- 22 сентября, 2017 -
на линии
Общество

Феминизм как главная причина женского несчастья

Опера про одиночество мещанки послевоенного поколения, вступающей в пост-репродукционный период, в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского .

Большое искусство России необходимо нам даже в век торжества дурновкусия, когда на главных каналах телевизора просто не бывает музыки Глинки и Чайковского. Именно оно ставит проблемы по-настоящему - без погони за злобой дня. А ведь вечные вопросы в конечном итоге и определяют сиюминутные решения. Замечательная постановка моно-оперы Франциска Пуленка Человеческий голос («La voix humaine») в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского говорит о любви, но заставляет наблюдательного зрителя задуматься о ее социальных аспектах.

Кто в прайде лев

Эта опера - отличный повод поговорить о природе любви, о том, что делает женщину счастливой, и что делает ее несчастной, нужна ли женщине свобода от мужчины и можно ли ее добиться, и в чем причина того, что так много вокруг нас несчастных женщин? Ведь вся наша социальная жизнь, если разобраться, это и есть поиски счастья, не забывая о том, что в итоге смерть уравняет нас всех, и в такой ситуации есть смысл сыграть партию красиво, хотя исход ее и предрешен заранее.

“Воинской службе подобна любовь”, - учит нас великий Овидий. Он, несомненно, прав, но ведь беда в том, что невежественные, выученные в шведских скверных школах и совсем никудышных университетах местные судьи, засудившие Джулиана Ассанжа по вздорному обвинению обиженной женщины, несомненно, просто не читали бессмертные строки:

“Пусть не дается - а ты и с недающей бери. Ежели будет бороться и ежели скажет: «Негодный!» Знай: не своей, а твоей хочет победы в борьбе”.

Кто такие эти мелкомасштабные судейские крючкотворы, о которых через год после неизбежной для всех нас кончины никто и не вспомнит, против бессмертного Публия Овидия Назона! Все равно, что плотник супротив столяра. И красивая идея освобождения женщин в том виде, в каком ее преподносят нам профессиональные борцы и борцуньи за права женщин, улюлюкавшие во время политической травли Ассанжа - ложна по самой своей природе.

Дело в том, что гендерное “освобождение” игнорирует биологическую природу человека. Мы, совсем неслучайно называемые “смертными”, все-таки пусть и гордые своей техникой, но всего-навсего высшие приматы, и нелепо думать, что можно и нужно загонять в себе природные качества. Нет смысла отрицать и даже сомневаться в том, кто в прайде лев.

И что-то мне подсказывает, что эти две подловатые дамы - профессиональная феминистка Анна А. и фотограф София В., обвинявшие Ассанжа, так и не найдут в жизни своего женского счастья и встретятся с неизбежным полные болью и злобой на окружавший их мир.

Нам напоминают Мишеля Уэльбека: “Франсуаза - храбрая, работящая дамочка, и парнем всегда была отличным, и не лентяйка - какой там! - но не справляется. Да и разве с этим со всем в одиночку (или даже с Патриком вместе) толком управишься? Вот она выбегает без пятнадцати семь утра из дома к станции RER - причесанная, свежая, одетая в этом нашем современном и прелестно-неявно сексуальном офисном стиле, благоухающая опиумом и пуазоном, а видят её в таком виде одни коллеги. Патрику же она достается в трениках и пантуфлях, с хвостиком и в бифокальных очках. Какой уж там секс. То ли дело мусульманские женщины - спрятанные от глаз, закутанные днём, завернутые, как подарки, но вечером распускающие волосы, красящие глаза и губы, надевающие шелково-кружевные комбинации и гэпьерки, превращающиеся в райских птичек для своего господина...”

Верно, что гендерный дисбаланс - это чудовищное по масштабу и последствиям превышение количества женщин над мужчинами в результате войны - вынуждает наших женщин искать надежду в принципах феминизма. Женщина, оставшаяся без своего мужчины, имеет полное право на равноправие (простите за каламбур), но она должна понимать, что это право неразрывно связано с добровольным отказом от женского счастья.

Но все-таки достойный повод для гордости человечества - это не придуманный от нужды антропоцентризм (мы не животные, а животные - не мы), а гордость от осознания подлинной реальности нашей принадлежности к своему биологическому виду - лучшему из приматов.

Социальные элементы любви

Пуленк отличный композитор, и смотреть Человеческий голос в театре на Никольской улице нужно обязательно. Не пропустите, этот спектакль редко идет. Формально это повествование о драме влюбленной стареющий женщины, но автор либретто Жан Кокто - большой поэт, а Пуленк - масштабный композитор, и в их работе четко видно, что это история про несчастье не просто женщины, а женщины средней прослойки, того класса, который по французски так удачно называется petits-bourgeois. Эта опера про одиночество мещанки послевоенного поколения с выбитыми мужчинами и страшным половым дисбалансом, вступающей в пост-репродукционный период.

Это жизненно, и это актуально. Смотрите сами: умная, наблюдательная и красивая, любящая оперу и тонко ее чувствующая, но окончательно отравленная внешней красивостью феминизма, порожденного, на самом деле, отчаянной безысходностью женщин поколений с выбитыми войной мужчинами, преподаватель математики во Франции Галина Гужвина пишет:

“Вот как хотите, а я одной из главных причин гендерной мясорубки в родных осинах считаю нечёткое понимание границ между гражданскими и человеческими правами с одной стороны и всякими бонусами и сладостями жизни с другой. Барышни любого возраста всё ещё вовсю, сладострастно саморастравляются под припевы "хорошо быть девочкой в норковом манто, можно и не девочкой, но уже не то", предаваясь требовательно-капризным мечтам о манто и авто, самым печальным образом пренебрегая ради сбычи влажных мечт базовым, легитимным, конституционным, проглатывая унижения, пренебрежение, обесценивание, нарушение личных границ и прочие виды абьюза. Потому что нет у них чёткого понимания того, что богатый замуж (да и вообще любой замуж, если уж на то пошло) в список базовых требований к жизни не входит и входить не может, а вот ненарушение их физической и эмоциональной целостности, защита от любых посягательств и насилия - входят непременными пунктами, и базовые свои права нужно уметь и хотеть защищать даже и под угрозой похоронить мечту. Потому что сладость, с дерьмом смешанная, не будет в сладость, но будет вечное "не то"”.

Вы видите в этом рассуждении место для счастливой женщины? Я не вижу, я вижу тоскливый пассаж дамы среднего класса, потерявшей всякую надежду на женское счастье. Самое жуткое в том, что не их вина; наших женщин незаслуженно лишили их шанса - просто слишком много женщин и слишком мало мужчин, чтобы надеятся на джек-пот. Война убивает лучших. Но лучших мужчин.

Нетрадиционная ориентация

Именно для такой аудитории и писали Кокто и Пуленк. Сам композитор говорил про свой опус: "Дамы плачут". И не соврал. Пикантность ситуации состоит в том, что и Пуленк, и Кокто были гомосексуалистами (в хорошем смысле слова - не профессиональными геями, зарабатывающими на жизнь громкими заявлениями о своих сесуальных предпочтениях, а людьми, ничего особого себе не требующими, просто не считавшими нужным скрывать свои интимные предпочтения).

Вообще говоря, это всегда очень занятно, когда очень талантливые гомосексуалисты пишут женскую трагедию, женское счастье и женскую любовь. Взгляд на проблему чуть со стороны, в котором нет места нашей гетеросексуальной мизогинии. Всегда любопытно выходит, а если талант очень большой, то и очень любопытно. Здесь именно тот случай (для наблюдательного, конечно, человека). Когда умный гомосексуалист говорит о женской любви, его всегда лучше послушать - он непредвзят и смотрит отстраненно.

Та же Гужвина саркастична по поводу “плача по убиваемой непосильным офисным трудом женской красоте (от вставания в пять тридцать - недосып и круги под глазами, от толкучки в транспорте - мозоли и варикоз, от сидения на попе по восемь часов кряду - галифе и целлюлит плюс общие замотанность, зашуганность, замурзанность, свойственные недостаточно праздным, вальяжным недостаточно) в противоположность цветеньям и благоуханьям женщин домашних, мужниной спиной-стеной защищенных, обвивающихся плющом в блаженной неге”. Она считает этот “плач” вздорным и не отражающим реальность.

И Пуленк гораздо более убедителен (хотя, может, это и неспортивно - сравнивать аргументацию по силе убедительности - с одной стороны только слова, а с другой - отменная музыка на отличный текст), и его аргумент становится еще сильнее от того, что поставила Голос в Театре Покровского женщина.

Они сделали это хорошо

Отлично, просто отлично работает пока еще по возрасту молодой, но по гамбургскому счету уже зрелый, замечательный дирижер Айрат Кашаев (запомните это имя - вы о нем обязательно еще услышите). Очень точно, очень четко, вполне по-пуленковски (долой импрессионизм и всякую расплывчатость!), с отменными нюансировками, особенно мне понравилось, что Кашаев делает с партиями духовых инструментов. Каждый нюанс автора очень непростой музыки отчетливо слышен.

В заглавной партии я слышал Ирину Курманову. Она очень хороша в роли. Тем не менее, Курманова слишком красива для этой партии - ей не сопереживаешь по действию, полное ощущение, что у нее все будет в порядке в личной жизни и есть очень хорошие шансы на женское счастье. Вашему автору - конченному женоненавистнику - захотелось похлопать ее по плечу, дать выплакаться в жилетку и сказать что-то вроде: "Не валяй дурака. Это просто не твой мужик. Твой, красавица, пока не подошел еще. Иди пока поработай, а твой мужик на подходе".

Но актрисы театра Покровского на сцене, действительно, могут все. И любящая брехтовскую сцену режиссер Ольга Иванова вполне в традициях эпического театра заставляет Курманову показывать, а не переживать драму дурнушки, оставаясь даже на сцене красавицей. Выходит у Курмановой вполне достойно и убедительно. Просто экстерьер не тот.

В общем следите за афишей, и не пропустите следующего исполнения. Только не говорите мне, что вам приелась музыка Пуленка в живом исполнении. Я вам все равно не поверю.

А напоследок вот вам еще совет Овидия:

Только старайся о том,чтоб не ранить нежные губы, Чтобы на грубость твою дева пенять не могла. Кто, сорвав поцелуй, не сорвал и всего остального, Истинно молвлю, тому и поцелуи не впрок. Что помешало тебе достичь полноты вожделенной? Стыд? Совсем и не стыд - разве что серость твоя.

От редакции: суждения ув. авторов в рубрике "Мнения" могут не совпадать с мнением редакции и не являются рекомендацией к каким-либо действиям.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии