— 20 мая, 2024 —
 
Новый кризис

Вам, конечно, плевать на Туркменистан. Но он может скоро напомнить вам о себе

В самой закрытой республике пост-СССР наклёвываются риски голода и интервенции террористов

Туркменистан, несомненно, являетсясамой закрытой из постсоветскихреспублик. Данное обстоятельство, содной стороны, затрудняет получениеобъективной и всесторонней информациио происходящих в нём процессах, с другойже в значительной степени облегчаетсовесть большинства отечественных СМИ,для которых эта страна не представляетникакого интереса, ибо сообщения о нейне дают необходимых рейтингов. Покажареный петух не клюнет…Слава Богу, что есть люди, которые берутна себя труд подготовки обстоятельныханалитических материалов, и издания,которые эти материалы публикуют. Но обэтом позже, пока сохраняем интригу.

Так вот, информация о том, что вТуркменистане ощущается дефицит основныхпродуктов питания, появилась в СМИ ещёв декабре прошлого года. Об этом, вчастности, со ссылкой на радио «Азатлык»(туркменская служба «Радио Свобода)» ииздание «Хроники Туркменистана», сообщалпортал Lenta.ruв новостной заметке «ВТуркмении разразился продовольственныйкризис».В заметке также указывалось, что из-занехватки и подорожания муки похожийпродовольственный кризис уже возникалв Туркменистане в конце 2016 года.

Однако начавшийсяещё в ноябре 2017 года кризис затянулся.3 марта текущего года узбекскоеинформационное агентство «Фергана»опубликовало материал «Битвыза отруби. Хроники подступающего голодав Туркменистане»,в котором достаточно подробно обрисоваловесьма тревожную ситуацию. Официальныероссийские СМИ данную ситуацию практическипроигнорировали. 21 марта статьёй «ВТуркмении узнали, что голод — нетётка»отметился «РосБалт», но мы-то понимаемобщую идеологическую направленностьданного издания.

В июне стало очевидно,что продовольственный кризис вТуркменистане заканчиваться несобирается. Более того, складывающеесяв республике положение никак неспособствует разрешению кризиса, и онгрозит переползти на следующий год. 21июня казахстанский информационныйпортал 365info.kzна основе обзора СМИ, оппозиционныхсуществующему в Туркменистане режиму,опубликовал материал «ПочемуТуркменистан начинает голодать?».

Конечно, можно былобы предположить, что все сообщения онадвигающемся в Туркменистане голоде,являются плодом коварного креатива техсамых оппозиционных СМИ, однако уже 28июня казахстанское деловое информационноеагентство «Курсив.kz»выдало авторский материал «Туркменистан:с газом, но без еды»,подготовленный по результатам собственногожурналистского расследования, включаяпоездку корреспондента агентстванепосредственно в Туркменистан.

Здесь, я думаю, можетвозникнуть логичный вопрос – зачем ямучаю уважаемых читателей туркменскимголодом? Дело в том, что с учётом крайнесложной внутренней общественно-политическойситуации и неуклонного ухудшениясоциально-экономического положения вреспублике текущий кризис может вполнестать катализатором очень опасныхпроцессов. Причём опасных не только дляТуркменистана, но и для всегоЦентрально-азиатского региона, а такженепосредственно для России.

Объективно говоря,Туркменистан – это самое слабое звенона пути вероятной экспансии ИГИЛ изАфганистана на север. Пожалуй, не будетдаже преувеличением сказать, что насегодняшний день – это фактически брешьв системе коллективной безопасностина центрально-азиатском направлении.

С одной стороны,туркменское руководство до сих поркатегорически не настроено на вхождениев ОДКБ или хотя бы на полноценноесотрудничество по линии обеспеченияколлективной безопасности в регионе,официально отрицая наличие угрозы наафганской границе и демонстративнополагаясь на «мощь» своей армии.Фактически же армия Туркменистанаявляется самой слабой в ЦентральнойАзии.

Начнём с того, чтоввиду банальной нехватки квалифицированныхкадров возникают сложности с использованиемсовременного вооружения. Далее: армияТуркменистана серьёзно страдает откоррупции и дедовщины. Кроме того, всвязи с общим экономическим спадом встране, начиная с 2015 года, в армиирегулярно сокращается продовольственныйпаёк, а денежное довольствие систематическине выплачивается. Завершает картинумаслом крайне низкий боевой дух личногосостава, так как добровольно воеватьза государство, которое не в состояниидолжным образом обеспечить элементарныеправа своих граждан, люди просто неготовы.

При этом, очевидносознавая имеющиеся риски, руководствоТуркменистана одной рукой по-тихомузаигрывает с исламистами в Афганистанес целью их умиротворения, а другой –также очень негромко – обращается-такиза помощью к силовым структурам России,Китая и Афганистана в деле организацииболее эффективной охраны государственнойграницы, в том числе за счёт привлеченияЧВК.

Информация о том,что у границы с Афганистаном появилисьвоенные инструкторы из России, а впограничных районах замечены подразделенияконтрактников, состоящие в основном избойцов славянской внешности, появиласьещё летом 2015 года. Однако смею предположить,что данное половинчатое решение можетне дать желаемого результата – в случаекритического обострения обстановкинебольшие подразделения без серьёзнойподдержки не смогут выступить в ролисерьёзного заслона, и ребята просто-напростосгинут в беспощадных, но бессмысленныхбоях.

С другой стороны,уже не первый год, после создания вянваре 2015 года «Вилаята Хорасан»,наблюдается повышенное внимание ТОЗРИГ к северным афганским провинциям,непосредственно граничащих сТуркменистаном. Население этихприграничных районов, состоящеепреимущественно из этнических туркмен,традиционно оказывало поддержку талибам,однако в 2016-2017 годах часть местныхгруппировок присягнула на верность«Халифату». С учётом того, что общаячисленность туркмен, проживающих натерритории Афганистана, составляетпорядка миллиона человек, можнопредставить, насколько серьёзен ихмобилизационный потенциал. Конечно,«игра флагами» в обмен на «спонсорскуюпомощь» – достаточно распространённоеявление в среде исламистов, однако здесьважно не забывать про один интересныймомент.

Ещё в 20-30-х годахпрошлого века, во времена разгромабасмачества, в Афганистан ушли несколькокрупных и влиятельных туркменскихкланов, но их родовые земли остались натерритории Туркменистана. Претензиина возврат этих земель до сих пор являютсяпредметом регулярного шантажа руководстваТуркменистана со стороны афганскихтуркмен. При этом в непосредственнойблизости от этих самых родовых земельнаходятся два крупнейших месторожденияприродного газа в Туркменистане. Тоесть в данном случае интересы туркменскихкланов, мечтающих о «реституции»,объективно совпадают с интересами ИГИЛ,заточенного на внешнюю экспансию, плюсречь идёт о крайне перспективной«кормовой базе».

И, наконец, мы дошлидо третьей стороны. До 2014 года включительноруководству Туркменистана удавалосьдостаточно эффективно противодействоватьраспространению религиозного экстремизмав стране, причём в огромной степениуспеху в этом деле способствовалонастроение самих туркменских граждан,которые весьма вяло отзывались напропаганду эмиссаров из различныхструктур и не горели желанием изучатьнелегально ввозимую специфическуюлитературу.

Ситуация измениласьс появлением ИГИЛ в приграничных районахАфганистана. В республике резкоактивизировалась салафитская пропаганда,которая на сей раз нашла живой отклику населения – по всей видимости,сказалась-таки накопившаяся усталостьлюдей от «мудрого руководства», так чтоИГИЛ очень удачно вошло в струю. Приэтом стóит отметить, что под влияниепропаганды религиозного экстремизмапопали уже не только значительные массыгражданского населения, но и армейскиекруги.

На этом фонеобщественно-политическая ситуация вТуркменистане выглядит следующимобразом – светская политическаяоппозиция вытоптана наглухо, никакихлегальных способов выразить своёнесогласие с выкрутасами «великогопокровителя всех туркмен» у гражданнет, любые всплески недовольства жёсткопресекаются и подавляются местнымиспецслужбами. Однако голод – этосерьёзный мотивирующий фактор, и люди,которые в конце концов обнаружат, чтотерять им уже фактически нечего, могутне выдержать. Какая сила в таком случаеможет возглавить стихийный народныйпротест, упорядочить его и направить внужном направлении? Ответ очевиден –это джихадисты, активно эксплуатирующиеидеи социальной справедливости.

Именно эти опасениявысказывает в своём материале «Туркменияпод ударом. Произойдет ли в странеэкстремистская революция?»Никита Мендкович, политическийобозреватель информационного агентстваREGNUM,специализирующийся на Центрально-азиатскомрегионе, который я завуалированнопроанонсировал в самом начале. Данныйматериал, настоятельно рекомендуемыйк прочтению, был опубликован 21 июня,т.е. именно в тот период, когда со всейочевидностью стало ясно, чтопродовольственный кризис в Туркменистанеприобрёл затяжной характер и угрожающиечерты.

При этом хочу отметить,что потенциальные риски на самом делесерьёзнее, чем впадение Туркменистана«в пучину затяжного внутреннегоконфликта». Ни в коем случае нельзяисключать дальнего прицела ИГ и попыткисделать ход конём. Массированного напоразаслоны на границе не выдержат, обратитьсяза незамедлительной помощью туркменскому«Аркадагу» может тупо не позволитьодновременно гордость и страх утратитьсвою уникальную независимость поднапором «русской военщины», армияразбежится, государство рухнет в момент.А тактика мобильной войны в пустыне состремительными бросками на дальниедистанции у ИГИЛ отработана отлично.Здесь не горы, как в Таджикистане, покоторым надо ползать медленно и печально,– тут можно переть и переть по равнине.Пройдут как раскалённый нож сквозьмасло и выйдут на казахстанский Мангышлак,где найдут и поддержку местных салафитов,и нефть – в дополнение к туркменскомугазу… И выбивать их оттуда будеттяжковато.