- 15 декабря, 2018 -
на линии
ЭнергоКурс

Газовый торг с Китаем. Часть 3. В поисках компромисса

В двух предыдущих комментариях мы выяснили, что (1) российский газ Китаю нужен и (2) цена, предлагаемая «Газпромом», в общем-то находится на том же уровне, что и стоимость голубого топлива для Китая из других источников. Почему же Китай не торопится покупать российский газ? Причин тут несколько.

Во-первых, напомним, что внутренние цены на газ в Китае находятся на достаточно низком уровне. В результате китайская государственная CNPC, импортер среднеазиатского топлива (стоимость которого заметно выше), при поставках этого газа на внутренний рынок терпела значительные убытки. Но сейчас всё меняется. Чуть более года назад в двух прибрежных провинциях был начат эксперимент по привязке стоимости газа к корзине нефтепродуктов. В дальнейшем новую систему ценообразованния планируется распространить на всю страну. Вероятно, примерно к этому времени на китайский рынок выйдут и российские объемы.

Во-вторых, существенным для Китая также является фактор транспортных расходов на доставку газа в конечной точке потребления. Как мы выяснили в прошлый раз, туркменский газ стоит Китаю около 10 долл. за млн БТЕ, но это на границе. В то же время наиболее развитые районы Поднебесной – прибрежные. В результате транспортировка через всю страну – с северо-запада на юго-восток -- приводит к тому, что конечная стоимость газа вырастает еще на 50%, то есть примерно сравнивается с ценой дорогого СПГ. В свою очередь, сам СПГ, хоть и дорог, но затраты на его транспортировку внутри страны минимальны – он потребляется в тех же прибрежных районах, куда доставляется.

Но вернемся к российскому газу. Долгое время «Газпром» предлагал Китаю газ в первую очередь по «западному» направлению. (Еще раз сошлемся на карту с сайта «Газпрома»).

То есть точка входа была бы примерно там же, что и в случае среднеазиатского газа. Со столь же значительными затратами на транспортировку внутри Китая. Но с развитием Восточной программы все поменялось. Теперь для экспорта в Китай приоритетно восточное направление. И здесь транспортировка газа на прибрежные рынки окажется заметно дешевле - расстояние сократится почти в 1,5 раза. Кроме того, для Китая важна и диверсификация поставок, не только по странам-источникам газа, но и по точкам входа. А в случае с западным направлением эта точка практически дублировала точку входа среднеазиатского газа. Таким образом, даже при одной и той же начальной цене (вероятно при нынешних нефтяных ценах она так окажется в районе 10 долл. за млн БТЕ, или 350-360 долл. за тыс. кубометров), поставки с востока оказываются для Пекина значительно интересней по сравнению с западным направлением.

А теперь рассмотрим схожие аспекты транспортировки с позиций России. Раньше, когда рассматривалось в качестве основного направления западное (с ресурсной базой в Западной Сибири), одним из принципов определения цены на российско-китайской границы для «Газпрома» была равнодоходность поставок с европейским направлением. Так как расстояние от месторождений до Китая и Европы было примерно одинаковое, то и «Газпром» был готов продавать газ на границе с Китаем примерно по тем же ценам, сколько он стоит на границе России на западных рубежах.

Но теперь ресурсной базой становятся месторождения Восточной Сибири – Чаяндинское и Ковыктинское. Они от Европы значительно дальше (около 5000 км), а к Китаю, напротив, значительно ближе (меньше 2000 км). Ясно, что в таких условиях принцип равнодоходности с европейскими поставками уже применять нельзя.

Но и в данном случае принцип равнодоходности можно и нужно применить. Но не с западным, а восточным рынком. Ведь будущий «восточный» газопровод будет иметь в Китай только ответвление, а закончится он во Владивостоке заводом по производству СПГ. В таком случае справедливая цена в точке ответвления в Китай может быть определена на основе равнодоходности с поставками сжиженного газа из Владивостока. При расчете цены на газ для Китая к ценам СПГ может быть применена значительная скидка. Ведь примерно 2,5-3 долл. за млн БТЕ могут составить только расходы на сжижение, до 1 долл. - расходы на доставку СПГ на конечные рынки. Еще сколько-то средств тратится на транспортировку еще газообразного топлива от китайского ответвления до Владивостока. Итого, дисконт может составить до 5 долл. за млн БТЕ. При средних ценах СПГ в Азии на уровне 15 долл. за млн БТЕ, опять получим как раз те самые 10 долл. за млн БТЕ.

Не менее важно, от какой стоимости СПГ будет предоставлена эта скидка. Как нетрудно заметить, предложенная схема во многом повторяет нефтяное ценообразования на китайском ответвлении в рамках нефтепровода ВСТО. В этом случае цена для Китая тоже определяется на основе нефтяных котировок в порту Козьмино за вычетом транспортных расходов. Но биржевой рынок нефти на порядок более зрелый по сравнение с газовым. Спотовые цены даже на трубопроводный газ, не говоря уже об СПГ подвержены колебаниям, существует опасность ценовых манипуляций. А цены на СПГ значительно отличаются даже в рамках азиатско-тихоокеанского региона. Одним словом, прийти к компромиссу даже в этом случае сторонам будет непросто. Поэтому существует вероятность, что формула цены будет выглядеть и традиционно – с классической привязкой к нефтяным котировкам. Как обещают официальные лица, уже к концу марта будут ясны контуры будущего соглашения с Китаем, а к концу года будет подписан контракт, содержащий все детали.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии