- 21 октября, 2018 -
на линии
Экономика страны

Интернет заполнили смешные картинки. Подорожает ли бензин до 50 р.

Бензин превысил очередную «важную психологическую отметку» в 40 рублей. Интернет заполнили смешные картинки про то, какой бензин целеустремлённый – дорожает и при дешевеющей, и при дорожающей нефти. А правительство тем временем прорабатывает возможность снижения акцизов на моторное топливо. 

Давайте поговорим, как одно связано с другим. И о том, подорожает ли бензин до 50 рублей за литр.  

Цены на бензин в нашей стране существенно снизились за последние четыре года – с 96 центов до 70 центов за литр АИ-95. Но эта информация никак не радует российских автомобилистов. Ведь есть одна мелочь: мы живём не в долларовой зоне, наша национальная валюта – российский рубль. Конечно, если вы хотите пошутить про целеустремлённый бензин, то об этой мелочи лучше забыть. Ведь если в вашей шутке цены на нефть скачут туда-сюда в долларах, а цена на моторное топливо растёт в рублях, то она, безусловно, станет существенно смешнее и заслужит массу лайков и репостов.  

Колебания долларовых цен на энергоносители – вещь безусловно увлекательная и важная для российской экономики. Но если говорить серьёзно, а не шершавым языком интернет-плаката, то в рублёвом эквиваленте нефть практически не дешевела. За время кризиса на рынке углеводородов она уверенно держалась в тесном коридоре 3000 +/- 300 рублей за баррель. Лишь в начале 2016 года ей удалось донырнуть до отметки в 2300 рублей за баррель.  Устойчивое подорожание началось с середины 2017-го. За прошедший год нефть подорожала на 2000 рублей. Притом за последние два месяца цена подскочила на 1000 рублей. Сейчас она приближается к 5000 рублей. И это абсолютный рекорд.  

Так бензин начал резко дорожать из-за роста цены на нефть? И да, и нет. Хотя для производства 1 л бензина нужно 4 л нефти, сама нефть занимает в цене бензина лишь 10-15%. Куда большее влияние на неё оказывают налоги и сборы. Для того, чтобы проиллюстрировать этот факт возьмём показатели инфляции и соотнесём их с динамикой роста цен.  В 2014 году инфляция в России превысила 11%, а бензин подорожал на 8%. В 2015-м инфляция уже свыше 12%, но бензин дорожает всего на 3,5%. В 2016-м показатели выровнялись: инфляция 5,5%, бензин дорожает на 6%. В 2017-м инфляция 2,5%, при этом бензин дорожает сразу на 7,8%. Недостаточный, искусственно сдерживаемый рост цен в прошлые годы? Но постойте, в 2016 году акциз на бензин вырос на 3,5 рубля за литр. На этом фоне дальнейшее повышение цены уже не выглядит чем-то странным. В текущем году акцизы на бензин и дизтопливо выросли ещё на 50 копеек. А 1 июля планировалось повышение ещё на 50 копеек. На этом фоне цены на бензин на заправках устремились вверх. Посыпались обвинения в том, что бензин увезли на экспорт, а для внутреннего рынка ничего не осталось. 

Первыми подняли цены всеми обижаемые, унижаемые и угнетаемые (а потому занимающие 70% российского рынка) независимые игроки. За ними медленно потянулись сети АЗС, принадлежащие ВИНКам.  Государственные органы попытались в очередной раз продавить решение об увеличении доли моторных топлив, торгующейся на биржевых площадках. Это, по идее, должно было стимулировать предложение на внутреннем рынке. Логичная мера, если виноват экспортный паритет. Но это решение не прошло. И тогда обратили внимание на акцизы.  Рост акцизов объяснялся необходимостью компенсировать дефицит бюджета и сбором средств деньги на некоторые инфраструктурные проекты в Калининграде и Крыму. 

Но вот, что важно В бюджете на 2018 год заложена цена на нефть в 40 долларов за баррель. Каждые дополнительные 10 долларов в цене – это примерно 22 млрд долларов дополнительных средств для федерального бюджета. На эту сумму можно построить восемь федеральных трасс «Таврида». Или полностью компенсировать планировавшийся дефицит бюджета.  Цена на нефть сейчас тестирует уровень в 80 долларов. А среднегодовой показатель, уже очевидно, будет существенно выше целевых 40 долларов. При этом курс доллара лишь немногим ниже целевого показателя (около 65 рублей за доллар). То есть государство обладает достаточными средствами, чтобы решить те задачи, ради которых повышались акциза на бензин и дизельное топливо.

То есть государство обладает достаточными средствами, чтобы решить те задачи, ради которых повышались акциза на бензин и дизельное топливо без дальнейшего повышения акцизов. И вполне логично было бы акцизы снизить. Тем более, что дальнейший неумеренный рост цен на топливо негативно скажется на экономике. 

Судя по озвучиваемой сегодня информации, размер акциза планируют снизить до показателей начала-середины 2016 года. Но, на наш взгляд, скорее можно ожидать снижения до уровня начала текущего года. Будем рады ошибиться. 

Конечно, экономический смысл в повышении акцизов вновь появится, если курс рубля будет скорректирован до 40 рублей за доллар (тогда цена на нефть войдёт в традиционный коридор в пределах 3500 рублей за баррель). 
И последнее. Цена бензина неминуемо достигнет 50 рублей за литр. Но произойдёт это, скорее всего, под давлением инфляции через несколько лет. Хотелось бы, чтобы и доходы населения к этому моменту выросли пропорционально.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии