- 10 декабря, 2016 -
на линии
Новый кризис

Ликвидация "Антонова": что случилось на самом деле

Вчерашний вечерний Рунет многоголосо понёс новость о том, что на Украине ликвидирован авиаконцерн «Антонов». В связи с чем требуются пояснения к случившемуся.

Авиаконцерн «Антонов» – это организационная форма кооперации трёх украинских предприятий, имеющих отношение к разработке, производству и постпродажному обслуживанию авиационной техники. В этом смысле концерн замыкает на себе полный цикл производства – от чертежа до готового изделия. Количество стран в мире, обладающих таким циклом, исчисляется пальцами одной руки.

Ликвидированы не сами предприятия, а именно организационная форма их сотрудничества. Заводы, остающиеся (пока) государственными, переданы в ведение “Укроборонпрома” – компании, объединившей чудом сохранившиеся останки украинского ОПК (до 95% украинской оборонки входит в этот концерн). Стоит отметить, что переданы они туда еще в первой половине 2015 года, т.е. сейчас ликвидируется уже компания, не имеющая реальных активов.

“Укроборонпром” создан в 2010 году, осенью 2013 года (как раз перед евромайданом), все вошедшие в него предприятия были распределены между пятью структурными подразделениями. Было среди них и авиационное. Авиационное подразделение без крупнейшего авиаконцерна Украины – это нонсенс. Следовательно, решение давнее, запланированное еще режимом В. Януковича. Просто реализация его затянулась почти на 2 года: грянул майдан и революция, президентские выборы и война с Донбассом… В общем, не до того было.

Чтобы понять суть реорганизации и передачи активов от одного концерна другому, следует понять смысл создания “Укроборонпрома”. Он создавался командой Януковича с двумя очевидными целями. Во-первых, поставить под единый контроль экспортные контракты украинских оружейников, оседлать этот финансовый поток. В этом плане приближённые Януковича брали пример с создания “Рособоронэкспорта”. Вторая задача концерна – облегчение создания СП с западными компаниями и выход, таким образом, на общий оборонный рынок НАТО (пусть и в качестве младших поломоев).

У Януковича, впрочем, планировали вначале попрактиковаться на отвёрточной сборке и самой низовой кооперации. А Порошенко начал с главного, наложив в июне 2014 года запрет на военно-техническое сотрудничество с РФ.

Теперь теоретически предприятиям “Антонова” никто не мешает продолжать их деятельность в рамках “Укроборонпрома”. Однако на практике пресловутый указ Порошенко (о прекращении сотрудничества с Россией) ставит на этом крест.

К тому же в приоритете у авиастроителей теперь не создание новых образцов техники и не попытки закрепиться на мировом рынке, а обслуживание остатков военной авиации и удовлетворение точечного спроса армии (например, в БПЛА). Но это если у украинского бюджета хватит на такой заказ денег. Вторая возможная ниша – обслуживание натовских заказов. Уровень которых, несмотря на квалификацию украинских авиастроителей, еще долгое время будет оставаться в нише “Покорми собак и ничего не трогай!”. Ибо а) переход на натовские стандарты займёт не один год, и б) квалификацию нужно ещё подтвердить.

Иными словами, никакой особой сенсации не случилось. Просто решения, принятые давным-давно, обретают осязаемую форму и становятся доступными наблюдателям, не отслеживающим их специально.

фото nv.ua

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии