- 19 сентября, 2019 -
на линии
В движении
Автоспорт

Гонки и компьютеры Александра Моисеева

Мне всегда было интересно, могут ли такие люди оказаться в автоспорте, и что они будут делать за рулем гоночного автомобиля. Здесь случай особый. Саша оказался настолько погружен в тему автоспорта во всех ее аспектах, что выделить в нем только пилота совершенно не представляется возможным. Он менеджер, идеолог и креативщик в одном флаконе. И директор по продажам «Kaspersky Lab». По сути это именно с его подачи возник весь sub-brand «Kaspersky Motorsport», который развивается одновременно в нескольких направлениях, и именно он создал одноименную команду, которая в настоящее время участвует в серии Blancpain GT Series.



Нам с ним удалось поговорить во время одного из гоночных уикэндов, а именно на трассе Paul Ricard, где проходила 1000-километровая гонка в преддверии 24-часового эндуранса в Спа. Мы разговаривали в пятницу вечером, в совершенно пустом пресс-центре, потому что это было единственное доступное тихое и прохладное место в 30-градусной ночной французской жаре. Он еще не знал, что на следующий день на протяжении почти пяти часов они будут лидировать в своем классе, а потом сойдут из-за отказавшего мотора. Что он психанет, захочет уйти из гонок, а потом скажет: «Мы должны добиться всего и победить».



Он рассказывал о том, как оказался в автоспорте, как подружился с Ferrari, как проехал свою первую гонку и создал настоящий гоночный симулятор, а я слушала его и понимала, что автоспорт для него — по-настоящему большое приключение, а мир он воспринимает, скорее всего, через призму монитора и джойстика. Но какой же он заводной в своих планах и идеях!



В последние выходные июля, а именно 30 и 31 июля на знаменитой трассе Спа в бельгийских Арденнах состоится 24 часовой марафон в рамках Blancpain Endurance Series, который каждый желающий может посмотреть на сайтеwww.blancpain-gt-series.com — а заодно понаблюдать за тем, как выступает команда Kaspersky Motorsport.



Александр Моисеев: У меня есть давнишний знакомый, зовут его Физикелла. Да, тот самый. Я долго жил в Италии, и приятель меня с ним познакомил. Через этого же приятеля в 2009 году нам с Женей Касперским Ричард Бренсон передал приглашение на Гран-При Италии в Монце.

После этой поездки Женя мне и говорит: «Давай в Формулу 1 придем спонсорством, хочу, хочу».

Мы тогда с точки зрения чисто меркантильного расчета пересмотрели и просчитали все команды Формулы, и самой выгодной с точки зрения юзабилити получилась Ferrari. Она же была и самой сложной в плане начала сотрудничества. Ведь мы по сути были начинающей компанией, а они уже давно стали монстрами, и сами отбирали, с кем хотят работать, а с кем нет. Именно тогда и пригодилось знакомство с Физикеллой, который представил нас агентству, занимавшемуся продвижением и спонсорством бренда. Я тогда на встрече обронил фразу, что «Евгений Касперский это Энцо Феррари в области информатики», и это их подкупило. Так что в 2010 году мы запустились с совместным проектом, где мы выступали в роли компании поддержки. Кстати, в начале мы поддерживали GP2 и лично Джанкарло Физикеллу, который там выступал, потом поднялись еще на ступеньку выше и пришли в Ф1.



А.М.: За рулем гоночной машины я оказался практически случайно. Был забавный момент, когда мы возвращались с трека в Монце вместе с Энрико Занарини (очень известным персонажем в мировом автоспорте, в прошлом менеджера многих пилотов, в том числе и Физикеллы), и я его подвозил в аэропорт. Что-то я, видимо, на дороге исполнил, потому что перед тем, как выйти, он мне сказал: «Давай так, я тебе тест устрою на треке. Лучше ты убьешься сам на треке, чем угробишь меня по дороге». И организовал мне тест. Это было в Валенсии. Тесты прошли очень неплохо, кстати, и Женя Касперский ехал, и у нас обоих все получилось вполне достойно.

И тогда Ferrari нас спросили: «Хотите?» И мы хотели.

Первый опыт был в Ferrari Challenge. В этот год все команды как раз переходили с 430-й на 458-ю, и меня посадили за руль одного из автомобилей. Для меня это вообще первая гонка была. И я, кстати, ее тогда выиграл, правда, в категории Ам, конечно.



А.М.: Конечно, мы катаемся не просто так. Например, в прошлом году, когда было принято участвовать в Blancpain GT Series, мы собрали все маркетинговые данные и поняли, что даже на фоне Формулы 1 мы здесь получаем очень неплохие цифры! Конечно, Формула 1 это наш основной инструмент, но это преимущественно B2B, а с точки зрения партнерских историй Blancpain намного интереснее. У нас здесь своя команда, свои истории, и несмотря на то, что эта команда находится все же под крылом “AF Corse”, это обалденный инструмент, который очень красиво дополняет нашу историю с Формулой 1.



А.М.: Касперский Моторспорт это все-таки суббренд, и единственный, какой у нас есть. Мы на нем продвигаем Лабораторию Касперского, естественно, фанатскую историю, но все же это направление стоит немного поодаль от основного бизнеса. Конечно, как следствие, мы стремимся, чтобы люди покупали продукты компании, но в первую очередь мы хотим получать и спортивные результаты.



А.М.: Может быть, ты удивишься, но мы сравнивали автогонки (прежде всего Ф1) с футболом, когда делали свой выбор.

Кумулятивно УЕФА, наверное, крупнее, но проблема в том, что УЕФА проходит раз в 4 года. А тут огромное количество этапов каждый год.

Что касается Ferrari, то это очень сильный бренд с историей, харизмой и невероятным коэффициентом визабилити. Зрители принципиально наблюдают за Ferrari, за их победами и поражениями и всем, происходящим вокруг. Ни одна другая команда с Ferrari не сравнится. Так что мы выбрали Ferrari и не ошиблись. Отдача у нас идет очень большая, с высокими коэффициентами. Мы посчитали, что если мы вкладываем доллар, то обратно получаем порядка семи, как если бы покупали рекламу на эти деньги. Шикарная вещь.

А.М.: Сейчас одной из наших задач является найти «гоночного гения», который мог бы стать лицом «Касперского». Очень хочется повторить историю с Алонсо, которого «открыл» Santander. Мы посмотрели многих интересных молодых ребят, но нам понравился Антонию Фуоко, ему 19 лет, уже подходящий возраст для Формулы 1, он проходил ряд тестов в Барселоне и на Нюрбургринге, и ехал очень хорошо. Сейчас он помогает с настройками машины, которые очень нравятся и Феттелю и Райкконену.

Еще один совсем юный итальянский талант восьми лет от роду очень бодро ездит на карте. Думаем сейчас, что с ним делать. Наших ребят тоже смотрели, но, честно сказать, я не нашел ничего выдающегося. Таланты есть, но не более.

А.М.: Подбором людей в команду занимался тоже я. И мое главное к ним требование, чтобы они не сошли с ума в наших реалиях. Мы же странненькие. Мы же АйТи компания. Причем наши странности могут распространяться на что угодно.

Вот, например, в прошлом году я прямо на трассе в Спа перед гонкой паял приборку от машины.

Они хотели поменять ее на складе за 7500 евро, а меня задушила жаба, и я припаял на ней светодиоды, и все у нас работало всю гонку.


А.М.: Для меня совершенно не затруднительно участвовать в автоспорте — в том смысле, что я на гонках успеваю и поработать. Мы едем в сезон всего порядка 10 гонок. Это не много. Для собственного удобства мы адаптировали всю внутреннюю организацию гонок так, чтобы всем было комфортно.

Раньше все происходило хаотично, а сейчас я приезжаю на трек, сажусь в автомобиль и поехал.

План действий на день мне пишет мой коуч Марко Чочи. Он включает все аспекты — работа на треке, настройки машины, работа с телеметрией. В остальное время я могу заниматься своей работой, а она у меня такая, что я беру компьютер и делаю все нужное. Вот и всё.


А.М.: Ну вот, например, здесь мой завтрашний гоночный день будет выглядеть примерно так: в 8 утра подъем, в 8:30 выезжаем. На треке надо быть в 9.00. В 10:20 я стартую на квалификации. Потом Марко распорядился, что мы сидим и релаксируем до начала гонки, и нас никто не беспокоит. К тому же у нас есть физиотерапевт Роман, который помогает нам расслабляться.

В общем, нигде не бродим, сил не тратим, а в 18.00 стартуем и понеслось.

В этот раз мы будем ехать по одной смене (стинту). Решили, что дабл стинт предполагает больше возможностей для ошибки — потому что жарко, тяжело, и все равно менять резину и заправляться бензином. А вот в Спа поедем сразу по две смены, так как там мы едем вчетвером, и проехав свою смену, дальше получается 6 часов свободного времени, когда можно отдохнуть, поесть и даже поспать.


А.М.: Сразу скажу, что никакого специального распорядка дня или меню у нас нет, едим все подряд.

Но я открою страшную тайну: у пилотов Ф-1 во время уикэнда тоже никакой диеты нет, что бы они не рассказывали журналистам! Макароны с сыром — отличная диета!

Я все это неоднократно наблюдал ☺ Вопрос в том, что после гонки ты не ешь, а во время уикэнда метешь все подряд, так как нужны калории. К тому же мы едем не в Ф1, где на скорость влияет каждый килограмм, и класс у нас — «Ам». У нас плюс/минус 10 кг могут изменить время на 0,1 секунду. Десятая это, конечно, много, но в нашей категории она ни на что не влияет ☺


А.М.: Животный страх у человека есть всегда. Нет таких людей, кто не боялся бы за свою жизнь. Я могу сказать по себе, что в том же О’Руж нога непроизвольно поднимается с педали газа. На скорости за 200 км/ч, когда приближается стена, хочешь не хочешь, а страшно, конечно. Но у каждого, кто участвует в гонках, случается некий переходный момент; я не знаю, как это объяснить, но через какое-то количество километров у тебя пропадает человеческий страх, что ты можешь себе как-то навредить. И происходит это очень быстро. Потом наступает следующая фаза: ты начинаешь беспокоиться, что, если тебя занесет/развернет/въедешь в стену, то ты потеряешь драгоценное время и позиции.

Главное, что у человека есть определенные триггеры: когда ты переходишь в новую фазу, триггер щелкает, и ты понимаешь, что сделал это один раз — сделаешь и другой.


А.М.: Мне ужасно хочется попасть в программу под названием «Формула медицины». Это курсы для спортсменов, которые находятся на Севере Италии. К ним приходят все: и из Формулы 1, и из младший серий: они много кого тренируют и готовят. Это сочетание медицинской программы, физподготовки и анализа химических процессов в теле, они полностью расписывают тебе задания на ближайшее время жизни. На это нужно найти 3 дня жизни, которые посвятишь целиком программе. Обещаю: я найду до конца года, потому что это нужно обязательно сделать.

Мы сейчас проводим Kaspersky International Driving Academy — этакую школу вождения для клиентов и партнеров, которых 10 раз в год привозим на треки, мотивируем и сажаем за руль.

А сейчас я хочу привезти на трек еще и ребят из «Формулы медицины», чтобы объединить все вместе и создать комплексную тренинговую программу. Потому что у многих проблема не в том, чтобы показать достойное время, а в том, чтобы «собрать» круг. Например, у меня иногда просто начинается паника, я начинаю торопиться и делать ошибки: позже торможу, превышаю свою скорость и пр. А нужно делать строго наоборот — например, тормозить раньше, а газ нажимать позже, и тогда вдруг откуда-то находятся 2 секунды. Но это прежде всего нужно победить в своей голове, а самому сделать такое нереально. Вот и требуются специалисты. К тому же эти тренинги стоят совершенно адекватных денег — условно порядка пары тысяч евро.


А.М.: Сейчас мы работаем над одним из самых интересных проектов. Вместе с одной командой, которая раньше участвовала в Ф1, мы создали автосимулятор.

Сам корпус мы отлили из карбона. В целом это машина, которой нет, называется эта штука «Касперский симулятор», говорить, с какого автомобиля мы его «содрали» мы не можем, но, в принципе, при взгляде на него все становится понятно.

Только на металлотехническую часть мы потратили год, затем еще много времени занял весь софт, еще три месяца мы «выкатывали» трассы — т.е. брали треки, сканировали их лазером и создавали их компьютерный образ.

Выглядит это как машина без мотора: кузов, ролл-бары, сетки на окнах — все есть. Только отрезан капот. Мы придумывали очень много технологий, чтобы управление этим автомобилем давало реалистичный отклик. Например, можно получить нужное усилие на руле — для имитации различных ситуаций: привод руля сломался, колесо отлетело, тебя повело, или ты налетел на поребрик — все ощущения получишь сполна. Плюс мы установили тормозной механизм от реальной машины, причем придумали разные хитрости, чтобы и тормоза давали реальный отклик и правильное ощущение.

Сконструирован он по принципу авиасимулятора — т.е. большая комната полусферой, на экраны проецируется трек ну и т.д.

На самом деле, это совершенно уникальная вещь. Получился настоящий тренировочный симулятор категории GT3. Разница между ним и треком — 0,2 секунды. Для Формулы такие существуют, а вот для кузовов — нет. Все имеющиеся в большей степени игрушка нежели реальный симулятор. А у нас прям… в общем, отлично получилось!

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии