а не слушать про крымскую лаванду (в телевизоре на рекламу хоть звук отключить можно, хорошо, что лет 20 назад придумали Koss «The plug» и до сих пор выпускают эти замечательные наушники).

Но в бочке меда должна быть ложка дегтя. Дело в том, что уезжая из Мытищ на Спутнике, периодически можно видеть забирающихся на платформу «зайцев». Опять же, не могу осуждать всех «зайцев», у всех - разное материальное положение, и, возможно, от электрички не убудет, если в нее заберется еще один пассажир. Но! Если человеку надо просто добраться от Мытищ до Москвы, почему он не сядет в обычную электричку (пусть и «зайцем»)? Он хочет проехаться бесплатно, да еще и с комфортом? Черт побери, а зачем тогда я плачу по 12.000 за 3 месяца?

В этой связи пару раз возникали конфликтные ситуации. Зима. Стою я на торце платформы. На ее углу. Угол обледеневший. К углу (по путям) подходит молодой, прилично одетый мужчина (как говорил наш зам.декана – «Вы пришли писать заявление на мат.помощь? Покажите модель вашего телефона.»).

- А дай руку - забраться? - Хочешь бесплатно и на Спутник? (зимой пуховик скрывает мои тощие пропорции, а высоту 1,95 метра - не скрывает) - Ну ээ... а нельзя? А где здесь электричка до Пушкина? - Тебе туда. ...уходит. В это время к этому же углу приближается еще один прилично одетый мужчина - А чего, тут типа нельзя, что ли на платформу? - Сам как думаешь? - Аа... А ты - полиция что ли? - Ага, Майами. Отдел нравов - Ну-ну. ...уходит. А я призадумался. Ну хорошо. Зима, пуховик , скользкий край. Но эту забаву имеет смысл не вводить в привычку. Очень скоро найдется тот, кто всё же полезет на край и что тогда –ударить каблуком по пальцам, упереться подошвой в череп и сбросить с платформы? Да и уезжаю я в одно и то же (позднее) время – Земля-то квадратная, за углом можно и встретиться. И, в конце концов, только у государства монополия на насилие, я же действительно не полиция.

…Настало лето. Пришлось снять пуховик и надеть пижонский пиджак.

…Ночь. Последний Спутник. На платформе кроме меня еще двое. Бродяги. Лежат на скамье. Подходит Спутник. Бродяги поднимаются и раскачиваясь двигаются по направлению к дверям. «Бархатные сиденья!» – думаю я. Захожу в двери первым, поворачиваюсь и показываю им ладонь.

- Не-не-не. - Э. А чего – нельзя? - Поезжайте на следующей. - Э, а ты что? А может у нас билеты есть? - Назад. - Ну ты... Ну ты – мразь! Ну ты и мразь!! ...и так еще раз 10 пока не закрылись двери.

А еще раза три в Спутнике приходилось вежливо напоминать, что в тамбурах не курят. И все разы я находил понимание! Но в обычных электричках иные правила. Там допустимы курильщики, бродячие музыканты, торговцы, зайцы и т.д. И я всегда помню об этом, когда я еду на обычной электричке. На первый взгляд может показаться, что подход с разделением некогда единого пригородного сообщения на электрички подешевле и подороже увеличивает выбор и дает большую свободу каждому пассажиру. Однако пассажиры, которые ездят на Спутнике, уже не пользуются обычной электричкой. Их отсутствие, в свою очередь, несколько маргинализирует обычную электричку и закрепляет данное разделение. Теперь, если посмотреть на расписание, то можно увидеть, что общее количество электричек Москва-Мытищи составляет порядка 350. «Спутников» среди них чуть менее 60. Т.е. пассажир, который твердо решил ездить лишь на Спутнике, не только платит в два раза больше. Он еще и сокращает в 6 раз количество доступных ему электричек. Данный процесс находит свое отражение не только на транспорте. Как-то раз я пытался попасть в чудесную рощу под названием «Тимирязевский парк». Но только не со стороны одноименной станции метро, а со стороны «зеленой» ветки метро (Аэропорт-Сокол). Казалось бы, проблемы должны были возникнуть при переходе железной дороги, которая идет вплотную к парку – пром.зона, всё такое. Но нет! Забор вокруг гаражного кооператива, забор вокруг поликлиники, забор вокруг школы, забор вокруг делового центра, забор вокруг… просто жилого здания. Заборы: большие и очень большие, бетонные и стальные, сетка Рабица и профнастил, с колючей проволокой и со спиралью Бруно. И обязательно встык друг с другом. Они образовывали причудливый лабиринт, который так и не позволил дойти до вожделенного парка. Когда я за чашкой чая поделился своим недовольством по поводу этого «великого огораживания» с одним знакомым, он ответил: - Печально, ну а что ты хочешь? Вот напротив нашего дома корпус института МИИТ. И местные студенты периодически употребляли пиво под нашими окнами. А там, где пиво входит в человека, там оно нередко и выходит из него. Но мы же не полиция, что бы их «винтить». Мы, жильцы дома, скинулись на стальную ограду. В ней сделали калитку с магнитным замком, и каждый из нас получил ключ для прохода на территорию. Теперь у нас под окнами порядок. А студенты развлекаются в другом месте. 

 …С одной стороны – надежное решение. С другой – городская среда (да и загородный частный сектор) путем таких решений распадается на отдельные участки. Причем, в отличие от того же Спутника – это не совокупность островков повышенного комфорта, нет. Для каждого отдельного гражданина – это всего 2-3 придомовых участка, от которых лично у него есть электронный ключ, плюс четко очерченная дорога между этими «островками». На эту особенность обратила внимания и одна моя знакомая во время прогулки по Летнему в Санкт-Петербурге сразу после его реконструкции. 

- Хм. Как будто что-то изменилось. Не в лучшую сторону. Раньше в Летнем саду был дух свободы, что ли. Конечно, я не стала бы ходить по газону, но до реконструкции – в теории (в теории!) могла бы. Сейчас все тропинки огорожены зеленым забором. И вроде как парк стал более ухоженным, но при этом он какой-то приторно-образцовый. Есть ощущение, что мы здесь не граждане, а гости. Или даже не гости, а нежеланные посетители. 

В пределе (до которого нашей стране, я надеюсь, далеко) данная тенденция может привести к разделению (бетонной стеной со спиралью Бруно и автоматчиками) общества на два мира. В одном из них - уютные домики и стриженые газоны (если нестриженые, то - штраф). В другом – трущобы и бесконечная война банд. Проблема первого мира в том, что он окажется сильно меньше, чем второй. Стоит ли пройти этим путем до конца, а если нет, то где (и как) остановиться?

Часть 2

Как-то раз последний Спутник ушел у меня из под носа, и я сел в одну из последних электричек. И знаете, порою судьба показывает не просто зарисовки, но причудливые спектакли, пытаясь что-то сказать.

Я сидел почти в центре вагона. Позади меня сидели 4 барышни с музыкальными инструментами. А через проход от них пьяный мужик среднего возраста, с алюминиевой банкой очаковского.

- Дешка... Девушка. А как называется ваш... музыкальный инструмент? - ... - Дешка, а куда вы едете? - ... - Дешка, а как вас зовут? - Мужчина, отстаньте.

Реплики повторялись приблизительно раз в 30-40 секунд. В перерывах барышни толковали о чем-то своем. Макияж на них был достаточно выразительный. То ли неразумные девицы предполагали обнаружить в ночной электричке принца, но встретили того, кого могли встретить в ночной электричке - пьяного мужика. То ли несчастные девушки так торопились на последнюю электричку, что просто не успели смыть сценический грим.

...За несколько лет до этого я ехал в другой электричке по совершенно другому направлению, но приблизительно в том же часу. В вагон зашел бродячий музыкант - дедушка с микрофоном. И начал петь что-то настолько унылое (среди бродячих музыкантов попадаются интересные исполнители, но именно этот был плох), что у меня возникло желание дать ему 100 рублей, только чтобы он ушел в другой вагон. Наушников у меня не было, и пока я думал как подать свою идею, дедушка уже закончил петь. Но вдруг! Здоровенный пьяный мужик протянул ему 100 рублей со словами "Душевно исполнил, спой-ка еще разок". Мдаа. Дедушка исполнил на бис. Электричка ехала дальше. Пьяный мужик о чем-то толковал со своим приятелем более щуплого телосложения, при них был мальчик лет десяти. Но вдруг! Пьяному мужику пришла в голову идея и он пересел на соседнюю пару сидений, на которой сидела одинокая молодая барышня, читавшая книжку. Пересел напротив нее.

- Дешка, а куда вы едете?

Первое время барышня что-то отвечала. Затем уткнулась в книгу, и здоровенный мужик продолжил в режиме монолога. А я подумал, что через несколько станций пассажиры частично сменятся в вагоне, и всем будет казаться, что мужик и барышня - знакомые. И если возникнет нездоровая ситуация, то девушке никто не станет помогать, так как будет опасаться огрести от обоих и оказаться еще и виноватым. Но я-то знаю, что они не знакомы.

Но что делать? Он шире меня раза в два. А ну как он решит изобразить офигенного доминантного самца? Да, у меня с собой была острая стамеска и по данному направлению (так получалось) я ехал первый и последний раз. Но колотую рану не спишешь на «упал с лестницы». И она сама собой не зарастет. Если не оказать первую помощь, есть шанс минут через 15 поговорить с апостолом Петром. И у мужика есть его приятель. А барышня, 95% - скажет «Спасибо вам молодой человек, но мне не нужны лишние неприятности. Поэтому я, пожалуй, не буду дожидаться полицию. Вы уж там дальше как-нибудь сами». Ладно, думаю. На что нам смекалка? Может всё и обойдется.

Сажусь третьим, напротив мужика и смотрю ему в глаза, стараясь не моргать. Мужик немного потерялся. - Мм? Э-э... Да, я вас слушаю? - А я вас. (и продолжаю смотреть) - Мм. Э-э... Аа! Так может вы знакомый девушки? («Иии дааа! Приятель, да ты гений! Не взирая на отпитый мозг. Даже мне такая идея в голову не пришла. Видишь, Арсений, а ты боялся. Стамеску какую-то там уже себе нафантазировал, обагренную.» И я уже начал набирать воздух в легкие, как вдруг!) - Нет-нет, что вы, мы совершенно не знакомы. (говорит барышня) (Мдаа) - Мм. Тогда что вам нужно? (пфффф, «на колу мочало, начинай с начала») - А вам что нужно?

Тут барышня внезапно складывает книжку, встает и молча уходит. Мужик как-то потупил глаза и как будто пробормотал «ну да, да...». Я пересел на свое место, он на свое. Дальнейшая поездка закончилась без приключений, но я призадумался. Какого черта я должен оценивать о мотивы и намерения какого-то пьяного мужика, одинокой барышни, пассажиров вагона; прикидывать вероятности крайне неблагоприятных для себя и для окружающих исходов; применять смекалку там, где можно отключив мозг смотреть в окно?

...и вот четыре барышни. Они по двое прогулялись до тамбура покурить. Затем туда отправился покурить стареющий подмосковный донжуан. И именно в этот момент из другого тамбура в вагон вошел дедушка. У него был вусмерть упитый вид, чуть шатающаяся походка и засаленный плащ, из кармана которого выпирала бутылка наливки. В теории пьяного мужика можно было бы начать призывать к порядку на основании открытой банки очаковского. Но тогда нужно было бы изъять и бутылку у дедушки. И сигареты у барышень. И у мужика. И разогнать бродячих торговцев и безголосых менестрелей. Иначе это были бы матерые двойные стандарты, не так ли?

Тем временем дедушка прошел несколько пар сидений и остановился возле одной из них. На этих сиденьях сидела семья. Папа, мама и дочка. Папа с виду обычный домашний увалень, мама - обычная семейная тетя и дочка лет 6-7. Дедушка развернулся на семейство, уставился на дочку глазами то ли добродушного старика, то ли престарелого педофила и произнес шамкая:

- Ооой! Дефаська...

У мужчины начали округляться глаза. Ой-ой. Если бы рядом не было бы жены – одно дело. Вытеснение воспоминаний, всё такое. А вот что теперь делать отцу семейства? Можно например так:

- Не смотрите на мою дочь!! - А я хочу на нее смотреть. И буду смотреть.

И что тогда? Выхватить у дедушки бутылку и разбить ее об дедушкину голову? А если после этого дедушке станет дурно? И вот мне, как свидетелю что рассказывать при случае? «В окно смотрел»? Или «трищ следователь, дедушка спровоцировал мужчину взглядом»?

Но за полсекунды до того, как мужчине пришлось бы что-нибудь предпринять, дедушка отводит глаза и садится на соседний ряд. Там он достает из кармана бутылку. Отпивает из нее пару глотков, кладет обратно и продолжает движение по вагону ровно до... Да-да! Ровно до четверых барышень.

- Ооой! Дефаськи... а куда вы едете?

Но вдруг! Из тамбура выходит покуривший пьяный мужик.

- Так, дед! Не приставай к девчонкам. 

- Но я... 

- Давай-давай. Иди куда шел. Вот туда шел? Вот туда и иди.  

Мужик садится на место и продолжает: - Дешка, а на чем вы играете? 

- Мужчина, мы не хотим с вами говорить! 

- Дешка, а как вас зовут?

Но только теперь реплики идут с интервалом 10-15 секунд. Осадить его? Но матом он не ругается, физической угрозы - не представляет. Сказать ему:

- Уважаемый, пожалуйста, перестаньте разговаривать с девушками. Их тяготит ваше общество. (ну или в другой форме, но по сути - то же самое).

И что он ответит?

- А вот мне кажется, что ни капельки не тяготит. Это они со мной так кокетничают. Поймите, молодой человек, женщины любят настойчивых, вот я и настойчив. Но даже если Вы, молодой человек, и правы, я всё равно не перестану. Потому, что мне нравится сам процесс. Вы что - полиция? А даже и если. Нет такого закона, который бы мне мог это запретить. (ну или в другой форме, но по сути - то же самое).

И что тогда? Попробовать высадить его из поезда? А почему? Потому, что его поведение не нравится этим барышням? А мне не нравятся «зайцы» и, кстати, тамбурные курильщики. Но барышням нужно оказать содействие... а вроде бы и нет?

Пока я рефлексировал, поезд уже был в паре станций от вокзала. Но вдруг! В конце вагона с места поднялся здоровенный молодой детина с бритой головой и с шерстяной шапкой на затылке (почему такие типы носят шапку на затылке, оставляя открытым лоб до самой макушки для меня - загадка). Бодрым шагом он дошел до пьяного мужика, присел напротив него, что-то прошептал ему на ухо и ушел на свое место. Мужик оставшуюся пару станций сидел молча.

Кто он? Благородный принц под маской гопника? Или вершина пищевой цепи? Кто я? Зачем я? Хочу ли я? Могу ли я? Монголия? Обязательно ли носить шапку на затылке, чтобы пьяные мужики прислушивались к моему совету? Обязательно ли осаждать пьяных мужиков в электричках? А если однажды очередной пьяный мужик ко мне не прислушается, как с ним поступить? Распространять ли свое видение морали - словом и делом! - на весь вагон или только на ту его часть, которую я вижу? Должен ли я делать различие между обычной электричкой и «Спутником» или закон и мораль работают в них одинаково? Обязан ли я вообще разглядывать вагон или же могу смотреть в окно/в планшет? А если я уже не езжу в электричках - что делать? Как вообще обеспечить безопасность и комфорт в пригородных поездах? Мой коллега рассказывал, что однажды на 2 недели на Ярославском направлении в каждом тамбуре каждой электрички выставили по полицейскому. Нередки были диалоги с зашедшими в тамбур:

- И куда это ты подорвался? 

- Да я это... 

- Покурить? Давай-ка на свое место.

И в вагонах была тишина, спокойствие и порядок. Но потом всё вернулось на круги своя. Хорошо. Предположим, в каждом тамбуре по полицейскому и это – навсегда. Для этого, правда, Российская Федерация должна так увеличить штат сотрудников органов охраны правопорядка, что станет государством полицейских, но это – ладно. Также предположим, что группа веселых студентов-туристов возвращается из похода на подобной электричке. Один из них начинает играть на гитаре Булата Окуджаву. Романтика... Из тамбура в вагон заходит страж правопорядка и делает предупреждение. Тут вредный старичок с соседнего сиденья говорит: 

- Боец, а не кажется ли тебе, что у этой молодежи слишком большие рюкзаки? 

Страж вызывает контролеров, которые рулеткой замеряют рюкзаки, чтобы эти рюкзаки «по длине, ширине и высоте не превышали…» и выписывают штраф. Тоталитарненько... 

 Есть и другой вариант. Однажды я с удивлением прочитал в своей ленте новостей «ВКонтакта» следующее: «Поездка в г. N. (тем, кто все пропустил): Встречаемся на Ярославском вокзале у табло пригородных поездов в 7:00 (утра). Поезд: специальный туристический поезд, назначенный дополнительно для Лицея. Его нет в графике регулярных поездов РЖД…» Здорово! Отдает немножко «бетонной стеной». Но… здорово! 

 Вернемся всё же к электричке «общего назначения». Если не полиция в каждом вагоне, то можно предположить, что само общество должно обеспечивать порядок. Но готовы ли мы сами подчиняться воле никем не уполномоченного «большинства» там, где оно будет нам диктовать как себя вести («как сидишь?!», «как стоишь?!», «как разговариваешь?!»)? И будем ли мы в претензии, если то самое «большинство» в отдельно взятом вагоне сочтет, что ситуация – ок, когда мы сами будем считать, что нуждаемся в поддержке («сам(а) виноват(а), не надо было Х»)? Готовы ли мы к тому, что голоса при такой «демократии» будут распределяться не «один пассажир-один голос», а «у кого более луженая глотка»? 

 С этими размышлениями я прошел перрон, затем была линия охранников РЖД. В своих серых куртках они стоят на страже и в 12 часов ночи, когда в переходах под тремя вокзалами особенно темно и в час пик, когда народу так много, что кольцевую Комсомольскую включают только на выход. Затем - линия полицейских. Подобно бетонным стенам, все эти люди отделяют пространство «подмосковная электричка» от пространства «ночная Москва». Несколько станций на метро – и вот я уже иду по сияющей огнями ночных кафе Тверской. И атмосфера безмятежности и беспечности начинают отвлекать меня от грустных мыслей…

От редакции: суждения ув. авторов в рубрике "Мнения" могут не совпадать с мнением редакции и не являются рекомендацией к каким-либо действиям.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии