- 15 декабря, 2018 -
на линии
Будущее

Голодные игры — 2017: почему не вспыхнет пламя

В новогодние каникулы по телевизору показали, хоть и не в первый раз, несколько вполне свежих и добротных американских фильмов на политические темы. Там роли плохих парней розданы сотрудникам ЦРУ, американским военным, американским бизнесменам и американским политикам – иногда фантастическим, но все равно американским. Плохих американских парней побеждают хорошие американские парни – герои-одиночки. За героями в одних кинокартинах идет восставший народ (не обязательно американский), в других – не идет никто.

Герой-одиночка в более интеллектуальных сюжетах погибает где-то за сценой, в более зрелищных и кассовых – выживает и заводит потомство.

Все американские герои разные. Объединяет их одно: они ярко, убедительно и доказательно разоблачают лживую и бесчеловечную американскую действительность и наглядно предлагают способ действий, чтобы изменить мир.

Вот эти фильмы:

Трилогия «Голодные игры» (The Hunger Games) 2012, 2013, 2014 годы, режиссеры – Гэри Росс и Фрэнсис Лоуренс. Все три части блокбастера имели большой коммерческий успех.

«Аватар» (Avatar) 2009 год, режиссер – Джеймс Кэмерон. Фантастический боевик получил премию «Оскар» и отлично продавался по всему миру.

«Призрак» (The Ghost Write) 2010 год, режиссер – Роман Полански. Политический триллер не имел значительного коммерческого успеха, но собрал все евро-«оскары» в 2010 году.

«Убить гонца» (Kill the Messenger) 2014 год, режиссер – Майкл Куэста. Детектив получил хорошие рецензии в США.

Пожалуй, к этому списку стоит добавить еще пару известных американских фильмов:

«Хвост виляет собакой» (Wag the Dog) 1997 год, режиссер – Барри Левинсон. Комедийная драма номинирована на «Оскар» и разобрана на цитаты.

«Три дня Кондора» (Three Days of the Condor) 1975 год, режиссер – Сидни Поллак. Фильм номинирован на «Оскар» и стал классикой шпионского жанра.

«Голодные игры» открывают зрителю уродливый мир будущего США, где всемогущая невидимая рука рынка превратила развитой капитализм в рабовладельческий строй с вершиной в Капитолии. И Капитолием, и рабами восставших дистриктов управляют алчные, бесчинствующие тоталитарные элиты. Путем разрушительной войны и нескончаемых кровавых побоищ ожесточенному народу удается покончить с обеими элитами и взять власть в свои руки. После этого наступает новая, хорошая, справедливая жизнь, и рабовладельческое прошлое вспоминается победившему народу далеким кошмаром.

На фантастическую планету Пандора в фильме «Аватар» жадные американцы прилетели тоже из рыночных соображений. Там прямо под ногами у туземцев валяется особо ценный промышленный материал анобтаниум. Чтобы его добыть, нужно просто заставить туземцев убраться жить в другое место. Туземцы убираться не хотят. Тогда сообразительный американский бизнесмен и решительный американский военный находят циничное, но простое решение – решают уничтожить историческую память туземного племени. Они пытаются взорвать Дерево Жизни аборигенов, хранящее связь живущих с опытом и мудростью умерших поколений. Однако аборигены организуют военное сопротивление, не дают захватчикам расправиться со своей историей и отправляют жестоких американцев восвояси. Без них мир Пандоры становится лучше.

Писатель-биограф британского премьер-министра в фильме «Призрак» во время работы над биографией патрона неожиданно обнаруживает, что премьер Британии всю жизнь пляшет под дудку ЦРУ. Писатель потрясен тем, что на дудке играет супруга премьер-министра. После не очень публичного разоблачения этого факта за писателем прямо в кадр въезжает черный воронок.

Реальный журналист Гэри Уэбб стал лауреатом Пулитцеровской премии и главным героем фильма «Убить гонца» потому, что на самом деле докопался, каким образом никарагуанские контрас при поддержке ЦРУ занимались контрабандой кокаина в США. В документальных кадрах этого художественного фильма мелькает лицо нынешнего госсекретаря США Джона Керри. Будучи сенатором, он в 1989 году обвинил администрацию президента США Рейгана в том, что она закрывает глаза на нехорошие поступки своих протеже в Центральной Америке, если они проводят проамериканскую политику. Это относилось, в частности, к президенту Панамы Мануэлю Норьеге, который поставлял наркотики в США и поддерживал никарагуанских контрас.

И в фильме «Убить гонца», и в действительности журналист Гэри Уэбб в 2004 году загадочно погиб от двух пуль в голову и был признан самоубийцей.

Как развязать мировую войну, если мир воевать не хочет, а погрязшему в сексуальном скандале президенту США Клинтону очень надо, повествует сатирический сюжет фильма «Хвост виляет собакой». Сюжет основан на книге Ларри Бейнхарта «Американский герой». Бейнхарт написал о войне, понадобившейся Джорджу Бушу-старшему и вторжении США в Кувейт с операцией «Буря в пустыне». «Не обязательно выигрывать войну на поле битвы, главное – выиграть ее в средствах массовой информации... Война целиком превратилась в медиа-проект. Войну должен ставить теле- или кинорежиссер... Когда все кажется потерянным, остается только один выход – затеять войну», – дал в романе Бейнхарта совет президенту Бушу один его политтехнолог. А когда президент выразил сомнения в «правильном» отношении СМИ к такой войне, другой политтехнолог добавил: «Пресса пишет лишь о том, что ей говорят. Поэтому главное – говорить им то, что вам надо, и тогда они будут печатать то, что вас устраивает. И это не имеет никакого отношения к цензуре или сокрытию источников. Если пошевеливаться, оказываешься единственным источником информации».

Единственным источником информации оказался и агент ЦРУ Кондор в фильме «Три дня Кондора». Всех сотрудников его отдела в один момент отправила на тот свет другая структура ЦРУ, случайно раскрытая Кондором. Герой стал ненужным свидетелем, и его тоже ждет дорога в небеса. «Подъедет машина, в которой будет сидеть твой лучший друг, тебя заманят внутрь, и дело с концом».

Всесторонне лживую, аморальную и продажную американскую действительность в перечисленных фильмах убедительно воплощают самые лучшие американские актеры в трактовке самых лучших американских режиссеров.

Американский народ смотрит эти талантливые фильмы и не восстает. Иногда волнуется по конкретному поводу – полицейский убил темнокожего парня. Обиженные жизнью одиночки расстреливают родственников, соседей и коллег из автоматического оружия. Но на свержение власти и смену государственного строя американский народ не претендует. Ему есть что терять. А что там делает ЦРУ за пределами США, американцам глубоко фиолетово.

Поэтому снимать и показывать в США подобные фильмы совершенно безопасно для этой страны.

Зато доходчивые сценарии американского кино очень хорошо легли на современную палитру Ближнего Востока. Хвост вильнул собакой, и территории Афганистана, Ирака и Ливии восставший «народ» очистил от государства под знаменем борьбы с тоталитаризмом.

Словно наученные советниками из «Аватара», «повстанцы» разрушают связи поколений и лишают культурной памяти молодых, намеренно круша памятники истории. Этого не было в прежних ближневосточных войнах.

Как в «Голодных играх», вместо бывших ближневосточных государств образовались дистрикты, где растят профессиональных убийц. Эти дистрикты назвались запрещенным в России именем Исламского государства Ирака и Леванта. В дистриктах добывают нефть и другие товары для условного Капитолия.

Несмотря на мусульманский колорит, элита ближневосточных дистриктов ведет себя очень похоже на элиту повстанцев из «Голодных игр». Она очень эффективно агитирует молодежь под знамя борьбы за справедливость. Она использует те же современные информационные технологии и тех же пропагандистов, что работали на ее врагов. Она вербует инженеров и ученых, потому что тоже хочет владеть ядерным оружием. Она исключительно хладнокровна и патологически жестока.

Авторы «Аватара» и «Голодных игр» наверняка не рассчитывали на то, что их картины станут учебниками для террористов. Фильмы снимали потому, что такое кино хорошо продается на рынке. Рынок – всему голова. Сценаристы обоих фильмов черпали идеи из военного вторжения США в Ирак в 2003 году, сегодня их идеи породили чудовищ.

Возможно, элита террористов продолжит игру с сюжетом «Голодных игр» и постарается вступить в поединок с породившим ее Капитолием. Наверное, тогда нам придется в действительности наблюдать сиквелы остальных вышеупомянутых фильмов и не упомянутых здесь апокалиптических блокбастеров.

И, похоже, единственное, что может сегодня спасти человечество от Апокалипсиса, это настоящая социальная справедливость как альтернатива лицемерной справедливости капитализма и терроризма. Человечество должно снять с постамента золотого тельца и поставить его на обычное рабочее место. В мире, ставшем по-настоящему глобальным, нужно найти каждому место под солнцем. Пусть это сегодня выглядит такой же фантастикой, как синие аборигены «Аватара». Но если одна часть фантастики сбывается, то почему не дать жизнь и другой ее части?

От редакции: суждения ув. авторов в рубрике "Мнения" могут не совпадать с мнением редакции и не являются рекомендацией к каким-либо действиям.

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии