- 01 июля, 2016 -
на линии
Новый кризис

Ликвидация "Антонова": что случилось на самом деле

Вчерашний вечерний Рунет многоголосо понёс новость о том, что на Украине ликвидирован авиаконцерн «Антонов». В связи с чем требуются пояснения к случившемуся.

Авиаконцерн «Антонов» – это организационная форма кооперации трёх украинских предприятий, имеющих отношение к разработке, производству и постпродажному обслуживанию авиационной техники. В этом смысле концерн замыкает на себе полный цикл производства – от чертежа до готового изделия. Количество стран в мире, обладающих таким циклом, исчисляется пальцами одной руки.

Ликвидированы не сами предприятия, а именно организационная форма их сотрудничества. Заводы, остающиеся (пока) государственными, переданы в ведение “Укроборонпрома” – компании, объединившей чудом сохранившиеся останки украинского ОПК (до 95% украинской оборонки входит в этот концерн). Стоит отметить, что переданы они туда еще в первой половине 2015 года, т.е. сейчас ликвидируется уже компания, не имеющая реальных активов.

“Укроборонпром” создан в 2010 году, осенью 2013 года (как раз перед евромайданом), все вошедшие в него предприятия были распределены между пятью структурными подразделениями. Было среди них и авиационное. Авиационное подразделение без крупнейшего авиаконцерна Украины – это нонсенс. Следовательно, решение давнее, запланированное еще режимом В. Януковича. Просто реализация его затянулась почти на 2 года: грянул майдан и революция, президентские выборы и война с Донбассом… В общем, не до того было.

Чтобы понять суть реорганизации и передачи активов от одного концерна другому, следует понять смысл создания “Укроборонпрома”. Он создавался командой Януковича с двумя очевидными целями. Во-первых, поставить под единый контроль экспортные контракты украинских оружейников, оседлать этот финансовый поток. В этом плане приближённые Януковича брали пример с создания “Рособоронэкспорта”. Вторая задача концерна – облегчение создания СП с западными компаниями и выход, таким образом, на общий оборонный рынок НАТО (пусть и в качестве младших поломоев).

У Януковича, впрочем, планировали вначале попрактиковаться на отвёрточной сборке и самой низовой кооперации. А Порошенко начал с главного, наложив в июне 2014 года запрет на военно-техническое сотрудничество с РФ.

Теперь теоретически предприятиям “Антонова” никто не мешает продолжать их деятельность в рамках “Укроборонпрома”. Однако на практике пресловутый указ Порошенко (о прекращении сотрудничества с Россией) ставит на этом крест.

К тому же в приоритете у авиастроителей теперь не создание новых образцов техники и не попытки закрепиться на мировом рынке, а обслуживание остатков военной авиации и удовлетворение точечного спроса армии (например, в БПЛА). Но это если у украинского бюджета хватит на такой заказ денег. Вторая возможная ниша – обслуживание натовских заказов. Уровень которых, несмотря на квалификацию украинских авиастроителей, еще долгое время будет оставаться в нише “Покорми собак и ничего не трогай!”. Ибо а) переход на натовские стандарты займёт не один год, и б) квалификацию нужно ещё подтвердить.

Иными словами, никакой особой сенсации не случилось. Просто решения, принятые давным-давно, обретают осязаемую форму и становятся доступными наблюдателям, не отслеживающим их специально.

фото nv.ua


AVIZO - 27.01.2016

"Количество стран в мире, обладающих таким циклом, исчисляется пальцами одной руки." - это если у мутанта. Считается, что таких стран минимум 7, а максимум - пара десятков. Все зависит от интерпретации полного цикла.

Пушной зверек - 27.01.2016

Вообще то таких стран, способных (в прошлом для Антонова) производить дальнемагистральные самолеты реально меньше 5. Китай например до сих пор не создал свой дальнемагистральник, хотя прилагает усилия давно.

Дар Буря - 27.01.2016

Хе! "Антонов" - это бренд и рынки. То есть деньги. А "укр-чего-то-там" - не пойми что. Впрочем, нам выгода - можем этот бренд забрать теперь себе. )

Анатолий - 28.01.2016

Стран ,с полным циклом производства самолётов девять.