- 17 октября, 2019 -
на линии
В движении
Автоспорт

Гран-при Бахрейна: как Renault спасли Ferrari

Финиш Гран-при Бахрейна и головокружительные события в ходе гонки еще раз подтвердили, насколько непредсказуемыми бывают гонки и как драматично складываются порой финалы. На втором этапе Формулы 1 в «Сахире» не было, пожалуй, ни одной команды (за исключением Williams, естественно), которая бы не преподнесла сюрпризов. Mercedes, Ferrari, McLaren, Alfa Romeo, Renault (!!!), Haas, Red Bull, Toro Rosso — даже Force India — ситуация менялась несколько раз за уикенд — и в итоге совершенно сумасшедшая гонка, которая перемешала все карты и разыграла полностью непредсказуемый финал. Ну а двойной сход Renault и выход на трассу автомобиля безопасности на деле просто спасли Шарля Леклера от бесславного финиша.


Давно же мы не видели Формулу 1, которая держала в напряжении на протяжении всех двух с лишним часов!

«Буря в Бахрейне»

Началось все, конечно, еще задолго до того, как команды приехали в Бахрейн. Собственно, сразу после провала в Мельбурне у Ferrari стартовал период работы над ошибками, и, судя по появившимся уже тогда слухам, весьма успешный. Маттиа Бинотто, крайне разочарованный четвертым и пятым местами в Альберт-парке, по словам итальянского журналиста Лео Туррини, взялся за подготовку операции «Буря в пустыне».


Что же в итоге случилось у Ferrari в Австралии? Со стороны самих Ferrari не поступало никаких ни подтверждений, ни опровержений, только единожды Бинотто сообщил, что была проблема с силовой установкой.

Одной из наиболее правомерных версий мне кажется та, где говорится, что проблемы возникли из-за просчета с температурой в Мельбурне и связанными с этим неверными настройками машины. Прежде всего это касалось серьезно переработанной к этому сезону системы охлаждения, которая не давала двигателю достигнуть нужных температур. Это привело к бóльшим нагрузкам на силовую установку, меньшей скорости, особенно на прямых, и, как следствие, бóльшему расходу топлива, в результате чего пилотам Ferrari приходилось в конце прямиков ехать даже на холостом ходу, чтобы сэкономить топливо.

Возможно, мы никогда не узнаем истинную причину проблем у Ferrari на первом Гран-при, но факт остается фактом: уже на первой практике в Бахрейне Скудерия показала отличную скорость, а по итогам свободных заездов все три раза заработала дубль, причем дважды лучшее время было у Шарля Леклера, и он же выиграл квалификацию, побив рекорд трассы в квалификационном режиме: 1:27.806 (лучше прошлогоднего времени Феттеля на 0,172 секунды).

Mercedes отставали во всех случаях. В практиках разрыв был серьезнее (более 0,6 секунды), в квалификации, конечно, подтянулись: Леклеру Хэмилтон проиграл 0,324, а вот Феттелю всего 0,03 секунды. Боттас в квалификации стал четвертым.

Квалификация

Гораздо любопытнее была расстановка сил дальше по стартовому полю. Red Bull в этот раз выглядел довольно слабо. Пока все надежды и прогнозы, что уж в этом-то сезоне они обязательно поборются за чемпионство, откладываются на неопределенный срок: Red Bull просто не успевает за своими потенциальными соперниками. 


Более того, пока не очень уверенно выглядит и Пьер Гасли: Макс отдувается за двоих. На квалификации Гасли был 13-м и позади Александра Элбона. Что касается Даниила Квята, то возникает какое-то устойчивое дежавю: во время второй решающей попытки во втором сегменте квалификации механики «обули» его в старый комплект резины, и Даниил даже не поехал на быстрый круг. Забегая вперед, скажу, что в гонке ему тоже не повезло: во время борьбы с Антонио Джовинацци у них произошел контакт, и Квята развернуло. Плюс Даниил получил пять секунд штрафа за превышение скорости на питлейне, и в итоге финиш только на 12-м месте, в то время как Элбон заработал два очка за девятое место и сейчас ведет во внутреннем счете 2:0 по квалификациям и 2-1 по очкам.

Но вот сюрприз: третий ряд стартового поля Макс Ферстаппен поделил с Кевином Магнуссеном, и в кулуарах поговаривали о том, что двум Мерседесам на второй линии надо беречь зад, ведь и Ферстаппен, и Магнуссен не всегда задумываются над тем, что делают.

Дальше еще интереснее: второй Haas и Mclaren, причем в этот раз квалификация удалась Карлосу Сайнсу (7), но и Норрис квалифицировался неплохо: десятым, сразу после Кими Райкконена. Но при этом Сайнсу перед Бахрейном уже поменяли полностью всю силовую установку, использовав второй комплект (!). После штрафа за блокировку Норриса на быстром круге Грожан получил +три позиции штрафа и отправился на 11-е место.


Главной неожиданностью стали оба Renault. Риккардо на полностью новом шасси после аварии в Мельбурне (11) переквалифицировал Хюлькенберга (17), у которого были проблемы с силовой установкой. Но на одной из практик Хюлькенберг был пятым, скорость у Renault была, и все это вместе обещало интересный прорыв.

У Racing Point дела обстояли неважно. Если бы не проблемы у Квята и Хюлькенберга, они бы смогли опередить только Williams. Ну и еще Джовинацци вклинился бы где-то между ними. Но в команде оптимистичны благодаря налаженному финансированию. Если все пойдет как надо, то к середине сезона они существенно прибавят.

Шины

Pirelli привезли в Бахрейн составы на одну позицию жестче, чем в Мельбурн. Разница между каждым из составов они анонсировали примерно как одну секунду с круга. Наиболее прочными и наиболее медленными были обозначены шины с белым ободком: самые жесткие в линейке современных составов. Что же касалось самых мягких (красных), то Pirelli предполагали, что они смогут выдержать не более 18 кругов.

Еще до старта гонки в своей предполагаемой стратегии Pirelli написали: «Самым быстрым вариантом выглядит старт на медиуме и смена его на хард на 20-м круге до финиша. Но поскольку никто из Топ-10 не будет стартовать на медиуме, то мы можем предложить другой, не менее быстрый вариант: старт на софте, затем в районе 15-го круга замена его на хард и так до финиша. Есть также варианты со стратегией на два пит-стопа, которые тоже могут сработать. Лучший вариант — это старт на софте, через 15 кругов замена на медиум, и через 21 круг еще один комплект медиума. С одним пит-стопом можно стартовать на софте и через 22 круга поменять его на медиум. Но в теории эта стратегия будет намного медленнее».


А вот уже в гонке появились другие предложения по шинной стратегии, и оба с двумя пит-стопами. Первый: софт (9-18) — медиум (29-39) — медиум, а второй — софт (8-17) — медиум (28-38) — хард.

В итоге, конечно, вариантов было намного больше: и софт — медиум — софт, и софт — софт — медиум, и софт — медиум — хард, и софт — хард — медиум. Но самой экстремальной оказалась шинная стратегия у Даниэля Риккардо, который изначально поехал на один пит-стоп: софт — медиум. И, вполне возможно, она бы себя оправдала, если бы не тотальный …. (даже не подберу приличного слова), который произошел одновременно у обоих Renault за четыре круга до финиша.

Renault

Renault — третья заводская команда в текущем сезоне Формулы 1, вернувшаяся в гонки по прошествии нескольких лет. Это очень смелый поступок, потому что вернуться через пять лет — это все равно, что начать заново. Могу сказать, что лично мне они глубоко симпатичны — хотя бы благодаря той атмосфере, которая царит в команде, и их отношению к людям. Более того, их состав пилотов в этом году практически безупречен. Двое взрослых, очень опытных и очень быстрых гонщика — это прям вот то, что нужно, чтобы, наконец, догнать Топ-3 команд. Чего им не хватает, так это надежности силовых установок, увы. Проблемы у Карлоса Сайнса в Мельбурне оказались лишь первой ласточкой.


В Бахрейне на 54-м круге внезапно останавливаются обе Renault. Сначала кажется, что это становится результатом их непрекращающейся борьбы на трассе, доходящей даже до контакта, но нет! Похоже, что на обеих машинах просто разом потеряна мощность: выключились двигатели. Сирил Абитебул прокомментировал это следующим образом: «Мы уже сталкивались с такими отказами раньше, но в Бахрейне не смогли с ними разобраться...».

Так или иначе, именно это ЧП и стало той случайностью, которая помогла Шарлю Леклеру финишировать на подиуме.

Леклер — Феттель 1:1

Перед началом гонки в Бахрейне болельщики Ferrari ликовали: долгожданный дубль на старте после столь неудачного первого Гран-при был для команды очень важен. Многие делали ставки, кто станет победителем: Леклер или Феттель? Но обоим пилотам «Сахир» принес только разочарование.


Итак, старт. Как ни странно, ни Ферстаппен, ни Магнуссен, стартовавшие за спинами двух Ferrari и двух Mercedes, не устроили свалки и позволили пилотам топовых команд провести рокировку. Уже на старте Леклер допускает ошибку, Феттель вырывается вперед, монегаск пытается вернуть позицию, но у него не получается. Уже к четвертому повороту он уступает Боттасу, который совершает чистый и красивый обгон. Неужели, правда, новый Боттас? Но нет, это ненадолго. Льюису, потерявшему позицию на старте, обойти Шарля не удается. У них даже происходит незначительный контакт, этим едва не пользуется Макс Ферстаппен, но калитка уже закрыта.

Феттель отлично стартовал, и кажется, что четырехкратный вернулся, но не все так просто: в этом сезоне на такой же красной машине едет не Кими Райкконен, а молодой, грамотный и весьма амбициозный Шарль Леклер, который не собирается отступать.

Леклер делает то, чего никогда не умел делать Феттель: он выжидает. Первая задача — обогнать Боттаса. На втором круге дело сделано, можно ставить галочку. Теперь следующая задача — партнер по команде. Феттель не успевает за это время оторваться на приличное расстояние, и Леклер его сокращает. И при этом сообщает по радио команде о своих намерениях: «Я быстрее». И, честно говоря, это подкупает: прежде всего потому, что в своей искренности и открытости это так необычно для Формулы 1.


На шестом круге борьба для Феттеля, можно сказать, окончена. Леклер обгоняет его, быстро отрывается на безопасное расстояние и увеличивает его с каждым кругом. Теперь, если из боксов не поступит распоряжение пропустить немца — или они не учудят чего-то на пит-стопе, — у Леклера есть все шансы выиграть гонку. 99-й по счету за всю историю пилот на поуле, который едет 999-й Гран-при.

Mclaren и Ландо Норрис творят чудеса

Битва в Бахрейне шла по всем направлениям, и в середине пелотона она была не менее ожесточенной. Началось все со столкновения на первом круге Грожана и Стролла, в результате которого обе машины получают повреждения и вынуждены заехать на пит-стоп. Чуть позже будут контакты Сайнса и Ферстаппена, Квята и Джовинацци и даже Риккардо и Хюлькенберга — и все они будут признаны гоночными инцидентами. Красивое сражение получилось у Хюлькенберга и Райкконена в борьбе за седьмое место, и Хюлькенберг оказался быстрее.

Сайнс, квалифицировавшийся седьмым, уже на четвертом круге нагоняет Макса Ферстаппена, и видно, что по чистой скорости он явно быстрее. Сайнс идет в атаку, почти совершает обгон, но из-за контакта с Ферстаппеном получает повреждение: проблемы с передним крылом, фонтаны искр и потеря скорости, но он все равно доезжает до боксов и получает нужный ремонт. Откатывается назад, но продолжает гонку.


Его эстафету подхватывает Норрис, который сражается в группе из шести машин и шести команд за седьмое место. Райкконен, Хюлькенберг, Перес, Магнуссен, Норрис и Гасли находятся друг от друга даже не в десятых, а в сотых секунды, но все они выстроились за Риккардо, который идет шестым. Райкконен отстаивает свою позицию и слегка отъезжает от остальной группы, но Магнуссен, Норрис и Гасли продолжают соревнование, и Гасли показывает себя опять не с лучшей стороны: он всего лишь 11-й, в шести позициях от Макса, а это очень далеко для равных машин (на финише у него все тоже неважно: хоть Гасли в очках, но уступает McLaren и Alfa Romeo!)

После начавшихся пит-стопов Норрис поднимается на восьмое место, затем вновь откатывается назад, но вот на финише 19-летний Ландо Норрис, самый молодой пилот в пелотоне, оказывается шестым и по итогам двух Гран-при идет седьмым в личном зачете!

Вопрос, который возникает в голове после второго, весьма удачного для команды Mclaren Гран-при: может быть, надо было уже давно избавиться от Алонсо?

Williams

Честно говоря, даже не хочется говорить сейчас про эту команду. Рассел и Кубица вновь приехали последними на финиш, при этом Кубица даже своему напарнику проиграл лишний круг. Во время свободных практик он говорил о том, что даже при одинаковых настройках его машина по характеристикам существенно отличается от машины Джорджа.


В итоге, чтобы хоть как-то сдвинуть дело с мертвой точки, в команду пригласили консультантом не кого иного, как старинного товарища сэра Фрэнка Патрика Хэда. Много лет назад машины Патрика Хэда в цветах Williams неоднократно побеждали в гонках. Спасут ли его консультации команду в этот раз — посмотрим.

Топ-5

Первыми на пит-стопы стали уходить гонщики из середины пелотона. На десятом круге началась волна пит-стопов, которые затем подхватили и остальные. Ферстаппен заехал на 12-м круге, через круг отправился Боттас, затем, на 14-м, заменили резину Хэмилтон и Леклер. Феттель был последним в этой пятерке и за счет этого на выезде с пит-стопа проиграл позицию Хэмилтону. В итоге Ferrari и Mercedes опять перемешались, но уже через семь кругов происходит непредвиденное: Хэмилтон начинает терять скорость и жалуется команде на проблемы с задними шинами. Очередной комплект софта не хочет работать, как следует: и на 23-м круге Феттель возвращает себе позицию.

Кажется, тиффози должны быть счастливы: задел между двумя Ferrari и Mercedes снова растет. Более того, Ferrari проводят довольно удачную стратегию в гонке и быстро учатся на ошибках. Когда на 35-м круге Хэмилтона зазывают на очередной пит-стоп, Ferrari не дают им ни единого шанса, сразу проведя пит-стопы Феттеля и Леклера.

Но Льюис на свежем комплекте медиума просто летит, а вот Феттель получил уже использованный софт и соревноваться в скорости с британцем не может. На 38-м круге Хэмилтон с первой же попытки обходит Себастьяна, тот очевидно сопротивляется, но…


Все новое — это хорошо забытое старое. После финиша Феттель скажет, что допустил ошибку, что, возможно, это был порыв ветра, но факт остается фактом: Феттель в очередной раз собственными руками отдает победу Хэмилтону. Без малейшего контакта с другим автомобилем Ferrari заносит и моментально разворачивает. Себастьян пытается что-то сделать, теряет время, оказывается в отстающей группе из Force India и Williams, и тут у него вдруг отлетает переднее крыло и чудом не попадает никому в машину. Феттель заезжает на пит-стоп для замены колес и крыла и вместо второго возвращается девятым.

Привет из Остина, привет из Монцы!

Это была его гонка

В итоге уже ближе к финишу гонки места на подиуме распределяются довольно приятно: впереди Шарль Леклер с весьма комфортным отрывом, на который никто не покушается, дальше Хэмилтон и еще дальше Боттас. Ферстаппен четвертый, Феттель через несколько кругов уже пятый, но вряд ли он сможет бороться за что-то большее. Казалось бы, гонку можно считать законченной, но...

За десять кругов до финиша вдруг поступает тревожная информация от Леклера о проблемах с силовой установкой, и действительно: Ferrari № 16 начинает катастрофически терять скорость, уступая Хэмилтону по 4-5 секунд с круга.


За следующие шесть кругов Леклера обходят и Хэмилтон, и Боттас. Команда пытается по радио подбадривать Шарля, понимая его состояние, и тут он говорит фразу, которую меньше всего ожидаешь услышать. «I am keeping calm» — «Я сохраняю спокойствие». Представьте: вторая гонка за Ferrari, первая поул-позиция в жизни, безусловное доминирование над Феттелем, лидерство в гонке, призрак первой победы — и «I am keeping calm». Ровным, спокойным голосом. Кремень! Ох, держись, Феттель.

Потеря скорости на машине Леклера была такой катастрофической, что еще пара кругов, и даже бронзовый подиум он мог подарить Ферстаппену. Если бы не Renault! По-моему, он должен проставиться французам за их двойной синхронный сход и машину безопасности за четыре круга до финиша.

Финиш под машиной безопасности это было единственное, что могло его спасти. И спасло. В любом случае — очко за быстрый круг в гонке принадлежит Шарлю, равно как и звание Пилота дня.

В итоге именинником на празднике оказывается Mercedes: в подарок от Ferrari им достается дубль, на который рассчитывать было нереально. Теперь Серебряные стрелы уже в двойном отрыве по очкам в зачете конструкторов, а лидерство в чемпионате по-прежнему сохраняет Валттери Боттас — благодаря очку за лучший круг в Мельбурне. Третий в личном зачете — Макс Ферстаппен. Леклер уступает ему одно очко и на четыре опережает Феттеля.

Для Haas гонка сложилась очень неудачно. Вместо двойного финиша в очках американская команда получила натуральный бублик. Alfa Romeo хорошо прибавила в этом сезоне, и отлично выступил Кими Райкконен: он стал седьмым.

Два слова про общие вопросы

Новый технический регламент — это то, что обсуждали между двумя Гран-при. Главное слово при обсуждении было «унификация». Унификация должна привести к снижению бюджетов и сокращению затрат, и ее смысл в том, что многие несущественные детали, которые к тому же никак не отвечают за персонализацию машин и команд, будет производить единый поставщик. Другие будут производить сами команды — но по единой спецификации.


В эти списки включены суппорты, тормозные диски и накладки, рулевая колонка, колесные диски, система Halo, боковые и задние структуры безопасности, полуоси с приводами, гайки, педали газа и тормоза, механизм системы DRS, элементы топливной системы, а также руль и коробка передач. Предполагается, что машины станут еще более простыми, но при этом получат граунд-эффект.

Новый регламент должны утвердить в июне, но ходят слухи, что утверждение может быть перенесено на конец года. Это значит, что у команд будет очень мало времени на проработку и постройку новой машины к 2021 году.

Еще одно обсуждение касалось изменения формата квалификации: идет речь о том, что со следующего года в квалификации может прибавиться четвертый сегмент, а продолжительность каждого сегмента сократится. По результатам каждого из первых трех сегментов будет отсеиваться по четыре машины, а в финале встретятся восемь лучших пилотов.

1000-й Гран-при пройдет в Шанхае 13-14 апреля. Готовиться к нему начали уже заранее, так что обещают нечто грандиозное.

Источник: drom.ru

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии