- 22 октября, 2018 -
на линии
Будущее

2017-й: ни одна паника не сработала. Итоги из Казахстана

Когда заканчивается год, хочешь не хочешь, а нужно подвести итоги, даже если календарь застал все процессы незавершенными. Если уж бухгалтерия и госбюджет живет по календарю, то и нам нечего расслабляться.

В начале года мы писали о том, чего нам от него ждать. Просмотреть свои недавние планы и прогнозы, снисходительно улыбаясь – всегда приятно, хотя и немного неловко. Попробуем хотя бы зафиксировать, в каком состоянии.

Первое, что следует признать, 2017 год обошелся без знаковых событий, свершений, поворотов и потрясений, как глобально, так и для РК. При этом в информационном поле за прошедший год появлялось множество поводов для паники, исчезавших так стремительно, как это принято в мире, начавшем жить в ритме социальных сетей.

А пока Трамп угрожал КНДР, биткойн прыгал и падал, а медийные звезды разного уровня локализации перебирали оставшиеся способы поддержать популярность, решались скучные прикладные задачи.

Для нашей страны иностранные инвестиции по-прежнему остаются синонимом абсолютного блага и даже сравнительным KPI руководителей, а значит и одним из основных индикаторов. Иностранные инвесторы в уходящем году вложили в экономику РК еще больше денег, чем в 2016 году. Мало того, в последние годы иностранные инвесторы даже начали обращать внимание на перерабатывающий сектор (хотя если быть откровенным, то формально несырьевые инвестиции – идут пока всё равно в околосырьевую инфраструктуру).

И это не просто спекулятивный скачок, а результат напряженной и согласованной работы всей государственной машины. Здесь и тотальная реформа корпоративного управления в государственных и квазигосударственных компаниях, и новый налоговый кодекс (вслед за новым трудовым), и много другой работы. Даже в «Doing business» прибавили целых 2 пункта. Есть какой-то особенный шик в том, что самое дорогое имиджевое мероприятие за всю историю страны (EXPO-2017), не имеет к этому результату почти никакого отношения (не зря его бюджет в последний момент сократили почти вдвое).

И хотя статистические итоги будут подведены ближе к концу первого квартала 2018 года, уже сейчас понятно, что в целом экономика немножко «задышала». Промышленность в деньгах и объемах дала почти 25% роста. Там не только добыча (спасибо стабильно приличным сырьевым ценам), рост которой планировался и ожидался. Поскольку в некотором смысле все отрасли экономики РК можно назвать сопутствующими сырьевому сектору, позитивный эффект наблюдается и в обрабатывающей промышленности, и в торговле (рост, правда, сильно обусловлен выходом из налоговой тени огромной массы малого бизнеса, но этого ведь надо было еще добиться).

Однако одной мировой конъюнктуры сырьевых цен было бы недостаточно для того, чтобы показать то, что показывает наша экономика и статистика к концу 2017 года. Абсолютно точно пусть промежуточные, но успехи в торговле, оживление кредитования, стабилизация валютного курса и платежного баланса – всё это можно смело отнести к заслугам исполнительной власти. Понятно, что роль мер государственного регулирования и поддержки в этих процессах была ключевой. Строительство взбодрилось благодаря ипотечному кредитованию, ипотечное кредитование – благодаря государственным программам и т.д. Но есть ли другой рецепт преодолеть кризис, оставаясь в прежней стратегической парадигме? То-то и оно. И вообще, возможно мы становимся свидетелями того, как в схему «выделить деньги – уволить за отсутствие результата – выделить деньги» постепенно протискивается и сам результат. Если роль государственного бюджета в экономике так велика, то почему бы не сделать эту роль более активной. Превратить далеко не самую однозначную мировую конъюнктуру в 3-4% (предварительно) роста ВВП по итогам года удавалось нам далеко не всегда.

В финансовом отношении 2017 год был едва ли не первым «чистым» годом новой политики плавающего курса национальной валюты и, как минимум, Нацбанк справился и с основными рисками (не допустил резкой девальвации и существенной волатильности тенге и, в общем, сдержал инфляцию), и с колоссальным давлением в информационном поле. В этом, конечно, Нацбанку сильно помог приток иностранных инвестиций (да что такое, опять они!), который помог минимизировать дефицит в платежном балансе, а значит и давление на тенге.

Немалый вклад в общее движение вперед внесла модернизация административных органов (государственные услуги для населения в больших городах) и развитие технологий (всё больше безналичного расчета, все больше мобильных и интернет-транзакций).

Единственным, но очень чувствительным был еще до конца не распутанный скандал в пенсионной системе. Это было довольно долгоиграющей темой и источником негатива для населения. Но, во-первых, еще ничего до конца не решено, а во-вторых, многие казахстанцы так привыкли не рассчитывать всерьез на пенсионные накопления, что относятся к пенсионным отчислениям, как к еще одному виду налога. Одной пустой надеждой меньше, как писали в комментариях к новостям об ЕНПФ. Однако и тут руководство выдержало натиск и очень профессионально «замылило» скандал последовательной работой, как с инвестиционным портфелем пенсионного фонда, так и со СМИ.

В целом, действительно важные события в 2017 году протекали в некоторой тени довольно пустых скандалов и слухов. Провал EXPО-2017, девальвация, латинизация и т.д. – все эти темы добросовестно давали хлеб политологам, экспертам и журналистам. Ну и красной линией через все новости, аналитику, публицистику и политологию протянулось загадочное и мрачное «подготовка к транзиту власти». Этим магическим словосочетанием объяснялись и реформы, и их отсутствие, и относительный внешнеполитический штиль, к концу года смазанный небольшим предвыборно-пограничным конфликтом с соседями из Кыргызстана.

В целом же, Казахстан добросовестно и без энтузиазма, как мы это умеем, выполнял все международные обязательства, предсказуемо и осторожно голосовал в ООН, сужал обойму по-настоящему проверенных государственных функционеров, успевая при этом омолаживать руководящий состав второго эшелона и наращивать мощь вооруженных сил (главным образом – ВВС). По каждой из этих тем, особенно про «модернизацию сознания», тоже объявленную официально в 2017 году, лучше рассуждать отдельно. Что мы с удовольствием и сделаем в будущем году.

Если бы заметка заканчивалась этим абзацем, ее бы напечатали в любом отечественном СМИ, а в комментариях резонно и беспочвенно заметили бы, что «автор получает денег от власти за хвалебные оды во время катастрофы», всё как водится.

На самом деле, год действительно был для страны хорошим, если трезво оценить условия и возможности. Всё, что можно было сделать властям РК в тактическом отношении, не меняя ни вектора развития, ни базовых принципов существования, было сделано. И сделано довольно качественно.

Все вопросы, которые можно назвать фундаментальными и критическими, так и остались открытыми. В экономике – громоздая неэффективность госкомпаний и квазигосударственной надстройки(Фонд национального благосостояния), а также весь портфель токсичных кредитов, сформированный в 2007-2008 и состоящий, грубо говоря, из строительных зерновых и нефтяных долгов.

В управлении – тот же принцип персональной лояльности, вынужденной ротации и слабость государственных институтов (один и тот же орган, возглавляемый разными по политическому весу фигурами с легкостью превращается из декоративного в определяющий и обратно).

В идеологическом отношении – привычная и заводящая в тупик подмена цели процессом. Когда объявляется модернизация сознания без понимания, что в основе этого сознания лежит.

Во внешней политике, образовании и культуре – многовекторность, где из-за большого количества векторов, сразу не определишь, какой из них будет сегодня основным.

Главный положительный вывод, который можно сделать по итогам 2017 года – это то, что система проявляет куда большую гибкость и устойчивость, находясь по сути в условиях лёгкого шторма. Есть все основания рассчитывать, что и на более высоких скоростях она будет вести себя также надёжно.  

Загрузка...
Чтобы участвовать в дискуссии – авторизуйтесь

загружаются комментарии