- 10 декабря, 2018 -
на линии

Элита на удалёнке. О фильме «Элизиум» и кризисе антиутопий

Уважаемые читатели!

Все мы знаем, как победить злую систему, несправедливо эксплуатирующую большинство человечества. Нужно:

1) случайно получить ключ к самому Главному Компьютеру и

2) хакнуть этот Главный Компьютер, чтобы он выдал много счастья для всех даром.

Больше ничего не нужно: ни создавать собственную справедливую систему в противовес злой и несправедливой; ни привлекать большую организованную армию сторонников; ни вести просветительскую работу с массами. Нужно просто точечно принудить злую систему к благотворительности.

…Если вам интересно, почему именно такой способ восстановления вселенской справедливости навязывается сегодня земной публике передовой киноиндустрией — давайте об этом поговорим.

Толчком к написанию данного текста послужила новая кинокартина «Элизиум» с Мэттом Дэймоном и Джоди Фостер, идущая сейчас в отечественных кинотеатрах.

Сначала — краткое содержание. Cередина следующего века. Социальное расслоение вышло на космический уровень. На околоземной орбите вращается огромный экологичный Куршевель в форме бублика. Его жители занимаются двумя вещами: 1) устраивают пати у бассейнов, время от времени регенерируя в специальных мега-капсулах от всех болезней, 2) сбивают немытых нелегалов, прущих с безжалостно эксплуатируемой Земли на обшарпанных летающих газелях, чтобы хоть на минутку залечь в эти капсулы и вылечиться.

Простой землянин-работяга Дэймон получает на производстве смертельную дозу радиации. Жить ему осталось пять дней. Он устанавливает на себя российские боевые гаджеты, захватывает крупного эксплуататора, случайно получает от него ключ к главному компьютеру небесного Куршевеля, удачно попадает туда и ценой своей жизни перепрограммирует Главный Компьютер. После этого все земляне становятся гражданами Куршевеля — и к ним стартуют сразу несколько космических карет скорой помощи с сотней лечебных капсул. Конец.

…Есть мнение, уважаемые читатели, что подобный сюжет — не следствие умственной лени сценариста и режиссёра. Хотя бы потому, что Нилл Бломкамп, сценарист и режиссёр «Элизиума», ранее снял вполне рассудительный в социальном плане «Район N9» — про гетто инопланетян на Земле. И он там не делал вид, будто системные беды ликвидируются филантропией.

Но есть разница. «Район №9» был ещё независимым кино из ЮАР и стоил по американским меркам копейки. А «Элизиум» уже снят в Голливуде со звёздами и стоит 115 миллионов долларов.

Так что, видимо, попав в т.н. «большое голливудское кино», творец просто автоматически попал в его смысловое поле с его набором аксиом. Не то чтобы творца кто-то специально заставлял снимать глупости — просто у них так принято. Положено, чтоб был герой-одиночка. Положено, чтоб у злой эксплуататорской системы было главное уязвимое место, в которое можно ткнуть и всё исправить.

Так что самый интересный вопрос — почему, собственно, в Голливуде положено так, а не иначе.

Так вот, уважаемые читатели, у меня есть версия.

Дело в том, что большую часть своей истории голливудский агитпроп боролся с вражеским восточным тоталитаризмом. То есть с Советами, социалистами, кубинцами и так далее, от которых в мире всё зло. Поскольку Советы были другой планетой — реализм при их изображении не требовался. И был накатан эффективный образ Злой Тоталитарной Системы. Ну вы помните: она заставляет всех ходить в одинаково серой одежде, расстреливает за инакомыслие и управляется из одного центра (американский писатель Айра Левин ещё в 1970-м придумал в качестве центра тоталитарный суперкомпьютер).

Так в антиутопиях и повелось: герой-одиночка, олицетворяющий свободный мир, прорывался к злой машине тоталитаризма и вырубал её — потому что один свободный человек сильнее миллиона рабов. Срабатывало десятилетиями.

Схема начала сбоить, когда СССР исчез и перестал быть источником мирового зла.

Более того: творцы «актуального мифа» обнаружили, что главным источником проблем на планете осталась та система, которую они так долго и эффективно защищали. Эта добрая система вроде уважает свободу, частную собственность и предпринимательство, поощряет инициативу и никого в одинаковые ватники не обряжает. Но при этом — вполне бесчеловечно бомбит и эксплуатирует большинство землян. А меньшинство становится всё богаче и летает в турпоездки в ближний космос.

Так вот: с тех пор жанр большой голливудской антиутопии пребывает в идейном кризисе. Потому что к кастовой системе на наших глазах приводит переразвитие тех самых свобод, которые так долго продвигали творцы. А единственной настоящей, несказочной альтернативой ему является вообще-то общество социальной солидарности, оно же «Красный проект».

Но пиарить красных Голливуд способен примерно так же, как снять героический эпос об огнеглазом афганском пареньке, мстящем жирным янки за разбомбленный аул.

В итоге все западные социально-сатирические антиутопии уже лет 15 стоят враскоряку. С одной стороны, в них смело критикуются отдельные недостатки кастовой системы: полицейское государство, пропасть неравенства, иллюзорность социальных лифтов и прочая несправедливость. С другой стороны — положено считать, что сама система, если в ней есть Свобода, альтернативы не имеет. Поэтому единственное, что разрешено делать герою, добравшемуся до Главного Компьютера — это его взлом с последующей раздачей бонусов бедным. Этим в итоге принудили заниматься хакера Нео в «Перевороте Матрицы», этим занимался певец Тимберлейк во «Времени», этим же занимается и Дэймон в «Элизиуме». То, что изначально должно было быть фильмами о восстаниях, раз за разом превращается в фильмы о пользе благотворительности.

В итоге получается глупо. И чем дальше — тем как-то глупее всё это шулерство про свободу выглядит.

…И кстати. Только что пришли данные первого уикэнда «Элизиума» в Северной Америке. Дорогущий фантастический блокбастер не собрал и 30 млн долларов, хотя прогнозировали ему за 40. Даже первый, ещё независимый, фильм того же режиссёра стартовал лучше.

Может, публика начала что-то подозревать.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии