- 22 сентября, 2019 -
на линии
В движении
Автоспорт

Чемпионат по ралли-кроссу: 100% зрелище!

26-27 августа в Казани на автодроме «Высокая гора» состоялся финальный этап чемпионата России по ралли-кроссу — очень динамичной, яркой и адреналиновой дисциплине автоспорта, не слишком широко известной, но явно заслуживающей внимания и интереса.

Ралли-кросс, судя по битком забитым трибунам в Казани, явно не страдает от невнимания местной публики, о чем многим более крупным и дорогим сериям остается только мечтать. В соревнованиях прошедшего сезона автогонщики выступали в классах Д3 «Юниор» (дети 8–12 лет на багги), «Национальный», Д2Н (монокубок Renault Logan), «Супер 1600» и «Суперавто». Участников приезжает очень много: всего чемпионат (внутри него также проводятся Кубки РАФ) включает в себя пять классов, в каждом из них больше всего собирает класс «Национальный» — в этот раз было заявлено 26 участников. Также параллельно с чемпионатом проводился и Кубок президента Татарстана, где пятерка финалистов в каждом классе получила денежные призы.

В этом году чемпионат состоял из четырех этапов и прошел на региональных автодромах — в Рязани («Атрон»), Воронеже («Белый колодец») и в Казани (второй и четвертый этапы). Финалы Кубка РАФ в классе Д2Н прошли в этот раз в Казани. Что касается остальных классов, то они состоятся в Воронеже 22-24 сентября.

Не обходят соревнования вниманием и наши знаменитости — преимущественно из кольцевых серий. На финальном этапе отчаянно боролись за победу Дмитрий Брагин, Егор Санин, Павел Кальманович, Айдар Нуриев и другие известные спортсмены. За команду УГМК «Моторспорт» приехал выступать в Казань основатель и руководитель Академии ралли и моносерии VW Polo Cup Михаил Лепехов. Но, конечно, главным гвоздем программы стало участие в классе «Суперавто» звезды европейского ралли-кросса Тимура Тимерзянова на Citroen DS3.

Соревнования проходят в два дня: суббота отдана под различные инспекции и проверки, а также первые две из четырех квалификационных сессий, в воскресенье — оставшиеся две квалификации, полуфиналы и финалы.

В ходе четырех круговых квалификаций спортсмены в Топ-10 получают баллы, исходя из которых подсчитывается общий результат и 12 лучших проходят в полуфиналы. Полуфиналы объединяют по 6 автомобилей в заездах и состоят из пяти кругов, а вот финалы — 6 лучших результатов из двух заездов — уже пятикруговые. Но в ходе каждого заезда каждый участник должен обязательно заехать на так называемый «джокер-круг», при этом сам решить, когда это максимально выгодно сделать. Джокер-круг включает в себя более длинную дистанцию круга за счет дополнительного «кармана», который должен проехать пилот. В каждой гонке один из четырех (или пяти в финалах) кругов нужно пройти именно по джокеру. В среднем это примерно плюс три секунды ко времени, но именно благодаря им пилоты часто меняются позициями и на выходе из джокера оказываются совсем не там, где были до входа. С джокер-кругом можно не угадать и из-за него проиграть заезд, но бывает и так, что в пылу борьбы гонщик просто забывает, что уже был на джокере, и заезжает снова!

Сама по себе трасса для заездов довольно узкая и со смешанным покрытием — грунт и асфальт, причем участки между собой перемешаны, что усложняет задачу: разное сцепление и разное управление автомобилем. К тому же грунт вносит свои коррективы по видимости: в сухую погоду здесь много пыли, а во время дождя становится очень грязно.

Конфигурация трассы построена таким образом, чтобы включать в себя как разгонные прямые, так и узкие повороты, дуги, шиканы, перепады высот, трамплины и все, что может предложить окружающий рельеф — поэтому спортсмены в ралли-кроссе должны быть практически универсальными и уметь справляться с любыми ситуациями.

Для зрителей в ралли-кроссе есть много преимуществ. Во-первых, это короткая трасса, которую практически полностью видно с любой из трибун, во-вторых, это очень динамичные заезды, продолжительностью порядка 10 минут, они не успевают наскучить даже тем, кто не слишком хорошо разбирается в ралли-кроссе и просто пришел провести время. В-третьих, заезды стартуют друг за другом, практически без перерывов: заканчивается один, машины уезжают в технический парк, а на старте уже выстраивается следующий заезд. Ну и в-четвертых, здесь не запрещена контактная борьба, и это в геометрической прогрессии увеличивает зрелищность.

Другое дело — посмотреть на это с точки зрения спортсменов. Руководитель команды УГМК «Моторспорт» Илья Кашин рассказывает, что многие пилоты едут очень непрофессионально, поэтому контакты и удары в машину происходят скорее от неумения справиться с управлением в сложных ситуациях, нежели от необходимости «подвинуть» соперника. Но профессионализм пилотов — дело наживное, главное, чтобы был автоспорт. Кашин заметил, что очень скоро ралли-кросс станет одной из самых популярных дисциплин вместе с дрифтом и дрэг-рэйсингом — благодаря своей зрелищности, краткости и понятности.

Класс Д2Н, в котором выступают пилоты на Renault Logan, можно назвать одним из самых интересных, так как здесь у автомобилей примерно одинаковые технические характеристики и результат зависит от мастерства того, кто сидит за рулем. Кстати, помимо разницы в уровне навыков есть еще и другие различия между пилотами: возраст от 17 до 60, вес тоже у всех разный, есть даже девушки — например, в классе «Национальный» очень хорошо едет боевая дюймовочка Анастасия Воронкова. Но истины ради стоит сказать, что в этот раз она была единственной девушкой.

В «Национальном» пилоты тоже не особо щадят свои машины и контакты происходят довольно часто. Благодаря большому количеству участников в финалы попадают гонщики с близкими временами, и это повышает как плотность заездов, так и плотность борьбы.

Меньше всего контактной борьбы в классе «Суперавто», и это понятно: стоимость автомобилей здесь очень высокая, измеряется сотнями тысяч долларов, и никому не хочется получить лишние повреждения в дорогостоящий бок. Но если «Национальный» или Д2Н наблюдать просто весело и интересно, то пилоты в финалах «Суперавто» продемонстрировали просто высококлассный пилотаж, ну а уж про Тимура Тимерзянова и говорить нечего — мастер! Конечно, и машина у него на голову выше остальных — за пять финальных кругов он успел догнать и обогнать двух круговых пилотов, так что это достаточный пример, чтобы понять разницу между ними. Впрочем, Тимур в данном случае был, скорее, приглашенной звездой и участвовал лишь в последнем этапе, не вмешиваясь в итоговую борьбу остальных спортсменов.

«Старожилы» ралли-кросса говорят, что количество участников с каждым годом увеличивается — и это понятно, потому что и спортсменам этот формат соревнований приносит много удовольствия. Михаил Лепехов был очень доволен своим первым опытом участия в ралли-кроссе и сказал, что это было интересно и здорово, и совершенно не похоже на другие дисциплины, в которых он ездил. Аналогичные отзывы прозвучали и от других пилотов, ну а зрители — они не расходились с трибун до последнего момента и громко встречали каждый старт и каждый финиш.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии