- 13 декабря, 2018 -
на линии
Культпульт
На экранах

​День Зачищенного Отечества. Рецензия на х/ф "Защитники"

"Защитники". Россия, 2017, режиссёр Сарик Андреасян, бюджет 380 млн руб., снято при поддержке Фонда Кино


Уважаемые читатели! Все вы в детстве, разумеется, читали комиксы про Арсуса, человека-медведя, Ксению, человека-москвичку, Лера, человека-магнита-для-камней, и Хана, человека-умеющего-сражаться-самыми-идиотскими-мечами-на-свете. Вы смотрели мультсериалы про них, вы смотрели полнометражки про каждого из них, вы знаете их историю и любите их.

Отлично вам известна и история Августа Куратова - учёного, решившего стать злым повелителем техники. Поэтому сами понимаете, что случится, когда режиссёр фильмов "Любовь-морковь 3", "Служебный роман 2" и "С новым годом, мамы" сведёт их всех вместе.

Шутка.

Недавно я лично уже сходил на фильм, в котором ни черта не понял - на "Кредо убийцы". Я тогда тоже не понял ни кто все эти люди, ни зачем их отправляют в какую-то пыльную Матрицу, ни куда они все скачут, ни за чем они охотятся, ни почему былинная секта шахидов-наркоманов подаётся как защитница свободы воли.

Но там я сам был виноват: его сняли не для меня, а для многомиллионной аудитории граждан, игравших в долгую серию Asassin's Creed. То есть для людей, знающих, в отличие от меня, что вот это мужик сейчас не просто ухнул со шпиля башни, а это был "прыжок веры" и т.д.

Создатели "Защитников" решили, что для нашей любви к героям достаточно погонять по интернету справочную информацию - вот русский, он медведь, вот армянин, он магнит, вот казах, он то ли телепортируется, то ли быстро бегает.

В итоге мы наблюдаем следующую лихую драму.

На полигоне где-то в России испытывают боевые треножники. Они внезапно выходят из-под контроля, уничтожают командный пункт и уковыливают в туман, где их встречает лысый мужик с силиконовым торсом с вмонтированными в него железяками.

Потом мы видим секретный штаб, где сообщается, что лысый - это учёный Август, ещё в сороковых втайне проводивший подпольные эксперименты, попавший под радиацию, ставший бессмертным повелителем техники на расстоянии и теперь готовящий свой приход к власти.

К счастью, против него есть оружие. Тогда же, в сороковых, во всех советских республиках вывели по сверхчеловеку, а потом забыли. Сейчас эту советскую разработку, как склад тушёнки, надо расконсервировать и натравить на Августа.

В течение следующей пятиминутки находят четверых, перечисленных в самом начале. У одного из них - умеющей становиться невидимой в воде Ксении - амнезия. Но это не выделяет её на общем фоне, потому что всё равно остальные тоже ничего не вспоминают, кроме обрывочного "моя дочка умерла от старости у меня на руках", "я случайно убил своего брата" и "я боюсь стать медведем навсегда".

Этих четверых натравливают на логово лысого, охраняемое армией его вооружённых клонов. Почему-то четверо супергероев, у которых на четверых два самых идиотских меча на свете, попадают армии вооружённых клонов в плен. Лысый злодей предлагает им присоединиться к нему, уверяя, что он не предатель, а гений.

Поскольку это не объяснение, они отказываются. Тогда он двигает свои танки, треножники и вертолёты на Москву, перетаскивает Останкинскую башню в Москва-Сити и оттуда готовится расконсервировать как банку тушёнки советский боевой спутник "Молот", который перехватит управление всеми остальными спутниками, а значит и всей техникой на земле.

Но четверо супергероев собираются вместе, садятся на берегу Москвы-реки, объединяют усилия, создают сияющий колобок силы - и мечут им в Останкинскую башню. Всё валится, и герои расходятся, а им вслед грозят сиквелом.

...Я не шучу, уважаемые читатели. Это всё. Кроме этого, в фильме ничего нет.

Нет мотивации главных героев - включая злодея.

Нет истории героев - включая злодея.

Защитники не беседуют друг с другом, не подкалывают друг друга, не обсуждают ничего, не делятся планами, мировоззрениями и рецептами национальных кухонь.

Нет, наконец, Отечества, которому требуются эти защитники. О нём даже не вспоминают. Отечество предстаёт в качестве обобщённого склада советских времён, из которого современники всё вытаскивают и вытаскивают консервы с супероружием.

Не показано вообще ни одного нормального гражданина России, Армении или Казахстана. Безлюдны их республики, безлюдна дымящаяся Москва. Лишь десяток танков, десяток фур, два десятка вертолётов, полдесятка самолётов и два десятка военных.

Нет сцен массовой паники, спасения детишек, семейных идиллий, конфликтов характеров, самих характеров, нет государства и международной реакции.

Короче, нет ничего, кроме безлюдной армии, захватившей пустую Москву, а затем переставшей работать.

Есть то, что называется словом "геймплей". Это когда фанат рубится во что-то бегуче-стрелючее, а вы стоите у него за спиной и спрашиваете, что происходит. Только фанат обычно охотно сообщает, что вот он выпрыгнул из самолёта с базукой, расстрелял из неё вертолёт врага и опять запрыгнет в самолёт. А фильм "Защитники" с нами не разговаривает, ему некогда. Он даёт ответ Голливуду.

...Что хотелось бы сказать по данному поводу.

Уважаемые кинематографисты. Во-первых, Голливуд у вас ничего не спрашивает, хватит ему отвечать.

Во-вторых, супергероизм в наших краях исторически есть дело масс, а не одиночек, и подвиг в наших краях - это "работайте, братья" или "собрал взвод, ушёл из Фейсбука на донбасский фронт". А не умение превращаться в компьютерную графику среднего уровня, чтобы разнести какой-нибудь столичный долгострой.

В-третьих, суперзлодеи в наших краях - это не учёные, какими бы они сумасшедшими ни были, а защищённые положением мироеды с запасными тёплыми родинами, фанатичные сектанты-убийцы и улыбчивые стратегические противники, у которых в концепции записано, что мы должны быть маленькими, бедными и безвредными.

В-четвёртых, в наших краях есть Отечество - если учитывать упоминаемые в фильме республики, то это примерно 180 миллионов живых людей с семьями, зарплатами, кредитами и характерами. Тесно сросшиеся предками, историей и биографиями. Собственно и оправдывающие необходимость защищать их.

Это всё люди со своими страхами и надеждами, со своим правом на подвиг и - самое главное - со своими настоящими, не выдуманными на пустом месте героями. Потому что нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. Кто не верит - пусть выйдет 9 мая на улицу своего города и посмотрит этим героям в глаза, их там будут миллионы.

В-четвёртых, снимайте-ка вы и дальше про морковь.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии