- 18 августа, 2019 -
на линии

К победе Минфина над десятками истребителей: средства сэкономлены, «МиГ» грозит деградация до ремонтной мастерской

Минфин продолжает согласовывать с Министерством обороны перенос расходов на госпрограмму вооружений. На сей раз финансистам удалось добиться переноса закупки истребителей МиГ-35 (глубокая модернизация МиГ-29). Контракт на закупку 37 единиц, с возможностью увеличения этого количества в будущем, был готов к подписанию. Однако теперь по просьбе Минфина его заключение переносится на 2016 год. Чем это грозит программе модернизации Вооружённых сил России?

Собственно, серьёзной потерей это считать трудно. Закупка МиГ-35 для ВВС РФ не планировалась изначально. Корпорация «МиГ» выполняет контракт на 24 палубных МиГ-29К/КУБ для ВМФ и весьма плотно загружена зарубежными контрактами (самолёты для Индии, Мьянмы, Сирии). Однако, проиграв индийский тендер на 126 средних многоцелевых истребителей (MMRCA), РСК «МиГ» оказалась обладательницей самой совершенной модификации и без того весьма удачной машины. К тому же к выполнению индийского контракта готовилась модернизация производственных мощностей, которые теперь оказывались недозагруженными. Это и позволило задуматься о закупке истребителей МиГ-35 для ВВС России.

Такой шаг помог бы решить две важные задачи.

Во-первых, «микояновская фирма» смогла бы наращивать производство и сохранять квалифицированные кадры, пока действительно новые машины находятся только на стадии проектирования. Без серийного производства достаточно большого объёма корпорация рискует оказаться в ситуации, когда производственные мощности (вернее, целые производственные комплексы корпорации) придётся воссоздавать потом заново. Между тем через некоторое время в серию надо будет ставить новые машины. Напомним, что сейчас РСК «МиГ» работает над разведывательно-ударным беспилотным аппаратом массой около 6 тонн (вместо не совсем удачного БПЛА «Скат») и проводит предварительные проработки нового истребителя-перехватчика, который должен прийти на смену МиГ-31 (о нём говорилось в статье «Когда и кто заменит МиГ-31»). Эти машины будут следующим поколением боевой авиации прославленного ОКБ им. А.И. Микояна. И допустить, чтобы к моменту появления новой авиационной техники её негде и некому было производить, просто нельзя.

Индийский тендер на 126 истребителей позволил бы загрузить мощности предприятий под завязку. Вернее, даже чуть больше, чем под завязку: под этот контракт РСК «МиГ» пришлось бы модернизировать и расширить свою производственную базу. Производство большой серии относительно старой машины (МиГ-35 хотя и очень глубокая, но всего лишь модернизация МиГ-29) позволило бы за счёт собственной выручки пережить время, необходимое для создания машин новых. И не просто пережить, но и развить производственную базу. Но раз уж за счёт иностранного заказчика эту задачу решить не удалось (хотя большую часть работы РСК «МиГ» и так обеспечивают иностранцы), значит, изыскивать средства надо самим. И раз уж перевооружение — это государственная задача, значит, решать вопрос сохранения производственной базы должно тоже государство. Это и подразумевалось, когда согласовывался заказ МиГ-35 для ВВС России.

Но нельзя считать, что закупка МиГ-35 — это своеобразная «гуманитарная помощь» отечественному производителю. Хотя развитие отечественных высокотехнологичных научно-производственных комплексов — тоже задача государства. Но в данном случае это была бы отнюдь не благотворительность. Закупка новых истребителей вполне согласовывалась со второй важной государственной задачей — обновлением парка ВВС. Пускай МиГ-35 — это не истребитель пятого поколения. Но ВВС нуждаются не только в суперсовременных самолётах. Достаточно вспомнить американский F-22. Он не использовался в реальных операциях, поскольку его боевые качества избыточны для тех конфликтов, в которых участвовали ВВС США. А стоимость его непомерна для полной замены подобными самолётами парка боевой авиации. Это тот случай, когда сравнение с забиванием гвоздей микроскопом было бы вполне уместно. Большинство боевых задач, стоящих как перед американской, так и перед нашей боевой авиацией, вполне способны успешно выполнять и не самые новые машины. Важно, чтобы эти машины были. И здесь закупка МиГ-35 помогла бы быстрее обновить парк военной авиации.

Во-вторых, после выбывания РСК «МиГ» из индийского тендера под вопрос поставлено доведение некоторых ключевых систем бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), которые создавались для этого самолёта. В частности, доводка бортовой РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной-решёткой целесообразна только в случае заказа новых самолётов для ВВС России. Эта станция способна обнаруживать до 60 целей на дальности более 160 километров, одновременно атаковать восемь целей и сопровождать до 30. Она может существенно расширить возможности не только новых истребителей среднего класса. Её было бы целесообразно использовать для модернизации имеющегося парка МиГ-29. Испытания этой РЛС должны были начаться на двух переоборудованных микояновцами МиГ-29. Однако отмена контракта на закупку МиГ-35 для ВВС России ставит под сомнение целесообразность испытательной программы. И как следствие — глубокая модернизация имеющихся МиГ-29 тоже становится маловероятна.

Стоит также сказать, что перенос обсуждения контракта на 2016 год может вообще сделать закупку МиГ-35 маловероятной. К тому времени в строй встанет значительное количество истребителей Су-35 и Су-30СМ, бомбардировщиков Су-34. Текущая острая потребность в увеличении качественного состава ВВС будет частично удовлетворена. А численный состав будет поддерживаться продлением срока эксплуатации имеющихся машин вместо глубокой модернизации и постройки дополнительных новых.

Минфин трудно упрекать. У этого ведомства задачи бухгалтерского свойства, к которым можно отнести и бездефицитность бюджета. Министерство обороны тоже можно понять. Оно поставлено перед необходимостью приведения расходов на перевооружение в соответствие с возможностями страны. Мы не увидели бы МиГ-35 в наших ВВС, если бы индийский контракт был выигран. И отказываясь (пока перенося) от закупки машин, на которые не рассчитывали изначально, Министерство обороны, можно сказать, мало что теряет. Возможно, такова жизнь, и одна из самых прославленных отечественных авиастроительных фирм должна довольствоваться выпуском единичной продукции для своей страны. Экономия — экономией. Но было бы обидно допустить деградацию производственного комплекса РСК «МиГ» до уровня авиаремонтного предприятия.

Зарубежные аналоги МиГ-29 — истребители четвёртого поколения, такие как F-15, F-16, F-18 — продолжают модернизировать и совершенствовать их боевые свойства. Благодаря этому они как минимум остаются вполне соответствующими современным условиям. И даже превосходят по ряду важнейших свойств более новые образцы, такие как F-35. Будем надеяться, что у нас всё же будут заниматься дальнейшей модернизацией одного из лучших истребителей четвёртого поколения, а не только ремонтировать, продлевая сроки эксплуатации имеющихся МиГ-29. И нам следует заниматься совершенствованием своих истребителей, повышать их качественный уровень. Эта машина далеко не исчерпала своего потенциала. Она может и должна оставаться в строю ещё очень долго. 

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии