- 22 сентября, 2019 -
на линии
В движении
Автоспорт

Автомобильный эндуранс в России: начало новой эпохи?

Мы любим автоспорт за те положительные эмоции, которые он нам дарит. Скорости, адреналин, красота происходящего на трассе — ради всего этого мы готовы вставать в выходные ни свет, ни заря, а иногда и ложиться уже ближе к утру, когда утихают страсти в длинных гонках.

Эндуранс это отдельное счастье для болельщиков. Ты собираешься на трассу капитально и с пониманием, готовясь провести за наблюдением соревнования не 30 минут или час, и все четыре часа, иногда шесть, а когда особо повезет — то и сутки.


Длинные гонки уже давно вошли в культуру зарубежья, вызывая зависть у тех стран, кто лишен этого удовольствия. Мы изо всех сил рвемся на шестичасовые эндурансы Мирового чемпионата (WEC) или хотим поглазеть на трехчасовые гонки серии Blancpain. Что уж говорить о таком счастье как Ле-Ман или на 24 часа Нюрбургринга, ибо мечтаем о суточном марафоне в Спа — или на худой конец готовы согласиться даже на длинную гонку в Дубаи.

Факт, не являющийся достоянием широкой общественности: но в прошлом и у России есть опыт проведения многочасовых соревнований. Например, в 2002–2003 годах в Москве и Питере проходили 4-х и 6-ти часовые монокубки Polo Cup, в которых участвовали наши звезды, в том числе Алексей Дудукало, Александр Львов, Михаил Ухов, Виктор Шайтар, Борис Шульмейстер, Олег Кесельман, Олег Петриков и даже Виталий Петров.

Были и 500-километровые Honda-челленджи на Невском кольце, которые длились 4,5 часа. В те же годы проводили и мото-эндуранс в Казани, а вот уже в этом сезоне в последние выходные августа состоялась первая шестичасовая мотогонка с классическим стартом а-ля Ле-Ман в рамках чемпионата TRD.


В прошлом году впервые после большого перерыва спортивное агентство ASPAS решилось на «пробный шар»: был проведен тестовый вариант 4-х часовой гонки на Moscow Raceway, который получил название «Russian Endurance Challenge» — или сокращенно REC.

Сильной стороной REC стала свободная схема классов участников. Это значит, что никаких ограничений на классы нет, и они могут формироваться в свободном порядке, что называется — по запросу. В прошлом году в пробном мероприятии 15 автомобилей-участников распределились по 12 классам. Ну и что? В эндурансе превалируют все же немного другие принципы, чем в спринт-гонках, тем более, что зачет «абсолют» никто не отменял. В этом году было уже 8 классов и 26 участников, и 23 из них квалифицировались в гонку.

4-х часовой REC был заявлен в качестве соревнования поддержки переведенной в летний формат «Гонки Звезд „За рулем“, но скажу вам честно: здесь еще бабушка надвое сказала, кто кого поддерживал.


Вообще субботний формат под кодовым названием «одним махом» был придуман весьма грамотно. Совмещение этих двух событий оказалось довольно выгодным для всех, но, конечно, эндуранс приобрел больше. Дополнительная реклама, соответственно, дополнительные зрители, задержавшиеся после Гонки Звезд, участники, которым было проще остаться на вторую гонку, чем тратить еще один уикэнд, то же касалось и журналистов, а также определенная выгода при аренде автодрома ну и другие мелочи.


Неудобно было лишь, пожалуй, отсутствие хоть какого-то перерыва между двумя событиями, когда не успела еще закончиться пресс-конференция Гонки Звезд, как на стартовую решетку уже начали выезжать автомобили участников эндуранса.

Зато хочется поклониться организаторам REC в ноги за то, что рискнули уйти в ночь, это придало особую изюминку событию, ибо на Moscow Raceway, насколько мне известно, ночных событий еще ни разу не было. Темная часть соревнования была красивой, необычной и проникнутой каким-то дополнительным чувством прекрасного и опасного, как и все ночные гонки. Ну и звук моторов в тихом ночном воздухе всегда особенно раскатист.


Порадовали также машины на старте — два прототипа: Fenix и Ligier (Ligier, правда, сошел по двигателю еще до старта гонки), два Radical команды УГМК, Porsche 911 GT3, Cayman GT4, Audi R8, BMW M3, несколько «кубковых» Mazda MX5, Renault Megan RS3, Subaru WRX STI и еще кое-что по мелочи. Отдельно хочется сказать про Lamborghini Gallardo GT3 LP 560, и не столько из-за самого автомобиля, сколько из-за тех людей, что выступили на ней в качестве пилотов.

Это был самый необычный и весьма интересный экипаж из всех, что встречались мне за последнее время. Команда «Автоспорт Промоушен» объединила в себе владельца трассы Moscow Raceway Рустема Терегулова, архитектора гоночных трасс, в том числе и MRW, Германа Тильке и его сына, вполне профессионального пилота, которого я довольно часто встречала на различных соревнованиях вроде 24 часа Нюрбургринга, Карстена Тильке.


От этого мы плавно переходим к еще одному моменту, который лично мне очень понравился. Уже в этот раз на старт гонки вышло несколько интернациональных экипажей, и участие иностранных пилотов создало явное ощущение повышения градуса и статуса. Во-первых, уровень этих пилотов был довольно высок, во-вторых, чисто психологически это заставляло «подтягиваться» и не расслабляться. Особенно, конечно, заставил попотеть своих соперников именно экипаж на Ламборгини под номером 7, так как, квалифицировавшись первыми, они сразу заявили претензию на победу.

Именно «Терегулов-Тильке-Тильке» и стали основным стимулом «собраться» для главного российского профессионального экипажа под номером 2 команды Russian Racing Group на Radical SR-3, за который выступали Виталий Ларионов и Ефим Гантмахер. По словам Виталия, гонка получилась напряженная, и расслабиться нельзя было ни на секунду. Особенно непросто пришлось ночью, т.к. опыта езды по Moscow Raceway в ночное время ни у кого не было.


Хочется также отметить и выступление полным составом участников серии Mazda MX5 Cup, которые выставили на гонку пять машин. Вообще этот проект стоит того, чтобы за ним наблюдать. Александр Андреади и Сергей Борисов задумали эту серию два года тому назад, купили и начали готовить под нее автомобили, в результате Мазды получили довольно своеобразный хард-топ и незабываемый горбатенький силуэт, а ребята уже провели несколько разноформатных гонок. На REC они собрали весьма разношерстный коллектив, главный смысл которого — как и у всех остальных участников — был в дружности и пристрастии к автоспорту. Любопытно, что на одной из машин пилотом выступал даже Алексей Дудукало, и его экипаж занял второе место в зачете класса МХ5.


Первое же место в классе досталось как раз экипажу Александра Андреади/Дмитрия Рыжака/Антона Шатрова, а сам Саша поделился в соц.сетях весьма красочным рассказом про то, как он мчал в ночи к победе на автомобиле собственной задумки, но увы с доставшимся после предыдущей сессии поврежденным редуктором и колесом, трущимся об арку.

Вообще после гонки одно удовольствие было читать отзывы пилотов о первом (для большинства) опыте участия в отечественном эндурансе, да еще и с ночной секцией.


Пилот команды УГМК Анатолий Евдокимов тоже поделился своими незабываемыми впечатлениями: «Это было круто!!!!!! В голове пролетают кадры не жизни, а фильма, ведь лететь по полотну МРВ за рулём SR3 на закате, а потом и во тьме — особенный опыт по самой скромной оценке. Уважуха Леону и Илье Кашину за правильную стратегию, благодаря им мы финишировали целые, невредимые и залезли на подиум черт побери!»

Сам же победитель в абсолюте молодой пилот Виталий Ларионов, принимающий участие в Российской серии кольцевых гонок, про свою победу с Ефимом Гантмахером сказал коротко и емко: «Немцы в России выиграть не должны были!»


А еще хочу сказать про Николая Карамышева, который в субботу 3 сентября одержал две победы подряд, и обе на одном и том же автомобиле Volkswagen Polo класса Национальный, подготовленном Андреем Севастьяновым и командой B-Tuning. Первая победа была завоевана им на «Гонке звезд „За рулем“, а вторая уже в российском эндуранс челлендже. В Николае-то я, честно говоря, не сомневалась, Николай у нас ого-го, а вот техника частенько подводит. Частенько, но не в этот раз. Битый и помятый со всех сторон после Гонки Звезд автомобиль выдюжил и выстоял, да еще и приехал на первое место в своем классе. Вместе с Николаем Карамышевым в одном экипаже ехали Андрей Севастьянов, Антон Захаров и Глеб Кузнецов.


Вообще, начав перечислять участников и машины, остановиться крайне сложно. Здесь принимали участие и машины Moscow Classic Grand Prix, заключительный этап которого состоится на том же Moscow Raceway 2 октября. Здесь участвовал и тот самый российский прототип Феникс, конструктором и инженером которого в свое время выступил Игорь Ермилин. Феникс, кстати, во время REC полностью оправдал свое имя: несколько раз экипаж был близок к сходу по техническим причинам, и каждый раз автомобиль возвращался на трассу. Менее удачная судьба постигла прототип Ligier JS51, который, отъездив квалификационный заезды, сошел по мотору.


Еще я не могу не отметить единственную девушку, которая принимала участие в челлендже. Любовь Андреева вместе с тремя мужчинами на спорт-прототипе 527/shortcut заняла третье место в классе CN2.0.

Удивительно, но проведя четыре с лишним часа на трассе, а затем еще несколько суток в интернете, я не услышала ни одного негативного отзыва о прошедшей гонке. Более того, участники настолько прониклись происшедшим, что сразу после награждения зашла речь о проведении второго подобного же соревнования в этом году. Если все сложится благополучно, а к тому имеются все предпосылки, то гонка может пройти в середине октября в Сочи. Что называется: будет объявлено дополнительно. Ну а в следующем сезоне организаторы планируют провести уже несколько этапов.


Анастасия Бендикова, как организатор REC в лице ASPAS вместе с Игорем Ермилиным, подвела итоги гоночного дня:

— Мы очень довольны, тем, как все прошло, получился настоящий праздник. 3 сентября к нам приехало очень много людей из автоспорта разных периодов. Все отмечали, как приятно встретится всем вместе в рамках одного события. За все время мы не получили ни одного негативного отзыва, только пожелания по увеличению количества этапов в целом. Сочетание REC с Гонкой Звезд оказалось удачным и разнообразным. По мнению коммерческого директора Moscow Raceway Анны Базильер, это было самое крупное российское событие на автодроме за все время его существования.

Конечно, хотелось бы увеличить количество участников, но это в идеале. За весь гоночный день у нас участвовало более 100 пилотов, из них 77 ехали в экипажах REC. Люди должны понять, что все серьезно, готовить машины заранее.

Конечно, у нас уже появились новые интересные мысли по поводу российского эндуранса, но по спортивной части мы останемся консервативны, сохраним пока формат 4-х часовой гонки, так как на более продолжительный формат переходить еще рано. Могу одно сказать: мы сделаем всё, чтобы участникам было интересно у нас ездить (и не только в Москве).


Отдельно хочется сказать спасибо команде Dragtimes, которые нам очень серьезно помогли с организацией как видеосъемки, так и в технических вопросах, а также и с выступлением промода, который привел на трассу дополнительных зрителей, в том числе и из поклонников и участников Unlim 500 и Чемпионата России по дрэг-рейсингу. Это очень профессиональная команда, дружелюбная и открытая.

ПОБЕДИТЕЛИ RUSSIAN ENDURANCE CHALLENGE 2016

Абсолютный зачет:

1. Ефим Гантмахер / Виталий Ларионов («УГМК»), Radical SR-3 — 119 кругов

2. Рустем Терегулов / Герман Тильке / Карстен Тильке («Автоспорт-Промоушен»), Lamborghini Gallardo GT3 LP560 — 117 кругов

3. Игорь Мухин / Георгий Ефросинин («Антикризис»), Audi R8 — 114 кругов

Класс CN2.0:

1. Ефим Гантмахер / Виталий Ларионов («УГМК»), Radical SR-3

2. Леон Осипов / Илья Кашин / Анатолий Евдокимов («УГМК Моторспорт»), Radical SR-3

3. Любовь Андреева / Максим Ильченко / Виктор Завадский / Глеб Мишугин (КБ «527»), 527/ShortCut

Класс GT3:

1. Рустем Терегулов / Герман Тильке / Карстен Тильке («Автоспорт-Промоушен»), Lamborghini Gallardo GT3 LP560

Класс GT:

1. Игорь Мухин / Георгий Ефросинин («Антикризис»), Audi R8

2. Мурад Султанов / Марк Валленвейн / Клаус Бахлер, Porsche Cayman GT4

3. Дмитрий Ярохно / Юрий Онищенко / Антон Немкин / Андрей Агафонов (Porsche Club Moscow), Porsche GT3

Класс Touring:

1. Сергей Голубев / Владимир Удаленков / Павел Яшин / Роман Голиков («Нева Моторспорт»), Honda Civic Type R FN 2

2. Андрей Артюшин / Владимир Черевань (RALF-CAR TEAM), Renault Megane RS3

Класс MX5:

1. Антон Шатров / Дмитрий Рыжак / Александр Андреади (GT4Team), Mazda MX5CUP

2. Владимир Горлач / Алексей Дудукало / Юрий Осокин / Заурбек Шугушев, Mazda MX5CUP

3. Павел Лещинский / Юрий Бухарцев / Александр Чубукин / Владислав Сивер (U-Power), Mazda MX5CUP

Класс «Национальный»:

1. Андрей Севастьянов / Антон Захаров / Глеб Кузнецов / Николай Карамышев (B-Tuning PRO), Volkswagen Polo

2. Александр Артемьев / Евгений Макушин (RS motorsport), ВАЗ 1119–96

3. Альберт Гайнуллин / Ильдар Фаттахов («ИжАвтоСпорт»), ВАЗ 1119–96

Класс MCGP:

1. Даниэль Ам Энде / Данил Шамалов / Александр Алибеков (DRennsport), ВАЗ-2105

2. Андрей Козлов / Александр Самайданов, ВАЗ-2105

3. Александр Севастьянов / Анатолий Ветров / Олег Дурбала (АТ-Рейсинг-ЦСКА), ВАЗ-2105

Класс RHHCC:

1. Вахтанг Димитрадзе / Дмитрий Лебедев / Константин Литвинов / Роман Мануйлов (KRAMAR MOTORSPORT), Subaru WRX STI

2. Владимир Лабазов / Дмитрий Лабазов, Renault Logan

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии