- 13 декабря, 2018 -
на линии
Экономика страны

Это получилось даже у финнов. К задаче отстроить российский туризм

Вчера на алтайском курорте Белокуриха прошло заседание Президиума Госсовета Российской Федерации, которое было посвящено развитию санаторно-курортного комплекса страны.

Президент начал с простых и вопиющих вещей.

С санаторно-курортного комплекса, который порушен в постсоветские годы лишь немного меньше, чем когда-то могучая региональная авиация. Санаторно-курортный комплекс России имеет огромный и, несмотря на жесткую потребность рынка в местах для отдыха и рекреации, нереализованный потенциал. Сегодня в России действует 1 тысяча 875 санаторно-курортных организаций, расположенных по всей стране. При должном уровне загрузки они могут стать серьезным стимулом экономического роста территорий, однако значительная часть площадей, отведенных для санаторного лечения, в России не используется или используется неэффективно.

Но у нас нет не только продуманной стратегии, которая определяла бы хотя бы приоритеты его эксплуатации и развития, в том числе и с привлечением государственного финансирования и средств частных инвесторов. У нас нет даже базового пакета документов для этого.

«Пока такого базового документа нет. И правительство должно приступить к его разработке как можно быстрее и принять его», — подчеркнул глава российского государства.

И мы, писавшие не раз о необходимости «национального проекта в сфере туризма», искренне надеемся, что его подчиненные не кинутся в первую очередь делить, как они уже начали, прямо на Госсовете еще не существующий «курортный сбор», а хотя бы поймут, какое именно направление им указывает этот животворящий пинок.

Ибо.

Мы уже не раз писали, что «рынок внутреннего и въездного туризма» Российской Федерации – наше естественное конкурентное преимущество. Просто потому, что у нас огромная страна.

У нас имеются вменяемые, хоть и не круглогодичные, места для пляжного отдыха: черноморское побережье Кавказа, Крым, весьма любопытная с туристической точки зрения древняя балтийская земля Калининграда/Кенигсберга. Каспий, с его пляжами и упоминавшимся еще в шестом веке до нашей эры у Гекатея Миленского древним Дербентом. Омываемый с юга и востока теплым Японским морем Приморский край, наконец.

У нас какое-то нереальное количество мест для горнолыжного катания, к которым нужно приложить только голову и руки, что доказывается примерами не только сочинской Красной Поляны и такого же кавказского Домбая, но и стремительно набирающего популярность расположенного вообще где-то в Кемеровской области горнолыжного курорта Шерегеш, например.

А знаете, допустим, какой сейчас наиболее стабильно развивающийся во всем мире сектор туристического рынка? Это – речной круизный туризм.

И кто тут сможет сравниться с нашими древними Волгой и Камой, с великой северной Печорой, с красивейшими водными путями Беломорско-Онежского бассейна, с великими сибирскими реками?

У нас величественная и древняя история с огромным количеством древних и средневековых памятников, начиная от городов Золотого Кольца и Новгорода со Псковом и кончая Абакано-Минусинской котловиной в далекой Хакасии.

В принципе, - у нас есть почти все: с тропиками только немного не повезло.

Всё это на скучном экономическом языке называется «естественные конкурентные преимущества». Деньги, которые по сути лежат на земле и в воде и которые просто нужно уметь и хотеть поднять.

Простейший пример.

Есть полярный финский курорт Рованиеми. Ничего, в принципе, особенного: гостиница барачного типа из огромных бревен, номера в две маленькие комнаты, небольшой горнолыжный склон под электрическим освещением (полярная ночь же). Несколько отелей в едином кластере. Трасса для беговых лыж, трасса для катания на снегоходах, собачья ферма с катанием на собаках, оленья – на оленях.

Баня.

Жутко дорогой алкоголь.

Ежегодно только в первые две недели января — 30 тысяч туристов только из Российской Федерации.

А меньше чем в трехстах километрах по прямо от Рованиеми расположен чудный карельский поселок Калевала, где все, то же самое, плюс история великого эпоса и минус то самое «приложение рук и головы». И, соответственно, - минус туристы, хотя алкоголь много дешевле.

И сделать там туристический кластер, вы уж мне поверьте, много проще и дешевле, чем построить атомную электростанцию или озадачится нанотехнологиями, например. Особенно, если учесть, что там все еще существуют остатки порушенного после падения советской власти аэропорта, а не так уж и далеко проходят федеральные автомобильная и железнодорожная трассы на Мурманск.

Вот, в принципе, и все.


Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии